Методы игровой терапии в профессиональной деятельности педагога-психолога. Системная методическая рефлексия практического опыта

Почему большинство людей в любом возрасте так любят играть? Прежде всего, видимо потому, что игра — это целостное состояние души (А. Н. Аркин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). В интеллектуальную задачу можно погрузиться умом, испытывая при этом некоторый эмоциональный «холод». А на дискотеке, насквозь пронизанной игровым началом, можно всеми чувствами уйти в танцевальное движение, но думать при этом рациональными категориями практически невозможно.

Потенциальные возможности игры. Игра (хорошо продуманная, либо очень тонко, по наитию, придуманная) захватывает человека целиком. Это единство мыслей, чувств и движения. Это гармоничная жизнь в образе, роли, ситуации, мире. Кроме того, это уникальное пространство воображения, обладающее огромным творческим потенциалом. Здесь можно творить себя, выстраивая свои отношения с другими, строить свое будущее и будущее мира в совершенно безопасной атмосфере и ситуации. Здесь можно сказать: «Я играю роль» и позволить себе быть самим собой. Исходя из результатов своего жизненного и профессионального опыта осмелюсь утверждать, что в игре мы бываем больше похожи на себя, чем в повседневной жизни. Для сегодняшней практической психологии — это крайне важный, принципиально значимый момент. Как в диагностическом, так и методико-практическом контексте.

Действительно, хорошая игра — это своего рода естественный психологический эксперимент, который ставит сам по себе каждый участник. Результаты такого эксперимента не всегда предсказуемы, даже более того — чаще всего они неожиданны, а иногда даже болезненны. Для определенной категории детей (да и взрослых) за желанием играть стоит потребность в сильных эмоциональных переживаниях. Особенно это характерно для детей с особыми образовательными потребностями. Игры предоставляют им возможность эмоционально отреагировать на различные волнения и трудности, построить на уровне чувств отношения с окружающими, научиться контролировать и регулировать свой внутренний мир.

Далее. Игра, как известно, является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, что предполагает необходимым организацию жизни ребенка в разнообразных формах сюжетно-ролевой игры. Игра обусловливает процесс социокультурное развитие ребенка, становление его личности, его самосознания, актуализируя процессы саморегуляции; в игре осуществляется развитие речи и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, формируется эмоционально-волевая сфера, актуализируется развитие таких важных психических процессов как воображение, мышление, память и т.д. Фактически весь спектр потенциальных возможностей игровой деятельности, применительно к условиям современной педагогической действительности, на наш взгляд, раскрыт в достаточно объемном печатном издании новосибирского исследователя, доктора психологических наук, профессора Натальи Яковлевны Большуновой [1].

В практику игротерапии с детьми дошкольного возраста, имеющими трудности в интеллектуальном или физическом развитии, в развитии эмоционально-волевой сферы, педагоги-психологи нашей психологической службы включают различные формы психотерапии: арттерапию (искусство), психогимнастику, элементы психодрамы, телесную терапию, сказкотерапию, песочную терапию, «Большие» психологические игры и т.д.

Игровая песочная психотерапия. Остановлюсь теперь более подробнее на песочной терапии (игры с песком и водой). Эта форма игротерапии регулярно используется в моей практике несколько лет. Игры с песком для меня есть, прежде всего, способ развития эмоциональной сферы ребенка, гармонизации состояния его личности. Игры с песком - это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Дети, испытывающие трудности в звукопроизношении, дети с задержкой психического развития часто словами не могут выразить свои переживания. И тут им на помощь приходят игры с песком и водой.

Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка по типу сказочного сюжета, ребенок освобождается от напряжения. Ведь в настоящей сказке все происходит правильно и все заканчивается хорошо. Ребенок приобретает в ходе игровой песочной психотерапии поистине бесценный опыт разрешения множества жизненных ситуаций. В организуемой нами игре детям предлагаются новые способы для самовыражения, понимания своего эмоционального состояния. Психологу же предоставляется возможность непосредственно увидеть, наблюдать, констатировать эмоциональное состояние ребенка, выявлять особенности его мировосприятия и миропонимания, определять доминирующее отношение к себе и окружающим, косвенно определять сложившийся стиль семейного воспитания, а также фактический уровень интеллектуального развития. Заметим, внутрисемейные проблемы дети, как правило, ярко проигрывают в своих сказочных сюжетах.

