Декоративно-прикладное творчество в структуре современного детства

Объявленное в России с 2018 года «Десятилетие детства» заставляет нас с особо пристальным вниманием подойти к вопросу о раскрытии потенциальных воспитательно-развивающих возможностей системы дополнительного образования детей и, в частности, деятельности художественно-творческих объединений, ориентированных на пробуждение и укрепление у обучающихся различных возрастных групп чувства своей личной сопричастности (либо, говоря более современным научно-терминологическим  языком, чувства идентичности) с уникальными многовековыми традициями декоративно-прикладного творчества.

Возникновение декоративно-прикладного творчества произошло тогда, когда у человека появлялась тяга к прекрасному — потребность украсить все, что его окружало эмоционально насыщенными образами  и знаками. Началось всё это очень давно. Наш далекий предок еще жил в каменных пещерах, одевался в звериные шкуры, рыбачил, охотился на зверя, чтобы пропитаться, но у него уже и тогда почему-то находилось время для, так сказать, «прикладного художественного творчества». Он наводил узоры на предметах повседневного обихода, лепил фигурки людей и животных, выбивал на скалах целые картины. На протяжении последующих долгих столетий прикладное декоративное искусство продолжало развиваться. Каждое новое поколение так или иначе сохраняло лучшее, добавляя что-то свое, современное. И поскольку результаты такого систематически воспроизводимого декоративно-прикладного процессы оказывались понятными и значимыми не только какому-то одному конкретному человеку-творцу, а многим и многим людям, то такое искусство и стали называть “народным”.

Различия в условиях жизни тоже конечно же нашли свое отражение в декоративно-прикладном искусстве, наложили на него свой отпечаток. В процессе эволюции народного культурно-художественного творчества сложились традиции, которые соединили в себе самые характерные, особо чтимые черты и признаки. В концептуально-методологическом плане традиции стали все больше и больше напоминать нам ниточку, тянущуюся из глубокой древности в наши дни. В число таких характерных общехудожественных особенностей входят, например, темы орнамента, колорита, сюжета, ритма и др. Стоит сравнить, например,  рисунки наскальной живописи Заонежья  (2000 лет тому назад) с росписью на местных прялках — сразу же обнаружится поражающее всех  сходство.

Однако современный ребёнок живет в урбанизированном мире, где окружающая его социокультурная среда характеризуется преобладанием машин, различных механизмов, приборов и игрушек, выполненных из пластика и других синтетических материалов. Современные информационно-коммуникативные технологии усугубляют урбанистичность современного детства.   Но традиционное народное декоративно-прикладное творчество не должно сдавать свои позиции. Более того, на наш взгляд, в современных культурно-образовательном процессе дополнительного образования детей можно вполне достичь гармоничной сбалансированности между глобально-урбанизированным способом жизненного бытия растущего человека и его традиционными культурно-художественными пристрастиями [1]. Общероссийская «Концепция развития дополнительного образования детей» (2014 г.) также нацеливает сегодня нас на «приобщение детей к традиционным и общечеловеческим ценностям в современном информационном постиндустриальном поликультурном обществе» [2].

Какую же функциональную нагрузку в современном социуме должна выполнять традиционная декоративно-прикладная культура? Я полагаю, что, в противоположность отчуждённой современной урбанистичности, традиционная культура должна быть «согревающей» и питающей ребёнка энергией Добра, Света, Любви и Справедливости. Такую энергию, как раз и несут в себе окрашенные теплом столетий предметы и вещи, а тем более вещи, сделанные своими собственными руками. Современному педагогу дополнительного образования, особенно работающему в условиях города, необходимо постоянно взращивать в детских умах и сердцах чуткость к Прекрасному, к Добру, воспитывать Любовь к традиционной народной культуре. Только тогда у ребенка появится искреннее желание самому сотворить и приумножить Красоту окружающего мира, прикоснуться к живому творчеству прошлых веков и поколений, сделать народное искусство частью своего повседневного бытового окружения. Поэтому, проанализировав все социальные противоречия и противостояния современного мира, я разработала «Образовательно-методический комплекс дополнительных общеразвивающих программ «Народные ремесла»», куда вошли следующие дополнительные общеразвивающие программы: «Народная игрушка - кукла», «Плетение из бисера», «Плетение из ивового прута». Программы эти в своём органическом единстве направлены на фор­мирование культуры творческого самовыражения личности учащихся, нацелены на приобщение обучающихся к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям. Синтез названных программ реализуется мною вокруг стратегической целевой задачи - формирования у обучающихся развернутого представления о народном искусстве, его содержательной глубине, высокой нравственно-эстетической ценности.

       В своей непрерывной поисково-исследовательской деятельности я исходила из того, что детство — это пора достижений, стремительного пополнения знаний, умений, навыков, обретения жизненного опыта, становления нравственности и открытия своего уникального «Я», это пора взросления, постепенного становления новой, более ответственной социальной позиции, это предельно важный период самоопределения, выбора своего места в жизни, попытка реализации своих детско-юношеских идеалов, замыслов. В целом – это эпоха всепоглощающего стремления растущей личности к разноплановому постижению жизненно-мировоззренческих основ человеческого бытия.

У человека в любом возрасте всегда есть выбор: либо идти по пути Добра (созидания, развития, творчества и т. д.), либо стать камнем преткновения на пути этого потока и, даже не осознавая этого, быть источником разрушительной силы этого мира. Развить, укрепить созидательные тенденции личности — значит, обеспечить успешную социализацию, непрерывное духовно-нравственное развитие взрослеющего человека [3].

