Песня — жизнь моя. Приобщение детей к региональным фольклорным традициям

С самых своих юных лет я считал, что русская традиционная культура — это великое богатство, которым обладает русский народ. Но ведь с каждым годом мы безвозвратно теряем частицы этой драгоценной культуры, утрачиваем наше наследие, которое укрепляло, питало жизнь наших предков — бабушек и дедушек. Именно поэтому после окончания общеобразовательной и музыкальной школ я поступил в Омский областной колледж культуры и искусства, поступил на народно — хоровое отделение. За время учебы мы неоднократно выезжали в фольклорные экспедиции по районам и селам Омской области. В те годы нами было собрано большое количество традиционных народных песен, игр, сказок, а также бытовых танцев, которые с тех пор прочно осели в моем личном архиве: какие-то уже сегодня храниться в специально обработанном нотном варианте, а какие-то в записи на видео. Но все эти фольклорно-музыкальные материалы — подлинные, исполненные носителями традиционной культуры.

Я также всегда был уверен, что всю свою жизнь буду работать с детьми. Так и случилось! Начинал я свою профессиональную педагогическую деятельность в детских загородных оздоровительных лагерях. И помимо основной, утвержденной администрацией лагеря музыкально-воспитательной программы, у меня всегда была в запасе особая программа для любого отряда, написанная в таком варианте, где было множество народных игр, загадок, прибауток. Поэтому ни одно большое общелагерное культурно-воспитательное мероприятие не проходило у меня без народной песни, без задорного народного танца.

В 2015 году я был принят на работу в Горновский культурно-досуговый центр Тогучинского района. Набрал я в свою фольклорную группу 15 детей, с которыми мы успешно разучили достаточное большое количество народных песен, танцев и т.д. В этом нам очень помогала наш замечательный концертмейстер — Елена Дмитриевна Слипченко — блестящая гармонистка. Именно с того, памятного для меня старта профессиональной фольклорно-педагогической деятельности, я и стал активно вести работу по сбору и систематизации народной утвари и предметов этнографической старины. Очень много таких уникальных вещей мне досталось и по наследству от моей прабабушки Шевченко Клавдии Сергеевны.

В 2017 году я перешел на работу в «Центр развития творчества» Тогучинского района. Под руководством опытного методиста, Отличника народного просвещения РФ Людмилы Николаевны Ермолич, я разработал дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу «Сибирская душа», рассчитанную на 3 года обучения для учащихся в возрасте от 7 до 15 лет, по которой и сегодня обучаю учащихся народной культуре и этнографии.

Психолого-педагогическая своеобразие содержания моей сегодняшней опытно-поисковой методико-практической детальности заключается в том, что современные дети любят все новое, модное и для того, чтобы привить им любовь к традиционной народной культуре, следует приложить немалые творческих педагогических усилия. Обязательно нужна и совместная работа с родителями т. к. родители являются едва ли не самым важным связующим звеном между ребенком и педагогом. Следует осуществлять совместные учебно-творческие занятия детей и родителей, нужно вместе разучивать новые песни, танцы, сообща постигать культурно-художественные традиции. Руководителю любого фольклорно-этнографического объединения, как я считаю, необходима и поддержка специалистов-профессионалов. С большой благодарностью и уважением я всегда рассказываю своим коллегам о специалистах новосибирского Областного центра русского фольклора и этнографии: Суровяк Любовь Викторовне и Мартыновой Татьяне Юрьевне, которые, я в этом глубоко убедился, всегда придут на помощь и помогут разобраться в традициях и песенном фольклоре нашей области.

Моя главная воспитательная задача сегодня — не просто привлечь детей в объединение, а именно научить их искренне любить простую русскую народную песню, танец, сказку, частушку, а самое пожалуй главное — гармонь и балалайку. Все, что было собрано мною в фольклорно-этнографических поездках за последние годы, все это является своеобразным золотым фондом учебно-образовательной деятельности нашего детского творческого объединения «Сибирская душа». Благодаря знакомству с Людмилой Николаевной Ермолич, я неожиданно узнал, что ее бабушка, Ермолич Евдокия Ивановна, была известной песенницей в Тогучинском районе (место ее постоянного проживания — село Зверобойка). Мы до сего дня изучаем ее самобытное народное пение по сохранившимся аудиозаписям. Ведь пока жива народная песня и пока ее поют, пока она реально исполняется сегодняшними детьми, то будет жива и память об Евдокии Ивановне Ермолич.

