Воспитание любви к родному краю через систему внеклассной работы по предмету

Как известно, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на становление широкого спектра личностных характеристик выпускника. Перед сегодняшней школой стоит задача воспитать человека, который любит свой край и свое Отечество, уважает свой народ, его культуру и духовные традиции; осознает и принимает ценности человеческой жизни; активно познает мир, осознает ценность труда, науки и творчества; умеет учиться, способен применять полученные знания на практике; социально активный, осознающий свои обязанности перед обществом; уважает других людей, осознанно выполняет правила здорового и экологически целесообразного образа жизни.

Развитие личности осуществляется под влиянием многих факторов: это наследственность (генотип), среда (социокультурное пространство), воспитание и обучение, активность самой личности, заинтересованность в собственном развитии. Понятно, что наследственность дана природой, изменить ее мы не в силах. Остальные же факторы во многом зависят и от нас. Для гармоничного развития личности необходимо создать определенные условия, а именно: избыточную образовательную среду, предопределяющую многообразие выбора, осуществить стимулирование самостоятельности обучающихся, организовать использование средств, удовлетворяющих интересы и потребности учащихся, обеспечить поддержку индивидуальности и креативности и др. Только в этом случае ребенок сможет проявить себя, раскрыть свои индивидуальные способности, почувствовать свою значимость и приобщенности к общему делу.

В данной статье я хочу поделиться опытом организации внеклассной работы по географии и биологии в своей школе.

В 2010 году по моей инициативе в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» прошел фестиваль «Я живу в России». Сценарий составляла я. Целью такого мероприятия стало знакомство с культурой и творчеством народов России, воспитание патриотических чувств за Родину. Приурочили мы фестиваль ко Дню народного единства. Так и закрепилась дата. Каждый год перед осенними каникулами вся школа участвует в фестивале. Тематика меняется («Народные  промыслы России», «120 лет Новосибирску», «Города-герои», посвященная 70-летию Победы, «80 лет Новосибирской области», «Год кино в России» и др.). Каждому классу предоставляется возможность выпустить бюллетень по теме мероприятия, приготовить номер выступления. А когда проводили праздник «Народы России», то угощали национальными блюдами, шили национальные костюмы, представляли изделия ДПИ. такая традиция очень нравится и детям, и родителям, и учителям, так как принимают участие все. С теплом вспоминают эти праздники и выпускники.

Проведение предметной декады естественных наук и географии также вызывает живой интерес у школьников. Как правило, время для нас отводится в апреле, но декада чаще всего растягивается с марта по май. 21 марта отмечается День леса. Уже к этому дню даются разнообразные задания детям по интересам и по возможностям. Апрель очень насыщен. Мы проводим день птиц, фотовыставку «Дыхание природы», выставку-конкурс плакатов и рисунков в защиту природы, выставку рисунков ко Дню космонавтики, поделок из мусора. Право проявить фантазию предоставляется каждому ребенку.

Ко Дню земли под моим руководством ежегодно оформляется стенд, в котором содержится информация о Дне Земли, интересные факты, загадки, стихи детей, фотографии, выдержки из школьных сочинений. Учащиеся 8-х классов готовят информационные плакаты по природе и географии Новосибирской области. Все ребята получают так называемые «фишки-бонусы», которые можно обменять на дополнительные оценки по предмету за активное познавательное участие.

В нашей школе есть добрая традиция проводить творческие вечера с поэтом-земляком В. Е. Липчанским. Им написано много стихов о природе нашей малой Родины. Дети учат стихи и читают их на вечерах, подкрепляя фотоэтюдами окрестностей села.

Ежегодно наша школа принимает активное участие в международном конкурсе по естествознанию «Человек и природа». Есть победители и призеры.

Как правило, осенью набирается группа туристов для путешествия по нашему Сибирскому краю. Мы выезжаем в Томск, Колывань, Томскую писаницу, Бердск, Новосибирск. Знакомимся с природой и историей.

В прошлом году в рамках Всероссийской экологической акции «Сделаем вместе» мы с нашими эколидерами хорошо поработали. Школу отметили как одну из самых активных в области. Когда дети заинтересованы, когда их поддерживаешь в добрых начинаниях, они способны многое сделать и повести за собой других ребят. так, эколидеры проводили уроки экологии во всех классах, опросы, викторины, игры. Сами организовали сбор макулатуры и батареек. Самостоятельно вышли на субботник, писали статьи в специально организованной группе в социальных сетях. А одна девушка выпустила журнал «МЕЛ», в котором отразила события данной акции. И кстати, собирается поступать на факультет журналистики в НГУ.

Стимулируя интерес ребят к природе и географии, я вижу, что ежегодно ученики в большом составе участвуют в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии, географии, экологии. Каждый год есть призеры муниципального этапа по этим предметам. В прошлом учебном году мы приняли участие в Дне экологической грамотности, проводимом НГПУ. А в декабре 2017 года в Дне географической грамотности (НГПУ), где есть два победителя в номинации «Я знаю географию!» И это очень приятно.

В заключение хочется сказать, что гармоничное развитие личности ребенка по многом зависит от нас, педагогов, и не только от качества организации творческой познавательной деятельности на уроках, а, пожалуй, еще более от системы внеклассной работы, создаваемой во внеурочное время. Мы создаем благоприятные условия для самостоятельного индивидуального развития ученика, повышения его образовательных и личных достижений, которые приносят не только удовлетворение, но и дают возможность самому прогнозировать дальнейшие образовательные и жизненные перспективы, выстраивать планы, определять средства и сроки их осуществления.