Воспитательная деятельность педагога: дефициты профессиональных компетенций

Номер: 

Человек — природное, социальное и духовное существо, обладающее сложным внутренним миром. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Именно поэтому ребенок наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному и духовно-нравственному развитию.
Времена меняются, изменяется социокультурная среда, дети вырастают. Сегодня нас не удивляют дискуссии и размышления об особенностях взаимодействия поколений. В профессиональный обиход прочно вошли представления о специфике поколений X, Y и Z. А какой он, сегодняшний взрослеющий человек? Чем отличается его пространство взросления?
Современные дети выросли в условиях изменившейся социокультурной среды, которая характеризуется принципиально новыми чертами и особенностями:

  • увеличение скорости изменений в жизни;
  • быстрое освоение новыми поколениями социального опыта;
  • стремительное развитие процессов интеграции и глобализации в современном мире;
  • углубление социальных и культурных противоречий, локальных конфликтов и других факторов, угрожающих человеку, его жизни, здоровью и безопасности.

Поведение современного школьника более свободное и независимое, чем в предыдущие десятилетия, для него характерно стремление к реальной самостоятельности и самопознанию. С пеленок окруженные электроникой, современные дети порой нетерпимо относятся к технической некомпетентности других. Отношение к использованию новых информационных технологий носит для них во многом прагматичный характер: они «добывают», «скачивают», «гуглят».
У современных учащихся развивается «клиповое мышление», требующее динамичной и дозированной подачи материала. Особенностью современных школьников является обширная, но часто бессистемная информированность практически по любым вопросам. Вместе с тем они без особых проблем ориентируются в незнакомом городе и даже стране, ведь благодаря современным гаджетам у них всегда есть карты, навигаторы, контакты.
Индивидуальный прагматизм очень быстро завоевывает позиции в сознании современного школьника. Он желал бы работать и зарабатывать. Предпочтение имеет труд интенсивный, но непродолжительный, рациональный и динамичный. Поэтому сегодня ребенку важно в своей учебной деятельности получать конкретный результат, продукт, который в дальнейшем может иметь для него практическое применение.
При оценке эффективности своей учебной деятельности мнение учителей и родителей не является однозначно авторитетным. По мнению ряда исследователей, это свидетельствует о том, что получение образования рассматривается современным школьником как «лифт», обеспечивающий возможность социального продвижения в жизни. Растущим сегодня детям присущ скептицизм. Замечено, что многие из них считают традиционные моральные нормы и ценности относительными, не обязательными для соблюдения.
В целом современный школьник — это деятельный участник социокультурного образовательного пространства. Его активность во многом обусловлена уровнем успешности в той или иной деятельности. Растущему человеку важно обрести независимость в мнениях, поступках, самостоятельно определить свою позицию по волнующим проблемам, участвовать в общественно полезной деятельности с переживанием чувства собственной социальной значимости.
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательной деятельности. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» воспитание рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Воспитание детей для России — стратегический общенациональный приоритет. Это отражается в ряде нормативно-правовых актов, например, в «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р) и «Концепции развития дополнительного образования детей» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, Президентом Российской Федерации подписан Указ от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
Распоряжением Правительства от 29 мая 2015 года № 996-р утверждена Стратегия развития воспитания на период до 2025 года, определившая комплекс действий, адекватных динамике социальных, экономических и политических изменений в жизни страны, учитывающих особенности и потребности современных детей, социальные и психологические реалии их развития. Положения Стратегии предусматривают соответствие процесса развития личности детей национальному воспитательному идеалу, признание и поддержку определяющей роли семьи в воспитании детей. Основными векторами развития воспитания в РФ являются:

  • создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения;
  • обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;
  • повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;
  • создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;
  • формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;
  • создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях;
  • повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;
  • обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.

