Изучение визуального художественного материала на занятиях историей искусства. Качественные критерии оценки

Одним из важных навыков обучения на занятиях «Истории искусства» в ДШИ (Детских школах искусства) является работа с визуальным материалом. Знание визуального материала — это фактическое запоминание облика конкретного художественного произведения, его автора, названия, эпохи создания, стиля. Данное, интегративное по своей природе знание, имеет основополагающее значение в итоговой оценке качества преподавания истории искусства в системе ДШИ. В чем заключена суть имеющейся здесь организационно-методической проблемы? Дело в том, что в рамках зафиксированного в официальной Типовой образовательной программе изучения истории искусства в ДШИ за 4 года (по 1 часу в неделю) объем изучаемого материала достаточно высок. А с учетом того, что учеба в ДШИ есть дополнительное образование, то времени на углубленное самостоятельное изучение визуального материала детьми дома просто-напросто не хватает.

Я предположила, что одним из наиболее эффективных организационно-методических механизмов решения задачи по обеспечению динамичного и высококачественного усвоения обучающимися обязательного учебного материала могут стать игры на уроках истории искусства. По виду деятельности такие игры должны относится к играм интеллектуальным, играм познавательным Организация таких игр наиболее продуктивна в условиях небольших учебных микрогрупп (4-7 человек). В этом нас убедил практический опыт.

На своих уроках я использую в основном готовые настольные игры в виде карточек «Мемо» по темам «Москва», «Санкт-Петербург», «Картины русских художников»; набор «Собери 4» по темам «Мастера живописи»; набор «Memoria» по темам «Шедевры живописи»; набор «Картины, моя большая выставка» по темам «шедевры живописи».

Визуальный материал в играх использую с учетом возраста обучающихся.
Каждая из используемых игр организуется по своим правилам: «Memo» (в рамках тем «Москва», «Санкт-Петербург», «Картины русских художников») ставит обучающихся перед необходимостью отыскать две одинаковые карточки среди прочих; в ходе игры обязательным условием при открытии карточки, которая лежит «рубашкой» вверх, является определение названия увиденного произведения.    

Игра «Memoria», используемая мною при изучении темы «Шедевры живописи», строится по тому же принципу, что и предыдущая игра «Меmo», но вся наполняющая ее коллекция составлена из произведений художников эпохи Возрождения.

В игре «Собери 4» по теме «Мастера живописи», игроки собирают коллекцию из произведений одного художника, обмениваясь друг с другом карточками. При этом, обращаясь за нужной картой, игрок должен назвать произведение и имя художника. В наборе содержатся картины, которые можно увидеть в Эрмитаже.

В игре «картины, моя большая выставка» по теме «Шедевры живописи» есть несколько вариантов игр: «Художественное рамми», «Угадай имя художника», «Угадай тему выставки». Обучающиеся в ходе игр должны обнаружить хорошее знание не только имен художников и названий их работ, но и стилевую принадлежность. Важнейшей спецификой коллекции является большое количество работ художников ХХ века.

Типичный урок-игра включает в себя, как правило, две фазы: фазу подготовки и фазу исполнения.
В фазе подготовки преподаватель, объясняя правила игры, организует действия обучающихся по образцу. И в дальнейшем осуществляет функцию контроля за ходом выполнения действий. В фазе исполнения обучающиеся сами перестраивают свою деятельность, контролируя ее сопоставлением с образцом, соотнося с целью игры.
Индивидуальным образовательным результатом такой игры для обучающегося, по нашим длительным психолого-педагогическим наблюдениям, становятся следующие показатели:

  • у обучающихся формируется положительное отношение к изучаемому предмету и искусству в целом;
  • быстрое заучивание в рамках игры визуального материала становится в дальнейшем устойчивым навыком по работе с ним;
  • знание визуального материала, приобретенное в ходе игры, обретает явно фиксируемую прочность.

Учебно-игровые манипуляции с карточками выступают основой для дальнейшего решения более сложных задач, таких как:

  • сравнение художественного языка авторов на основе анализа ключевых репрезентаторов;
  • понимание места произведения в творчестве автора, в рамках художественного направления и общего стилевого пространства;
  • способность вычленять черты предыдущих традиций в изучаемом произведении;
  • анализ репрезентаторов, в ходе которого обучающихся открывает произведения искусства для себя как инструмент познания не только картины мира конкретной эпохи, но и себя самого.

Результаты игры бывают представлены как на общегрупповом, так и индивидуально-личностном уровнях.
Коллективно-групповой результат. Все учащиеся с удовольствием участвует в игре уже в силу ее эмоциональной привлекательности. В игре также снимается общее напряжение, так как перед детьми не стоит задача прямого сознательного заучивания визуального материала.

Индивидуально-личностный результат. На индивидуальном уровне преподаватель, безусловно, хорошо знающий художественные произведения, становится для детей образцом для дальнейших подражательных познавательных действий.

В целом же, процесс наиболее успешного овладения визуальными художественно-историческими знаниями на занятиях «историей искусства» у учащихся происходит в совместной творческой деятельности со взрослым. Здесь еще есть много других форм и видов работы, о которых следует всякий раз говорить особо.