На Х областном фестивале «Сибирская глубинка» наша этнографическая выставка была отмечена дипломом Лауреата. На этом же фестивале мы представляли песенные традиции Тогучинского района, исполняли песню–веснянку «Подай боже ключик», записанную когда-то от Евдокии Ивановны. За высокое художественное исполнение и исконно точную передачу традиционного фольклорного материала получили диплом Лауреата.

Сегодня состав нашего детского творческого объединения «Сибирская душа» насчитывает 25 человек: «Тогучиночка» — это старшая группа и «Славянский венок» — младшая. Оба эти возрастные «подразделения» нашего объединения ведут яркую и активную концертную деятельность в городе, районе и области. Духовно-нравственное воспитание осуществляется у нас средствами песенного фольклора, деятельностно-практическим постижением музыкальных стилей и региональных особенностей музыкального фольклора.

Обучение детей пению — процесс длительный, непрерывный. Народное пение — это пение близкое к разговорной речи. Это особого рода жизнь — жизнь в духе народа. Особо значимо сегодня в воспитательном плане - традиционное аутентичное пение, т.е. пение с сохранением присущих только носителям фольклорной традиции диалектов, особых способов и приемов вокального звукообразования. Ведь подлинный традиционный фольклор — это когда поют бабушки. Причем бабушки поют, а дети сидят рядом и копируют. Искусственно усвоенный фольклор — это когда руководитель показывает, как нужно петь ту или иную песню, рассказывает о фольклоре, начитавшись всего лишь соответствующей научно-этнографической литературы, ведет обучение, не зная практики музыкально-фольклорного быта. Так, конечно, можно работать, оставаясь педагогом-профессионалом, но все же лучше, на наш взгляд, придерживаться живой фольклорной исполнительской традиции.

Пение нужно начинать с разговорных упражнений — в так называемой, «примарной» зоне, либо, иными словами, в удобной для ребенка звуковысотной тесситуре. Однако петь ближе к разговорной речи это совсем не значит, что нужно кричать или петь слишком открытым звуком. Петь громко — это не всегда правильно. Звук должен быть гибким и ни в коем случае не форсированным. Ведь связки у детей очень тонкие, они мягко между собой соприкасаются и колеблются, тогда-то и возникает удивительный, неповторимо-трепетный звук детского голоса. В связи с чем очень не рекомендуется систематически напрягать детский голос, иначе ребенок может в будущем вообще потерять голос и никогда не сможет по настоящему петь.
Поделюсь некоторым своим практическим опытом работы с детским голосом.

Я использую на занятиях следующие упражнения:
Даю задание — посчитать от 1 до 10 — на распев на одном разговорном тоне (при этом обязательно работает грудной резонатор).
Упражнение на одном тоне: «Стояло печенье в вазе на столе. Сейчас мы узнаем: кто взял его себе». (Называется имя ребенка, дети стоят в кругу, участвуют все.)
Ребенок отвечает: Кто я?
Все дети: Да-да!
Ответ ребенка: Я не брал(ла)
Все дети: А кто тогда?
Упражнение с повышением на пол тона с каждым запевом.
«Ой, тари, тари, тари,
Куплю Маше янтари.
Куплю Маше янтари,
Не кому их не дари!»
Скороговорки — это гимнастика для артикуляционного аппарата (язык, губы, щеки) разогрев всех мышц лица. Текст скороговорки: «Веники, веники, да веники помелики, да на печи валялися, да с печки оборвалися!» Еще один подобного рода текст скороговорки, используемый мною в работе: «Кум Гаврила, кум Гаврила я Гавриле говорила: веретена не точены, в бане веники мочены. (Исполняется с переходом по полутонам вверх и вниз).Самый важный этап вокальной работы с детским голосом - это упражнения на постановку дыхания. Дыхание — это основа выразительного пения. Все мы рождаемся, так сказать, с брюшным дыханием, которое наполняет наши легкие и головной мозг в том объеме, который нам необходим для полноценной жизни. Но с большим сожалением можно сказать, что люди, спешащие жить, утрачивают это дыхание и переходят на поверхностное, так называемое, «ключичное» или «грудное». В связи с этим обстоятельством, самой первой задачей любого педагога-хормейстера при работе над детским голосом, является постановка брюшного дыхания с хорошей опорой на диафрагму. Когда ребенок овладевает таким дыханием, диапазон его голоса значительно увеличивается.