Ключевыми механизмами реализации Стратегии воспитания являются: системное изучение и распространение лучшего педагогического опыта работы в области воспитания; развитие кадрового потенциала в части воспитательной компетентности педагога; модернизация системы педагогического образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов в сфере воспитания с целью обеспечения соответствие содержания воспитательной деятельности вызовам времени.
Профессиональные стандарты в области образования, утвержденные Министерством труда и социальной защиты РФ в 2013-2017 гг., включают воспитательный компонент профессиональной деятельности специалистов в качестве обобщенной трудовой функции либо отдельной трудовой функции в ее составе:

  • Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (приказ от 18.10.2013 № 544-н);
  • Педагог-психолог (психолог в сфере образования) (приказ от 24.07.2015 № 514-н);
  • Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (приказ от 08.09.2015 № 608-н);
  • Педагог дополнительного образования детей и взрослых (приказ от 08.09.2015 № 613-н);
  • Специалист в области воспитания (приказ от 10.01.2017 № 10-н).

Региональная система сопровождения непрерывного развития профессиональных компетенций педагогов в сфере воспитания реализуется по следующим направлениям:

1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических и управленческих кадров.

2. Разработка методических рекомендаций по актуальным вопросам воспитания.

3. Развитие среды профессионального общения педагогов в рамках научно-практических конференций, педагогических чтений, семинаров и других вариативных форм.

4. Обобщение эффективного опыта воспитания, создание регионального банка инновационных практик, авторских методических систем воспитательной работы.

5. Развитие регионального конкурсного пространства.