Игровая песочная психотерапия очень диагностична. Так, дети с низкой познавательной способностью обладают типичными поведенческими проявлениями. Они, чаще всего, не интересуются где и какие лежат игрушки, на стадии спонтанного «хаоса» хватают все подряд, либо устойчиво избегают брать какие-либо незнакомые игрушки, совершенно не пытаясь даже узнать, что же это такое? У детей с плохо развитой моторикой игрушки часто падают, не становятся на задуманное место. Стиль поведения детей с задержкой психического развития и близких к нормальному развитию также заметно различается. Чем более глубокая задержка, тем менее организованно ведет себя ребенок в песочнице: не выполняет правил работы с песком (сыпет песок из песочницы на ковер, на себя); сюжет беден; не запоминает, где и какие брал игрушки и т.д.

Вся работа с детьми в рамках реализуемой мною методики состоит из диагностического, коррекционного и контрольного этапов.
По сложившейся традиции на мои занятия приглашаются дети, которые определяются в группу «риска» решением психолого-медико-педагогического консилиума по результатам педагогической диагностики и дополнительного психологического обследования. Эти ребята имеют трудности, как в звукопроизношении, так и в развитии эмоционально-волевой сферы: заниженная самооценка, высокий уровень тревожности, большое количество страхов, агрессивные, гиперподвижные, замкнутые и т.д.

Реализуемая психологическая программа включает в себя цикл занятий различной тематики. Например: «Мой песочный детский сад», «Побеждаем злость», «Мои друзья», «Подземные строители» и т.д. Занятия могут быть как индивидуальные, так и групповые.
Количество посещаемых ребенком занятий зависит от особенностей и потребностей каждого ребенка.

Основными способами игры с песком и водой являются: совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (игры с плоской поверхностью песка — «рисование», «отпечатки» и т.д., игры связанные с созданием образов на поверхности песка — «пирожки», «горки» и т.д.); проникновение в толщу песка (игры с погружением в толщу песка – «ямки», «тоннели» и т.д., игры с выходом из толщи на поверхность песка); игры с использованием воды и предметов (игры, связанные с текучестью и движением песка, игры с использованием предметов различной формы и тематики).

Особое внимание в моей каждодневной работе уделяется развитию речи дошкольников. Для развития артикуляции, словаря, диалогической и монологической речи подбираются и используются в игре чистоговорки (скороговорки) и стихи. Дети рассказывают, пересказывают, упражняются в составлении диалогов. Постоянно отслеживается правильное звукопроизношение.

Работа осуществляется в тесном сотрудничестве с логопедами и дефектологами. При необходимости дети направляются на консультацию к детскому психоневрологу.

Вовлекаются в развивающий процесс и родители. Им предоставляется возможность получить теоретические сведения по развитию у детей эмоциональной сферы. Индивидуальные консультации, совместные с детьми занятия (например, игра «Наша семья»), ориентированы на выявление родительского отношения с детьми, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Все это способствует осознанию и свободному принятию новых способов взаимодействия «родитель – ребенок».

Проводимые для педагогов семинары и практические занятия («Игры в песок — это не только интересно, но и полезно») наглядно показывают, что перенос традиционных педагогических занятий в песочницу может дать большой воспитательный и образовательный эффект. Ведь в играх с песком можно гармонично и интенсивно развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторику). С их помощью совершенствуется предметно-игровая деятельность, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Повторная диагностика проводится по окончании цикла занятий. Она дает возможность психологу сравнить результаты обследований, определить эффективность проделанной работы, выработать стратегию дальнейшей работы с ребенком.

