Музей приходит в гости к нам

Номер: 

Современный мир стремительно развивается, бег времени практически не заметен. Люди не «успевают оглянуться», как проходят дни, месяцы, годы. Живое общение сведено к минимуму. На улице все меньше играющих детей, по вечерам редко встретишь гуляющих влюбленных, и даже пожилые люди все больше проводят времени у телевизора, а наиболее прогрессивные — за компьютером. Нарушается связь поколений. Дети не знакомятся с историей своей страны и семьи из уст взрослых. Если возникает необходимость, они обращаются к интернету, а через некоторое время забывают. Им не нужно тренировать и напрягать свою память: любую информацию можно найти в любой момент в интернете.

Наблюдение за детьми в школе показало, что дети в основной массе равнодушны к истории. Они утрачивают любознательность и любопытство. Перестают открыто, по-детски, с восторгом удивляться и восхищаться. Их все больше и больше увлекает виртуальный мир. К сожалению, этот мир увлекает и взрослых, и они все меньше времени проводят с детьми. Воспитательные задачи современной школы невероятно сложны, необходимо пробиться через красочный «ленивый» (нажимай только кнопки) виртуальный мир и к детям, и к их родителям. И здесь приходит на помощь школьный музей как одна из форм воспитательной деятельности учебного учреждения. Основными задачами деятельности музея на сегодняшний день становятся — восстановление преемственности поколений, формирование у детей уважения и желания сохранить культурные традиции своей страны, семейные реликвии. Существует еще один момент, который возлагает на школьный музей определенные задачи — это финансовое положение родителей: не все могут позволить себе посещать музеи города, так как входной билет может стоить дорого. Но есть и такие родители, которые не считают важным развивать своего ребенка в этом направлении (по результатам опроса, проводимого в школе, таких родителей 34 %).

За девять лет существования нашего школьного музея были апробированы разнообразные формы работы по разным направлениям. Необходимо было подобрать такую деятельность, которая стала бы интересна обучающимся разных возрастов, а также вовлекла бы их в научно-исследовательскую работу. В результате поиска пришли к выводу, что музей должен работать по трем модулям: «Музей на улице», «Музей русского традиционного костюма старожилов Сибири» и «Музей в чемодане». Таким образом, музейное пространство школы начинается от школьной калитки и может быть в любом месте образовательного учреждения.

Основным модулем в школе является работа «Музея русского традиционного костюма старожилов Сибири», целевая аудитория которого —среднее и старшее звено обучающихся. Для модуля «Музей на улице» целевая аудитория — это младшие школьники, а также жители Северо-Чемского жилмассива, так как школьная территория располагает к прогулкам. Модуль «Музей в чемодане» является наиболее перспективным для повышения интереса учащихся к музейному делу. Благодаря этому модулю, можно расширить музейное пространство образовательного учреждения до городских масштабов, вовлечь детей в поисковую научно-исследовательскую деятельность, не ограничиваясь музейными фондами, а также работать с людьми с ограниченными или особыми возможностями. Работа в этом направлении отвечает всем современным требованиям, которые предъявляют к музею реальность и ФГОС. Появляется возможность приглашать музей в гости. Для этого формируются кейсы по определенным темам с соответствующими музейными экспонатами. Например, кейс «Неувядающая красота России» включает в себя музейную коллекцию платков, сценарий мероприятия, презентацию об истории платочной мануфактуры. При проведении интегрированного урока ИЗО в кейс добавляются репродукции картин известных художников. При проведении интегрированного урока технологии — информация о технике вышивки; интегрированные уроки музыки, литературы дополняются музыкальными произведениями.

Модуль «Музей в чемодане» позволяет создать модель воспитательного пространства, предусматривающую диффузное включение этнографического материала в изучаемые разделы и темы рабочих программ по окружающему миру, ИЗО, технологии, музыке, истории, литературе. Это также дает возможность проведения интегрированных уроков по ряду дисциплин.

Востребованность данной формы работы в школьных музеях очевидна. На сегодняшний день школы переполнены, и в некоторых школах ситуация складывается так, что приходится отказываться от музея, чтобы освободить помещение для учебного процесса. В лучшем случае музейные фонды хранятся в школьных запасниках, а в худшем — выбрасываются. И порой это поистине уникальные вещи. «Музей в чемодане» позволит и сохранить их и не займет много места, а в нужный момент выполнит функцию полноценного музея. Иногда возникают такие ситуации, когда посещение школьного музея нецелесообразно. Например, в музее постоянная экспозиция, и обучающиеся уже с ней знакомы. А для включения краеведческого материала в изучаемые разделы необходимо более детальное знакомство с несколькими предметами. Кроме этого «Музей в чемодане» — прекрасная возможность познакомить обучающихся других школ с интереснейшими музейными экспонатами. Учитывая мобильность «Музея в чемодане», возникает возможность посещения других образовательных учреждений с тем или иным материалом в зависимости от потребностей.

Также «Музей в чемодане» — прекрасная форма работы с людьми с ограниченными или особыми возможностями, когда по понятным причинам люди не могут посещать музеи.
Согласно ФГОС учащийся должен освоить проектную деятельность, а «Музей в чемодане» является кладовой разнообразных тем. Ребенку любого возраста под силу создать свой «Музей в чемодане», придумать для экспонатов свою версию легенды.

«Музей в чемодане» не требует особых материальных затрат. Как уже говорилось выше, для него не нужно помещение, достаточно имеющихся ресурсов в школе: любой учебный кабинет, конференц-зал, актовый зал, музей, библиотечно-информационный центр. В большинстве случаев можно обойтись любой площадкой, включая парковые зоны города. Название «Музей в чемодане» — это лишь форма работы, а не буквальное значение. Если нет чемодана для переноса экспонатов, то легко можно имитировать под чемодан коробку нужного размера, или обойтись сумкой. Таким образом, данная форма работы предполагает максимальное использование собственных средств.

Деятельность «Музея в чемодане» предусматривает как индивидуальную, так и командную работу. Даже если команда не всегда работает слаженно, один человек способен все поправить. В случае непредвиденных обстоятельств возможна замена людей на любом этапе работы. Работа в «Музее в чемодане» является творческой, информационной, а это дает возможность не зацикливаться на определенных темах, расширять тематику и набор экспонатов, поэтому данный вид деятельности является мобильным и гибким.

Конечно, существует возможность прекращения работы «Музея в чемодане», но и в этом случае любой человек, в любое время и в любом месте может воплотить данную идею в жизнь. Но нужно помнить, что в «Музее в чемодане» должно быть минимум два предмета. Это связано с тем, что по музейной терминологии один предмет — это выставка одного предмета, хотя и этот момент не является критичным.

Безусловно, есть важное условие в работе «Музея в чемодане» — воспитание ценностного отношения к истории своей семьи, своего народа, сохранение культурных традиций своей страны. Даже если для «Музея в чемодане» используют современные материалы, не стоит отвлекаться от поставленной задачи.

В «Национальной государственной концепции образования в России» говорится: «Система образования в сегодняшних условиях становится одним из главных инструментов преодоления духовно-нравственного кризиса нашего общества. Она становится существенным фактором национальной безопасности». Деятельность школьного музея помогает решать эту проблему в школе. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Работа школьного музея в тесном сотрудничестве с педагогами способна создать условия для повышения личностной, социальной и семейной культуры обучающегося.