Технологическая модель организации воспитательно-дидактического сотворчества на учебных занятиях спортивно-оздоровительной аэробикой

Номер: 

1. Педагогическое (воспитательно-дидактическое) сотворчество — основа практического моделирования. Общенаучный исследовательский метод моделирования в последние годы все более активно проникает в педагогическую науку и практическую педагогическую деятельность. Государственная нормативно-правовая документация последнего времени [1; 2 и др.], также ориентирует организаторов целостного воспитательно-дидактического процесса в учреждениях дополнительного образования на освоение метода моделирования: иным путем не представляется возможным успешное решение широкомасштабных социокультурных задач, постулируемых в многочисленных нормативно-регламентируемых концепциях, стандартах, распоряжениях и приказах [3].
«Моделирование в обучении» (modelling in education), по данным «Современного психологического словаря», есть «одно из основных учебных действий, направленных на решение учебных задач в развивающем обучении» [4, с. 226]. Культурно-развивающий потенциал дополнительного образования, вернее, его методически последовательное усвоение ребенком в рамках освоения дополнительной общеобразовательной программы спортивно-оздоровительной направленности, предполагает овладение обучающимися всех возрастных групп техникой многомерного моделирования, включая моделирование педагогическое — целенаправленного применяемого в учебно-образовательных целях, под присмотром педагога, моделирования, по максимуму страхующего учащихся от грубых ошибок и оплошностей в предпринимаемых учебно-творческих действиях. При этом сама по себе рациональность моделирующих действий не должна отодвигать на второй план главное — состояние творческой устремленности растущей личности.
Современная практическая педагогика шаг за шагом обновляет свои теоретико-методические основания и воспитательно-дидактические принципы. На смену в сущности одностороннего авторитарного воспитательно-обучающего воздействия педагога на учащихся, принятое в отечественной педагогике советского прошлого, приходит педагогика нового поколения, в основе которой располагается совместная творческая деятельность педагогов и учащихся, высшим эталоном для которой, особенно для системы дополнительного образования, является феномен совместного творчества, либо, в более лаконичной аббревиатуре — «сотворчества».
По нашему исходному педагогическому предположению, эффект сотворчество может быть достигнут в наибольшей мере с помощью внедрения теоретически обоснованной и многократно методически проверенной целостной технологической модели организации педагогического сотворчества на учебных занятиях Центра спортивной аэробики «Диана».
2. Основные структурные компоненты моделирования целостной системы сотворческих педагогических взаимоотношений. В процессе занятий спортивно-оздоровительной аэробикой феномен педагогического сотворчества может быть, в идеале (то есть в самой отдаленной воспитательно-образовательной перспективе) представлен в виде комплекса следующих структурных компонентов:

  • педагог — ребенок;
  • педагог — отдельная референтная микрогруппа предметно (творчески) нацеленных детей в составе всего творческого объединения;
  • педагогически организуемое общение внутри предметно (творчески) нацеленных детей в составе отдельно взятой референтной микрогруппы;
  • творчески ориентированная взаимосвязь одной референтной микрогруппы с другой аналогичной референтной микрогруппой;
  • разновозрастные референтные микрогруппы творчески ориентированного общения;
  • сотворческие скоординированные взаимоотношения в системе «педагог — родители (законные представители);
  •  сотворческие общение в подсистеме «родитель-родитель»;
  • другие, ситуативные, эпизодические, локальные, менее устойчивые и факторно-воздействующие элементы системы педагогически организуемого сотворчества.
     

3. Базовые психолого-педагогические условия и основные результаты эффективной организации сотворческих взаимоотношений обучающихся
В условиях жизнедеятельности любого детского творческого объединения в современной системе дополнительного образования, исходя из анализа специальной психолого-педагогической и методической литературы [5;6;7;8 и др.], мы предположили возможным сконструировать и реализовать целенаправленно педагогически регулируемую систему разноуровневых сотворческих связей и взаимоотношений в творческом объединении физкультурно-спортивной направленности. Для практического осуществления, задуманного нами проекта была предпринята отработка соответствующего методического подхода с учетом:

  • возраста обучающихся;
  • уровня их предметной, метапредметной и личностной обученности (объема приобретенных социо-коммуникативных знаний, навыков и компетенций);
  • четкой направленности образовательного процесса на приоритетное формирование навыков педагогически регулируемого сотворчества у разных групп обучающихся.

Интегративным системно-комплексным результатом педагогически последовательного применения технологической модели организации разноплановых сотворческих взаимоотношений на занятиях спортивно-оздоровительной аэробикой, по нашим включенным наблюдениям, выступают:

  • открытость педагогически организуемого общения; обучение на более высоком уровне эмоционально-личностного доверия; наглядная иллюстративность предлагаемых творческих инициатив;
  • умение обучающихся логически грамотно выстраивать взаимообучающий творческий диалог;
  • возросшая социально-коммуникативная самостоятельность, умение принимать ответственные решения за себя и за референтная микрогруппу;
  • креативность, умение творчески преодолевать все более усложняющиеся учебные задачи.