Кафедрами и подразделениями института реализуются дополнительные профессиональный программы для педагогических работников, чья деятельность связана с гражданско-патриотическим воспитанием детей и молодежи, развитием школьного самоуправления и детских сообществ, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, профилактикой семейного неблагополучия, преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, противодействием распространению криминальной субкультуры среди несовершеннолетних.
Кафедрой педагогики и психологии НИПКиПРО ведется работа со всеми категориями специалистов в области воспитания: заместителями директоров ОО по воспитательной работе, классными руководителями, социальными педагогами, педагогами-психологами, педагогами дополнительного образования, методистами, руководителями структурных подразделений учреждений дополнительного образования детей, заместителями директоров и директорами учреждений дополнительного образования детей, кураторами Российского движения школьников, педагогами-предметниками.
Тематика курсов повышения квалификации по проблемам воспитания формируется на основе актуальных запросов педагогических работников. В последние годы особенно востребованы слушателями дополнительные профессиональные программы: «Социальное развитие растущей личности в контексте реализации Стратегии воспитания в РФ до 2025 года», «Совершенствование системы воспитательной деятельности образовательного учреждения в условиях ФГОС», «Реализация системно-деятельностного подхода в воспитательном пространстве школы», «Организация диалога семьи и школы в аспекте общенациональной Стратегии развития воспитания», «Психологические аспекты профессиональной компетентности педагога в условиях ФГОС», «Оптимизация межличностных отношений в учебно-воспитательном процессе», «Программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС», «Психологическая безопасность образовательной среды в условиях реализации профессионального стандарта педагога», «Профессиональная этика и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса» и другие.
Коллективом кафедры ежегодно разрабатываются методические рекомендации для педагогических работников Новосибирской области по актуальным вопросам воспитательной деятельности. Так, например, для приведения в соответствие Положений о классном руководителей в образовательных организациях Новосибирской области на основании письма Министерства образования Новосибирской области от 31.05.2018 № 5228-06/25 кафедрой педагогики (зав. кафедрой — Н. Н. Малахова, канд. пед. наук) и отделом научно-методического сопровождения деятельности муниципальных методических служб (начальник — М.  . Волчек, канд. пед. наук) были разработаны Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных организациях НСО. Обсуждение и утверждение данных рекомендаций состоялось на заседании Регионального учебно-методического объединения в системе общего образования Новосибирской области 21 июня 2018 г. (протокол № 02/2018).
Профессиональное общение педагогов региона по проблемам воспитательной практики реализуется в рамках традиционного съезда работников образования Новосибирской области, всероссийских и региональных конференций, семинаров, проводимых в НИПКиПРО и на площадках образовательных организаций. Например, World cafe «Воспитательные стратегии в рамках системно-деятельностного подхода» (17.03.2016); областной семинар «Региональные модели развития социальных институтов воспитания: опыт, проблемы, решения» в рамках XVI съезда работников образования Новосибирской области (22.08.2016); региональные методические семинары «Великие секреты воспитания» (26.10.2017), «Мотивация к познанию и творчеству: смыслы и ценности самостоятельной деятельности школьника» (13.03.2017) «Уроки творчества: чувствовать, мыслить и действовать» (28.02.2018) в рамках деятельности консалтингового центра «Воспитательная компетентность педагога: открытая методическая школа» на базе МБОУ СОШ № 156 г. Новосибирска; региональный учебно-практический семинар «Социальное развитие растущей личности» на базе МБУДО ЦВР «Галактика» (21.03.2017); региональный методический семинар «Учитель и ученик: диалог в пространстве взросления» на базе Дома молодежи г. Чулыма (26.04.2017); открытая педагогическая студия «Созидаем вместе» на базе МБОУ ДО г. Оби «Городской центр дополнительного образования (в течение 2017-18 учебного года); стратегическая сессия «Управление воспитательной системой современной образовательной организации: взаимодействие в пространстве взросления» в рамках программы II Съезда руководителей образовательных организаций Новосибирской области (22.08.2017) и многие другие.
На страницах научно-методического журнала «Сибирский Учитель» уделяется большое внимание проблемным вопросам воспитания. В каждом номере журнала присутствуют материалы, обобщающие опыт и воспитательные практики региона и страны. Кроме того, выходят в свет отдельные тематические номера, направленные на системное изучение и распространение лучшего педагогического опыта работы в области воспитания.
Информационно-методический журнал «Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области» является единственным за Уралом журналом, посвященным проблемам воспитания и дополнительного образования. В настоящее время одновременно выходит два самостоятельных формата журнала — печатный и сетевой. Традиционными в печатной версии являются проблемные рубрики по вопросам воспитания: «Воспитывающее обучение», «Лаборатория творческой педагогики», «Методический портфель», «Родительское собрание», «Семейная педагогика». Сетевой журнал предлагает новые направления представления опыта педагогов-воспитателей области в рубриках: «Управление воспитательным процессом», «Открытый социум», «Работа школьных музеев», «В центре внимания — семья», «Ресурсы профессионального развития».
На развитие профессиональной компетентности педагогических работников в области воспитания направлено и развитие регионального конкурсного пространства. Подразделениями НИПКиПРО организуются и проводятся региональные конкурсы: «Учитель года», «Школа — территория здоровья», «Современный мультимедийный урок», «Разговор о правильном питании», «Моя экологическая культура и здоровый стиль жизни», конкурс педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям», конкурс авторских образовательных программ педагогов, конкурс проектных работ «Юный исследователь» и другие. Всероссийские конкурсы: «За нравственный подвиг учителя», «Мой лучший урок», «Мой выбор — "Сферы"!» и другие.
Одним из важных направлений воспитательной деятельности современного педагога остается взаимодействие с семьей и родителями школьника. Актуально комплексное использование учителями и педагогическими коллективами вариативных форм повышения педагогической культуры родителей. Важны не только новые для родителя знания, но сформированные умения анализировать и успешно разрешать часто встречающиеся в жизни проблемные ситуации, педагогически грамотно строить взаимоотношения в семье, контролировать свою речь и действия по отношению к детям.
Однако дефицитами профессиональных компетенций педагогов в сфере воспитания остаются:

1. Знание и владение основами психодидактики, поликультурного образования, закономерностями поведения в социальных сетях.

2. Применение в профессиональной деятельности знаний об основных закономерностях возрастного развития, стадиях и кризисах развития и социализации личности, индикаторах и индивидуальных особенностях траекторий жизни и их возможных девиациях, приемах их диагностики.

3. Проектирование и реализация ценностного аспекта учебного знания и информации, обеспечение его понимания и переживания обучающимися.

4. Реальная защита достоинства и интересов обучающихся, помощь детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.