Психологическая диагностика, беседы с педагогами и родителями, наблюдения за детьми в различные режимные моменты в течение нескольких лет позволяют сделать вывод, что у большинства детей происходят значительные изменения в развитии эмоционально-волевой сферы: повышается самооценка и стрессоустойчивость, уменьшается количество страхов и агрессивность. Плаксивые дети меньше плачут, замкнутые находят себе друзей и с удовольствием общаются. У некоторой части детей эти изменения незначительны. И только у отдельных у детей не наблюдается явной положительной динамики, или же эти изменения представляют собой зигзагообразную кривую. Предполагаю, что это может быть связано с низкой заинтересованностью родителей, их нежеланием или неумением видеть трудности в личностном развитии своего ребенка, вносить изменения в детско-родительские отношения, с особенностями физического здоровья детей. Может быть, это также связано с недостаточным количеством развивающих занятий или с неточно подобранным содержанием и направлением игры. Полученные результаты обязательно анализируются и учитываются при дальнейшем планировании развивающей работы.

Роль игровой деятельности в адаптационный период. Проанализировав результаты развивающей работы с детьми по песочной практике за несколько прошедших лет, я пришла к выводу: многих трудностей в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников можно избежать, если вовлекать детей в игровой процесс на самой первой ступеньке — в период адаптации малыша к детскому саду, постараться сделать такой нелегкий для малыша и родителей период менее травматичным.

В каждой группе в период адаптации есть дети, которые горько плачут и с трудом расстаются с мамой. Дети плачут в группе, мамы за дверью. И успокоить взрослых бывает подчас более сложно, чем маленьких. Что же делать? Конечно, играть! И мы начинаем играть. Играть все вместе — педагоги, дети, родители.

Основная задача игр в период адаптации – наладить доверительные отношения взрослого с каждым ребенком, подарить ему минуты радости, попытаться вызвать положительное отношение к детскому саду. Ребенок должен увидеть в педагоге доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первое, и самое важное наше правило — добровольность участия в игре. Взрослый должен стать ее искренним непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делая ее важной и значимой. Игры должны повторяться, так как малыши по-разному принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта. Знакомые игровые ситуации необходимо включать в бытовые процессы. Игры и бытовые процессы каждодневно дополняются приемами торможения отрицательных эмоций. Взрослый не должен оценивать действия ребенка. Слова типа: «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Нужно дать малышу возможность проявить, выразить себя, а не загонять его в свои, даже самые лучшие рамки. Если дети не расположены в данный момент к играм, можно почитать им сказку, раскрасить вместе картинку.

Хорошо, если мамы умеют играть с малышами весело и со смыслом. Часто бывает наоборот. Встревоженная мама, находясь в групповой комнате, прижимает своего самого любимого и неповторимого к груди, пытается успокоить, а при этом еще и сама едва сдерживает слезы. Педагогу необходимо научить мамочек придумывать сюжет игры и потихоньку развивать его. В то же время учить маму необходимо, держа руку на пульсе. Ведь малыш еще не умеет сочувствовать, переживать, делиться, меняться. Все это ему еще предстоит освоить, и главный его помощник — мама.

Сначала вместе с мамой, а затем уже без мамы, ребенок в игре осваивает некоторые режимные моменты, учится обслуживать себя и удовлетворять свои физиологические потребности в новой для него обстановке.

Педагог-психолог, родители, воспитатели и медицинские работники в период адаптации — это единое целое, это команда, в которой каждый играет свою роль, действует по единым правилам и с одной методически приоритетной целью: сыграть так, чтобы наши дети быстрее привыкли к детскому саду, не плакали, не болели, чтоб, в конце концов, были спокойны как дети, так и их родители.

И мы играем. Играем постоянно. И если раньше каждое утро начиналось с громкого плача группы детей, то теперь плачут только отдельные дети, и родители не стоят под окнами групповой комнаты, тревожно прислушиваясь к звукам. Соответственно, можно сделать достаточно уверенный вывод о том, что игры помогают малышам быстрее освоить новую обстановку, почувствовать безопасность, эмоциональный комфорт, сформировать потребность в общении с педагогом.

Так это или нет? Можно попробовать. Уверена — получится. Успехов вам!

 

Литература

  1. Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000. — 409 с.