Классный руководитель Новосибирска — второе дыхание конкурса

Номер: 

Когда педагогам предлагают принять участие в профессиональном конкурсе, то часто можно услышать выражения «А зачем?», «Это стресс!» или «Все и так известно». Хочу возразить всем этим высказываниям. Имея за плечами большой опыт участия в конкурсном движении, могу с уверенностью сказать, что каждый конкурс дает «новое дыхание», открывает новые перспективы профессионального роста. Но происходит это только тогда, когда педагог правильно относится к своему участию. Участие ради победы способствует нервно-стрессовой перегрузке, поэтому идти на конкурс нужно не за победой, а за развитием, не с возмущением и обидами на членов жюри, а за получением внешней экспертной оценки своей деятельности и определения над чем нужно еще работать и куда стремиться.
Третий год подряд Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» при поддержке НГПУ проводит конкурс «Классный руководитель Новосибирска». Конкурс получил «второе дыхание», обрел второй шанс своего развития, т.к. был возобновлен после семилетнего перерыва. Являясь куратором нового конкурса, расскажу о его структуре, а попутно и о том, почему нужно участвовать именно в нем.
Итак, какова структура конкурса?
Городской конкурс проводится в три тура. Первый заочный тур включает три конкурсных задания: «Педагогический проект или программа воспитания», «Интернет-ресурс» и сочинение-рассуждение. По итогам участия складывается образ конкурсанта, методически грамотного (педагогический проект), владеющего современными технологиями (Интернет-ресурс) и творческого (сочинение).
Второй (очный) тур еще более глубоко знакомит с конкурсантом-практиком. Участник защищает педагогический проект, представленный на заочном туре, проводит классный час и показывает творческую самопрезентацию.
Конкурс не стоит на месте, он постоянно корректируется и развивается, шагая в ногу с современными требованиями, предъявляемыми к классному руководству. В 2018 году в конкурсе появился третий финальный тур «Моя позиция», который включал три конкурсных задания: «Великие мысли великих учителей», «Педагогическая ситуация» и «Тематический день». Этот тур проводился только для пяти участников, набравших наибольшее количество баллов с целью определения лауреатов и абсолютного победителя. В 2018-2019 учебном году вместо самопрезентации появится конкурсное задание в формате TED-технологии и соответствующее ее девизу — «Идеи, достойные распространения» или «Моя педагогическая находка, которой хочется поделиться с коллегами». Конкурсанты представят свою интересную находку в рамках деятельности классного руководителя. Это может быть инновационная идея проведения воспитательного мероприятия, интересный прием беседы с родителями или обучающимися, диагностика воспитательного процесса и многое другое, т. к. деятельность классного руководителя безгранична.
А теперь отвечу на вопрос, почему нужно участвовать в конкурсе «Классный руководитель Новосибирска»?
Во-первых, конкурс — это всегда ступень профессионального роста педагога. Классным руководителям предоставляется возможность поработать в различных форматах. Например, в 2018 году установочный семинар проводился в формате Педагогического кафе. Во время открытия профессиональных конкурсов все конкурсанты участвовали в заседаниях Педагогической ассамблеи, работали в рамках коворкинг-площадок. Эти площадки помогли педагогам, обсуждающим образ и позицию успешного классного руководителя, его личностные и профессиональные компетенции, дать более развернутую оценку своей деятельности. Во время конкурса участникам предлагалось провести защиту педагогического проекта или программы воспитания в формате Печа-куча. Участвуя в конкурсе, классные руководители имеют возможность задать интересующие вопросы членам жюри, получить разноплановую оценку своей деятельности и определить возможные «точки» дальнейшего профессионального развития.
Во-вторых, конкурс — это возможность личностного роста. Часто педагог теряет авторитет среди обучающихся потому, что становится неинтересен как личность. Участие в конкурсе позволяет оценить сильные стороны своей личности, способствует раскрытию творческого потенциала, т.к. подготовка к конкурсу и участие в нем требуют мобилизации социальных, моральных и эстетических усилий.
Мир развивается, поэтому педагогу надо не отставать от времени, а постоянно совершенствоваться. Для участия в конкурсе многие впервые начинают создавать свой профессиональный сайт, т.к. это является одним из конкурсных заданий.
Меняется и внешний облик конкурсанта. После каждого конкурсного задания на официальном сайте Городского центра информатизации «Эгида» появляется подробный фотоотчет. Поэтому наши конкурсанты становятся популярными, всегда выглядят «на пять» и имеют возможность собрать фотоархив своего участия.
В-третьих, конкурс — это незабываемые встречи и новые друзья.
Конкурс дает возможность знакомства с интересными (лучшими) классными руководителями города, которые готовы к поиску, готовы делиться своими наработками. Когда у педагога горят глаза, когда с ним интересно обсуждать любые проблемы, когда он успешен, то и жизнь выходит на новый уровень.
В-четвертых, конкурс — это новые возможности, новые линии карьерных перспектив.
Интересно сложились судьбы абсолютных победителей конкурсов «Классный руководитель». Абсолютный победитель конкурса «Классный руководитель–2007» Зимин Дмитрий Николаевич стал директором школы № 92, победители 2004 года Киппа Ольга Васильевна и 2008 года Матвеева Наталья Вячеславовна сейчас работают в городе Москве. Борейко Ирина Анатольевна (2006 г.) стала победителем конкурса лучших учителей РФ в рамках проекта «Образование». Сычева Наталья Александровна (2009 г.) закончила магистратуру СИБУПК. Стуканова Вера Викторовна (2017 г.) в рамках Городской школы профессионального мастерства «Потенциал» делится опытом работы, газета «Красный проспект» посвятила ей статью «Профессия для сильных женщин». Гузенко Ирина Валерьевна (2018 г.) сразу после победы была назначена заместителем директора по воспитательной работе МАОУ «Лицей № 9».
По устоявшемуся правилу, все победители предшествующих лет обязательно входят в состав профессионального жюри последующих Городских конкурсов «Классный руководитель Новосибирска».
Что же фактически дает участие в конкурсе тем, кто не занял призовых мест? Кроме личностного и профессионального роста, о чем уже было сказано выше, такое участие обеспечит надежный фундамент для аттестации на более высокую категорию или подтверждения существующей. Собраны материалы, проведена диагностика, педагогический проект или программа воспитания прошли внешнюю экспертизу, составлен аналитический отчет, т. е. собраны главные составляющие аттестации. У конкурсантов появились публикации. Кроме этого, при аттестации педагогических работников важное место при начислении баллов играет сам факт участия в профессиональном конкурсе и полученное благодарственное письмо департамента образования мэрии города Новосибирска.
Очень хочется, чтобы «второе дыхание» нашего городского конкурса классных руководителей открыло новые имена талантливых, творчески работающих в области воспитания педагогов, способствовало развитию профессиональных компетенций, выявлению и распространению инновационных практик по обновлению содержания педагогических технологий в деятельности классных руководителей.
Участвуйте в конкурсе для личностного и профессионального роста, для того чтобы поучиться у других, узнать новое и показать итоги своего труда. Тогда, даже не выйдя в финал, вы будете победителем в номинации «Собственное развитие».

Верьте в себя и в свои силы!