Школа редких профессий: ювелир-гравер, ювелир-монтировщик, ювелир-модельер

В эпоху многообразия и усложнения социального и культурного развития общества и инновационных процессов в образовании одной из основных задач современной школы является подготовка школьников к обоснованному выбору профессии. Особую остроту эта задача приобретает сегодня в связи с формированием рыночных отношений в сфере труда, профилизацией общеобразовательных школ. Для учреждений дополнительного образования вопрос профессиональной ориентации стоит на одном из первых мест. Именно в учреждении дополнительного образования ребенок с раннего возраста познает прекрасный мир творчества: его впечатления самые яркие, звонкие, чистые. Совсем не обязательно, чтобы ученик, однажды пришедший в изостудию или хореографический зал, стал профессиональным художником, танцором, дизайнером. Очень важно, чтобы однажды он почувствовал себя счастливым! В процессе взросления подростку как никогда необходимо чувствовать себя самодостаточным и успешным, особенно в кругу своих сверстников. Именно на этом этапе развития, мы, педагоги, которые росли творчески вместе с ребенком пять или более лет, должны помочь с реальным выбором жизненного пути.

 В рамках учебной деятельности детской школы искусств «Весна» на отделении декоративно-прикладного искусства много лет успешно работает «Школа редких профессий», которая ориентирована на школьников среднего и старшего школьного возраста, желающих получить базовые знания по специальностям «ювелир-гравер», «ювелир-монтировщик», ювелир-модельер». Основная цель «Школы редких профессий» — создание условий для успешного личностного и профессионального самоопределения, социализации и адаптации подростков посредством приобретения основ ювелирного дела.

Занятия проводятся два раза в неделю по 3 часа.  

Фундаментом деятельности «Школы редких профессий» является авторский учебно-методический комплекс «Основы ювелирного дела», включающий в себя учебник «Теория и практика ювелирного дела» (Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2007; авторское свидетельство № 2011 от 06.02.2007 ООО «Сибкопирайт»), и его полная электронная версия с приложением и дидактическими материалами, включающими следующие шесть видеофильмов: «Теория и практика ювелирного дела», «Материаловедение», «Основы ювелирного мастерства», «Схемы изготовления и сборки ювелирных изделий», «Филигрань как старинный русский промысел», «Малахитовая шкатулка. Все о драгоценных и полудрагоценных камнях» (I, II, III части).

 В рамках занятий спецкурса «Школа редких профессий» осуществляется проектная деятельность. Проект «Ювелирное искусство для одаренных обучающихся ДШИ «Весна» в 2016 году был удостоен Большой золотой медали конкурса «Золотая медаль выставки «УчСиб-2016». Проект «Изготовление ювелирных изделий путем моделирования из воска с последующей заливкой в металле» направлен на более глубокое изучение ювелирного дела и рассчитан на учащихся, окончивших спецкурс «Школа редких профессий» и желающих постичь более тонкие грани ювелирного искусства.

Количество человек в группах по ювелирным специализациям составляет 305 человек. Малая наполняемость групп связана с использованием дорогостоящего и специального оборудования, а также с необходимостью большой индивидуальной работы с каждым учеником. На курсах используется следующее специализированное оборудование: ювелирная бор-машина, набор металлических лобзиков, комплект надфилей, круглогубцы и бокорезы, ригель, инструменты для пайки, для закрепки, шлифовки и полировки, муфельная печь, вакуумный насос, модельный воск, гипс, штангенциркуль, набор полировочных материалов, аэрограф компрессионный.

Работа с колющими, режущими материалами требует особого внимания к обучению подростков детально разработанной технике безопасности.

По окончании какого-либо из трех ранее указанных курсов учащихся получает соответствующую специализацию и свидетельство об окончании курса, а также проходит практику в одной из действующих ювелирных мастерских города. Помимо этого, реализуется выездная практика в мастерских известных художников-керамистов, флористов и ювелиров г. Новосибирска, посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Важной особенностью работы «Школы редких профессий» является активное введение регионального компонента в содержание программы через изучение культур сибирских народов, использование сибирских орнаментов и природных материалов.

Одним из изучаемых предметов курса является «Материаловедение». Материалы и способы их обработки — это средства образного мышления обучающегося, те средства выражения, которыми  он оперирует, воплощая свою идею в реальную художественную форму. Чем глубже изучение и тоньше понимание свойств материала, тем совершеннее и свободнее использование их в различных технических приемах для решения художественно-композиционных задач.

Возникает закономерный вопрос, какие материалы используются в процессе изготовления ювелирного изделия? Зная, что возраст учащихся не позволяет им работать с драгоценными материалами, мы используем в работе только поделочные камни. Заготовки для ювелирных изделий делаются исключительно из латуни, меди и мельхиора (что намного сложнее в обработке, чем золото, серебро и др.).

Высокое качество материала, тонко продуманный выбор способа его обработки — залог творческих успехов будущего художника. Примером такого глубокого знания свойств материала и способов его обработки служит народное искусство прошлого. В нашей работе используем самый древний, исконно русский прием обработки металла — филигрань или скань. Он не искажает и не насилует изобразительной природы материала и бережно сохраняет свойственные данному материалу изобразительный язык. В произведениях народного искусства очень часто в качестве художественного средства выступает сам материал с его цветом, фактурой, блеском. Для начинающих обучающихся 9-11 лет часто используется прием декорирования: инкрустация металлом по керамическому пласту (оформление шкатулок, вазонов), дополнением служат поделочные камни, береста, кожа и т.д.

 Вся композиция строится на выразительности и красоте самого материала. Но для получения такого эффекта было необходимо в совершенстве изучить материал и освоить технику и технологию его обработки, в высшей степени постичь мастерство, позволяющее извлекать из материала всю присущую ему выразительность и декоративность. Конечно, творческий процесс народного мастера прикладного искусства во многом отличен от творчества современного художника, но по глубине проникновения в особенности и свойства материала они во многом сходны, а возможно и тождественны.

Однако в век технического прогресса необходимо следить не только за появлением новых материалов, но и за технологией их обработки, учитывая их новые свойства. Таким образом, материал и технология становятся революционизирующим фактором создании современных форм художественных изделий.

Не следует забывать, что обработки — это лишь средства выражения художественно-образного содержания произведения. Если они превращаются в самоцель, когда мастер излишне любуется фактурой поверхности при чеканке или увлекается случайными цветами побежалостей при термической обработке металла, они утрачивают способность служить средствами выражения содержания, и тогда поверхностно обработанная материальная форма предмета превращается в формальный символ.

Всех обучающихся в коллективе спецкурсов «Школа редких профессий» объединяет интерес к ювелирному делу. Регулярное проведение «Дней открытых дверей» и выставок дает возможность привлечь внимание своих сверстников не только к себе, но и к своим работам. Изготовление сувениров к праздникам, тсакже является мотивацией к творческой деятельности.