Учить предметному мастерству и совершенствовать душу растущего человека, на мой взгляд,  можно одновременно; достичь этого можно если удастся окунуть ребёнка в атмосферу подлинного творчества. Ребенок, творящий своими руками и окруженный добрым, чутким и уважительным к нему отношением, основанным на вере в его потенциальные возможности, крепнет умом и богатеет душой, а значит, начинает творить со всё более возрастающим вдохновением и содержательной глубиной. В этом и состоит огромное педагогическое значение всего дела приобщения детей к занятию декоративно-прикладным творчеством.

В ручном декоративно-прикладном труде, наряду с чётко выверенной предметно-исполнительской культурой должна обязательно присутствовать и творческая, высоко духовно-устремлённая мысль. Работая с детьми начальной школы, я пытаюсь найти гармонию в соединении этих двух относительно самостоятельных начал. Приведу пример. Когда изучаем народную игрушку-куклу, где содержанием образовательной программы предусмотрено изучение народной игрушки, начиная с самой простой и уводя в мир более сложных кукол, то доступность их исполнения и условность формы, как минимум, помогают детям сразу же проявить себя в творческом деле, подталкивают их к активному и самостоятельному поиску. Но не так просто было достичь таких положительных результатов с детьми более младшего возраста, а также с  мальчиками, особенно потому, что во многих семьях считали, что куклы - это совсем не мужское дело и заниматься таким прикладным  видом художественного творчества мальчикам не следует. Здесь на помощь мне приходит более широкий социокультурный взгляд на данную гендерно-педагогическую проблему. Вовлекая детей и их родителей в народные праздники, обряды, игры, рассказывая детям и взрослым о духовной жизни наших далёких предков, проводя регулярно методические беседы с родителями (ведь многое идёт из семьи!), я достигаю планируемых  положительных результатов, который видны даже по тем выставкам, которые были нами сообща организованы. И ещё один положительный момент, который обнаруживает себя в течение учебного года следует упомянуть в настоящем месте: когда дети регулярно занимаются народным ремеслом, они становятся дружнее, спокойнее, выдержаннее  по отношению друг к другу, становятся дружнее и общительнее. И уже в конце учебного года каждый ребёнок полностью убеждён: изготовление народной куклы это интересно, увлекательно и это не так сложно, как казалось на первый взгляд.

Мою дополнительную общеобразовательную программу дети успешно осваивают в течение двух лет. К концу обучения они многое узнают о духовной культуре своего народа, они хорошо понимают, что кукла может быть не только предметом игры, но и многое может рассказать об истории своей страны, об обычаях и традициях народа, о том, например, какую одежду носили наши предки, как и чем они жили. Сверх того, с куклой связано много занимательных легенд, преданий и сказок, кроме того, кукла  исподволь учит, как себя вести и как не следует поступать.

Работая много лет по своим авторским программам, не могу не отметить, что занимаясь, к примеру, по программе «Плетение из бисера», во-первых, я обеспечиваю  развитие у детей мелкой моторики, которая, в свою очередь,  способствует улучшению их  подчерка, во-вторых, у детей заметно улучшается аудио восприятие, так как вновь прибывшие дети, как правило,  не умеют разбирать схемы и им приходится на слух воспринимать цветовую гамму,  определяя нужное количество бисеринок, чтобы достичь желаемого художественно-эстетического результата. Но и тут у многих родителей часто возникает не совсем сегодня верная установка на обучение мальчиков, которые, по большому счёту, по своему внутреннему устремлению вполне искренне хотят заниматься этим видом творчества: ведь  нынешний уровень бисероплетение — это не только фенички (браслетики) и колье, из бисера можно сплести роботов, динозавров и других животных. Чем не мальчишеское занятие?

Хочется отметить, что сегодня в некоторых учебных группах у меня мальчиков даже стало  больше, чем девочек.

В плетении из ивового прута, мы также не ограничиваемся элементарным плетением традиционных корзинок: у нас в коллекции есть сегодня и «Алые паруса», и животные из сказок и мультфильмов, и космические фигурки. Этим видом творчества овладевают даже дети с несложной формой ДЦП. Природный материал очень притягивает детей, пробуждает их фантазию, они видят, чувствуют, как из казалось бы простых прутиков можно сотворить —  как в волшебной сказке —  еще никем не созданное ранее собственное авторское изделие.

К счастью детство — это именно то время, когда возможна подлинная, искренняя привязанность к истокам национальной культуры. Русский народ имеет ценнейший опыт духовно-нравственного и декоративно-прикладного воспитания, накопил самобытный опыт передачи культурных традиций от старших поколений — младшим. Вспомним нашу историю — ведь не только крестьяне, но и дворяне, мастерили, ткали, вышивали. Даже царские дети обучались разным видам рукоделия. Ремесла и народные промыслы — наше национальное достояние, поэтому не нужно забывать виды рукоделия, традиционные на Руси. Но нужно не показное «сувенирное», а каждодневное в чём-то, в самом главном  аутентичное  общение с таким искусством. Истоки красоты и совершенства мы всегда можем найти в народных ремеслах. Поэтому результатом воспитания должна стать  забота  обучающихся об этом благородном  деле, в целом, о людях и как следствие -  вырастающая в сердцах ребят забота о Родине.

Литература

  1. Задерацкий В.В. Национальное в глобальном // Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики. Сборник научных трудов участников VI Международной научно-практической конференции. -Новосибирск: Международная Славянская Академия (Западно-Сибирское отделение), 2018, с.15-20.
  2. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
  3. Боровиков Л.И. Личностно-созидающий подход в воспитании // Классный руководитель. – 2000. № 5. – С. 234-235.