Дидактические возможности коммуникативных игр. На примере обучения английскому языку

Номер: 

В настоящее время изучение иностранных языков — это одно из условий достижения успеха человеком в разных сферах жизни [1, с. 38]. Язык сейчас необходим каждому: для работы, путешествий, даже для простого поиска информации в интернете [2]. Процесс освоения языковых навыков целесообразно строить на игровой основе [3]. Поделюсь своим методическим опытом. При этом акцент сделаю на коммуникативной функции обучения.Игра приближает речевую деятельность к естественным нормам, реальным жизненным ситуациям, таким образом она помогает развивать навык общения, помогает усвоить и отработать языковой материал в наиболее интересных и комфортных для ребенка условиях, позволяет «погрузить» обучающихся в любую речевую ситуацию со всеми ее реальными психологическими особенностями.
Игра широко используется сегодня в обучении младших и средних школьников иностранному языку, так как наиболее подходит им в силу возрастных психологических особенностей [3]. Но это совершенно не значит, что нельзя использовать игру и игровые ситуации со школьниками более старшего возраста. Для детей такого возраста можно успешно использовать, например, деловые игры, которые позволяют еще более предметно и функционально четко воспроизводить реально существующие ситуации. Материал при этом усваивается в конкретно значимом контексте.
Игры на английском для младших детей на уроке могут служить разминкой. А более взрослые учащиеся во время игры могут весело проводить время и отдыхать от изучения монотонных учебных тем. Для решения этих коммуникативно-образовательных задач подойдут сотни разнообразные игр. Но все же любой педагог-практик, с течением времени, как правило, отбирает для себя наиболее ему подходящий игровой методический репертуар.

В своей статье я хотела бы привести, на мой взгляд, серию дидактически оптимальных и интересных примеров для организации игр на уроках английского языка.
1. Игра «Word race» («Гонка слов»). Ученики делятся на две команды, доска делится на две половины и сверху обозначается тема состязания, затем ученики начинают записывать по одному слову в соответствии с темой. Одно слово, один бал. Побеждает команда, написавшая самое большое количество слов на доске за отведенное время.

2. Игра «Words». Каждому ученику дается список отдельных слов (желательно, чтобы в этом списке были все части речи). Например: a girl, to go, to find, interesting, strange, thing, very much, good, happy, home. Играющие должны составить устно (или написать) рассказ, содержащий эти слова. Выигрывает тот ученик, который составил лучший рассказ. Есть и другой вариант игры: в рассказе можно использовать слова в том порядке, в котором они даны в списке.
Это отличная игра для закрепления вновь изученных слов и выражений. Такие грамматические игры на уроках английского языка позволяют оживить обстановку и сделать урок более веселым. Игра подходит для детей среднего и старшего возраста.

3. Игра «Поход в кино». Эта игра проводится в парах.
Карточка первого учащегося: «Invite your friend to go to the cinema and watch a James Bond film. Explain where the film is being shown and when it starts. If you do not understand anything your friend says ask him/her to repeat what he/she said. Agree on where you will meet».
Карточка второго учащегося: «Agree to go to the cinema with your friend, ask hem/her what film is being shown, where you will meet and suggest the place where you will meet».
Таким образом, во время проведения подобной ролевой игры школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра подходит для детей среднего и старшего возраста.

4. Игра «Hot Seat» («Угадай слово»). Ученики делятся на две команды. Причем один садится лицом к классу и спиной к доске, на доске записывается группа слов для каждой команды, затем ученики по одному садятся напротив отгадывающего и пытаются ему помочь отгадать слово на доске. Можно описывать слово и предлагать синонимы, но нельзя называть его или же рисовать на бумаге, на каждого студента отведено время. Выигрывает та команда, которая первой отгадала все слова на доске.
«Hot Seat» помогает развить навык говорения и фонетику английского. Такие лексические игры на уроках английского языка пользуются огромной популярностью среди учеников.

5. Игра «Рrofessions» («Профессии»). На стикерах пишутся названия профессий (например, teacher, waiter, doctor, vet и т.д.) и закрепляются по одному на спинах играющих. При этом дети не должны знать, какая профессия досталась им. Играющие ходят по классу и задают друг другу вопросы по очереди, чтобы узнать свою профессию. Например: «Do I work at school? Do I wear a uniform?», «Do I help people? Do I like animals?».

6. Игра «Pantomime» («Пантомимы»). Попросите одного из учащихся встать перед классом. Шепотом скажите ему какое-нибудь действие, например, «playing a computer game». Ученик должен изобразить это действие посредством пантомимы. Остальные дети должны догадаться, задавая вопросы: «Are you writing an email?» — «No, I’m not»; «Are you playing a computer game?» — «Yes, I am». Тот, кто догадается первым, продолжает игру. Если подготовить карточки с различными действиями для пантомимы заранее (например: «eating a banana», «cleaning your teeth» и т.п.), то дети могут играть в группах.

Формулируя методико-дидактические выводы о роли и месте игры в системе обучения, хочется подчеркнуть, что игра в определенном смысле универсальна:
- игра может быть сопряжена практически со всеми методами и формами обучения. Включение коммуникативных игр как неотъемлемую часть в обучение иностранным языкам обеспечивает учащимся возможность практиковать изучаемый язык в устной речи, предлагает контекст, в котором язык будет употребляться осмысленно, а также является (что исключительно важно!) ненавязчивым диагностическим «инструментом» для учителя, позволяющим выявлять наиболее трудные моменты в речи учащихся;
- игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия личностно-психологического равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником;
- игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить, тем самым преодолевая барьер неуверенности.

Литература
1. Конышева, А. В. Английский язык. Современные методы обучения / А. В. Конышева. — Минск : ТетраСистемс, 2007. — С. 38.
2. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. — М. : Академия, 2006.
3. Ижогина, Т. И. Игры для обучения английскому языку / Т. И. Ижогина. — Р. н/Д., 2004.