4. Центр спортивно-оздоровительной аэробики как организационно-педагогическая форма коллективной сотворческой жизнедеятельности обучающихся
Центр — это особая форма в системно-педагогическом ключе интегрирующая разнообразные сферы жизнедеятельности ребенка, это целенаправленно создаваемое воспитательно-обучающее пространство, основанное на приоритетной для нас в настоящее время педагогической идеи — активизации сотворческих взаимоотношений детей, а самое главное (в организационном технолого-моделирующем  плане) — формировании у обучающихся желания, стремления и умения передавать другим накопленный спортивно-оздоровительный опыт.
Спортивная аэробика предполагает подготовку и участие в спортивных соревнованиях. Оздоровительная аэробика служит цели сохранения потенциала здоровья детей. Таким образом, Центр спортивно-оздоровительной аэробики есть особая форма системно-комплексной организации жизнедеятельности детского творческого объединения, где одномоментно решаются обучающих, оздоровительных и воспитательных задач. Качество их решения, на наш взгляд, заметно повышается если интенсивно включать в работу потенциал сотворчества — систему эмпирически найденных, апробированных временем способов активного вовлечения детей в совместное творческое решение посильных для них образовательно-воспитательных задач.

5. От разрозненных методических приемов к целостной технологической модели
Движение от отдельных, первоначально разрозненных методических приемов к целостной модели организации педагогически контролируемого сотворчества в объединении физкультурно-спортивной направленности, представляет собой особо сложную задачу, имеющую множество вариантов решения. Обозначим свою позиционную точку зрения в этом вопросе.
В педагогике, как хорошо известно, метод — это способ взаимосвязанной деятельности педагога и ребенка, направленный на решение определенного круга актуальных педагогических задач. Задачи могут быть по преимуществу обучающего характера. Тогда речь должна идти о методах обучения и, соответственно, о модели организации дидактического сотворчества. Либо воспитывающего характера. Тогда уместно говорить о методах воспитания и изоморфной им организационно-педагогической модели сотворчества.

6. Классификация методов
Реализация модели педагогического сотворчества допускает следующую классификацию накопленных нами методов:

  • методы, приоритетно решающие задачи обучения. В нашей дидактической практике ими пользуется сначала педагог, а затем, по мере достижения более высокого уровня обученности детей, и сами учащиеся. Назовем здесь такие: пример, упражнение, иллюстрация и др.
  • методы воспитания — способы приоритетно преобразующие ценностно-смысловые отношения (взаимоотношения) детей. Эти методы непрерывно сопровождают процесс обучения. нами используются, например, такие: убеждение, поддержка и др.

В этой связи апробируемая нами технологическая модель организации процесса сотворчества на занятиях спортивно-оздоровительной аэробикой является в большей мере технологией воспитывающей направленности, т.к. в спектре ее приоритетных ключевых задач лежит содержательно-смысловое преобразование отношений в масштабе детского творческого объединения.
Такое преобразование осуществляется нами на основе определенного содержания дополнительной общеобразовательной программы, а именно, содержания спортивно-оздоровительной направленности.

Известно, что любой метод имеет двустороннюю природу. Поэтому достигнутый результат обучения и воспитания зависит не только от активных целеустремленных действий педагога, но и от сознательности, активности и самостоятельности действий самого ребенка в процессе обучения. В силу указанной причины эффект взаимообучения для нас выступает как закономерное следствие интенсивного применения системно упорядоченных методов сотворчества.

7. Основные вариативные модели сотворчества, применяемые при реализации организационно-технологической модели на учебных занятиях спортивно-оздоровительной аэробики
Исходя из ранее представленной общей структуры организации целостного воспитательно-обучающего пространства в Центре спортивно-оздоровительной аэробики ДДТ им. В. Дубинина, нами, к настоящему времени, успешно освоены следующие вариативные модели.
Первая, наиболее очевидная модель, с активизацией сотворческого взаимодействия, реализуется в системе «педагог — ребенок». Она соответствует начальному этапу, либо, в нашем случае, первому году обучения.
Педагог выступает здесь в роли основного организатора совместной творчески ориентированной деятельности, регулирует складывающиеся взаимоотношения, предлагает (инициирует) учебные задачи для совместного творчества. Обычно здесь намечаются взаимосвязи по следующим линиям:

  • ребенок — ребенок;
  • ребенок — его референтная группа.

Актуализация этих взаимосвязей предполагает постепенное вызревание самостоятельной субъектной позиции ребенка в обучении (самовоспитании).
По мере приобретения элементов самоорганизационного опыта в коллективе объединения складывается качественно новый уровень, которому теперь уже больше соответствует следующая модель — модель с доминирующими межличностными взаимоотношениями между детьми (обучающимися).
Педагог переходит здесь на позицию почти равноправного участника совместной творческо-поисковой деятельности. Партнерская (сотрудническая) позиция позволяет ему обсуждать и находить вместе с детьми оригинальные варианты решения постоянно возникающих проблемно-творческих задач. На фоне этого все более четко обозначающегося процесса особую значимость обретает межвозрастное общение, а также предметно-ориентированное (спортивно-оздоровительное) общение с родителями.
 В коллективе детей, достигших высокого уровня взаимопонимания и сотрудничества возможна еще более эффективная (в максимально полном объеме) реализация технологической модели сотворчества (как правило, это третий и более год обучения). Педагог здесь занимает преимущественно позицию консультанта, советника, предоставляя расширенную возможность для детского внутриколлективного самоосуществления. Он помогает детям в разрешении особо спорных проблемных вопросов и поддерживает стремление детского сообщества к плодотворному сотрудничеству, взаимопознание и сотворчеству. Доминирующим организационным моментом здесь становится взаимообмен опытом познавательно-творческой и спортивно-оздоровительной деятельности детей между собой. В этом случае весь комплекс применяемые педагогом методов приобретает действительно полноценное педагогическое звучание, т.е. дети осознанно передают друг другу свои знания, накопленный творческий опыт.
В таком виде нам представляется оптимально реализуемая модель организации сотворчества в объединении физкультурно-спортивной направленности.

8. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализации технологической модели педагогического сотворчества на учебных занятиях спортивно-оздоровительной аэробикой

1. Доверие, взаимоуважение.
2. Открытая критика, соотнесенная с общезначимыми целями и задачами.
3. Доброжелательность, эмоционально-положительный настрой на занятия, на неформализованные межличностные взаимоотношения вне их.
4. Индивидуальный подход, учитывающий неодинаковую предрасположенность детей к взаимообучение и педагогически направленному общению.
5. личностно-мотивированное обучение (дифференцированное).
6. Взаимоприятие и взаимоориентация.
7. Установление субъект-субъектных отношений (сплочение коллектива вокруг общих образовательных ценностей).
8. Создание многоуровневых отношений ответственной зависимости.
9. Создание благоприятных условий для творческого самоопределения растущей личности.

9. Оценка результативность применения технологическая модель организации педагогического сотворчества на учебных занятиях спортивно-оздоровительной аэробикой
Логически закономерным результатом работы по технологической модели организации сотворчества обучающихся на учебных занятиях по спортивно-оздоровительной аэробике является сформированность у детей потребности в актуализации и передаче приобретенных на занятиях знаний, умений и навыков, общее желание общаться и настойчиво взаимосовершенствовать исполнительское (спортивно-художественное) мастерство.
Оценка уровня сформированности способности обучающихся к передаче приобретенного учебно-твочреского опыта дифференцируется нами на следующие этапы:
1. Первичная интериоризация творчески насыщенного опыта. Хронологически совпадает с первым годом обучения. Здесь личностная направленность на передачу опыта имеет лишь потенциальное, лишь эмоциональное, но отнюдь не деятельностно-практическое  основание. Навыки деятельностно-педагогических устремлений слабо выражены, практически не просматриваются у обучающихся в подавляющем числе случаев.
2. Первичная экстериоризация приобретенного творческого опыта. Хронологически совпадает у нас со вторым годом обучения. Формируется личностная направленность на взаимообучение у отдельных детей. Им доверяется проведение фрагментов учебного занятия, даются учебные поручения в пределах референтной группы, предлагаются пробные задания на взаимообучение.
3. Вторичная, деятельностно-практическая экстериоризация творческого опыта. В основном все учащиеся приобретают на этом этапе элементарные навыки педагогического обучения, испытывая при их применении удовольствие. Особо «педагогически придвинутая» группа выполняет наиболее сложные поручения педагога.

Литература

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
  2. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
  3. Григорьев Д.В. и др. Программы внеурочной деятельности: Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность. -М.: Изд-во «Просвещение», 2014. – 96 с.
  4. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. –СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 490 с.
  5. Словарь Л.С. Выготского / Под ред. А.А. Леонтьева. -_М.: Смысл, 2014. – 119 с.
  6. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс: учебное пособие. –М.: Проспект, 2017. – 320 с.
  7. Пассов Е.И. Методика как наука будущего. Краткая версия новой концепции. –СПб.: Златоуст, 2015. – 172 с.
  8. Ежеленко В.Б. Новая педагогика массовой школы. Теоретическая педагогика: теория и методика педагогического процесса. –СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 466 с.