 Снова приведу несколько практических примеров из своего опыта.

Распевка «Андрей воробей не гоняй голубей, а гоняй галочек из-под палочек» — исполняется на одном звуке, с движением по полутонам вверх. Постепенно это упражнение необходимо усложнять, используя самые различные жанры фольклора — потешки, прибаутки и др. Например, берем следующую коротенькую песню-попевку: «Пошел Ванька по воду» (разучивать эту песню-попевку следует в одной звуковой линии, специальным смысловым образом не выделяя слова; только при итоговом исполнении следует идти за словом, ориентируясь по раскрываемому в тексте смыслу). Желательно также отрабатывать произношение и дикцию в разных художественно-исполнительских манерах, например, громко, восторженно, крикливо и т.д., находя нужную, соответствующую избранному исполнительскому образу, интонацию.

В целом, при работе с детским голосом, педагогу-хормейстеру следует постоянно помнить, что любые вокальные исполнительские навыки лучше всего развиваются у ребенка на простом музыкальном материале.

Доминирующее место в сегодняшнем репертуаре нашего вокального коллектива «Сибирская душа» занимает песенный фольклор Новосибирской области. Пропаганда фольклорной традиции — тоже важная часть нашей работы. В прошедшем учебном году мы с учащимися подготовили, например, большой концерт для отдыхающих санатория «Тогучинский». При реализации специально подготовленного сценария были использованы сопутствующие исполняемым песням обряды и традиции. Кратко было рассказано и о историко-жанровых особенностях всех исполненных песен, танцев и обрядовых комплексов.

С детьми младшего школьного возраста я применяю в основном игровые песни, традиционные народные игры с припевками. В своей каждодневной учебно-воспитательной деятельности я опираюсь не только на свою коллекцию фольклорно-этнографических записей, но и на репертуарные методические сборники других авторитетных авторов-составителей, содержащие народные песни Доволенского, Маслянинского, Купинского, Северного, Кочковского районов Новосибирской области (записанные в фольклорных экспедициях 1985–2005 гг.). На общероссийском уровне много полезного я извлекаю для себя в Московских, Санкт-Петербургских, Барнаульских и Челябинский методических изданиях и хрестоматиях. Особо отмечу сборник «Заинька во садочке» (сост. : Суровяк Л. В., Тарасевич Н. А.), изданный в 2004 году в Новосибирске, а также методическое пособие «На родимой, на сторонке» (издано в Новосибирске, в 2005 году), в котором очень подробно, четко, доступно и, главное, поэтапно расписана вся современная система работа над постановкой голоса.

В своей каждодневной работе с детьми я всегда помню о том, что нельзя использовать детский голос как сырье, не задумываясь, что с ним будет дальше. Но при этом открывать, выявлять, взращивать будущих Руслановых, Зыкиных, Стрельченко нужно именно в раннем детском возрасте! Бесспорно, ребенок лучше всего осваивает окружающий мир в его целостности, в его единстве, полноте и красочности. Следуя этой важной культурно-этнографической заповеди, я систематически погружаю учащихся моего объединения не только в удивительную стихию народной песни, но и в специально актуализируемую окружающую культурно-развивающую среду, делаю это посредством оформления музеев, уголков народного быта, посещения горниц и центров традиционной культуры, осуществляю такую работу через участие в небольших фольклорных экспедициях и поездках к мастерам-умельцам, настойчиво веду работу по сбору подлинных экспонатов народной культуры.

Дополнительные файлы: