Оценка качества образовательного процесса по коммуникативному основанию

Номер: 

Основной идеей личностно-ориентированного подхода в образовании является становление и развитие творческой, самостоятельной, гуманной и внутренне свободной личности, способной ценить себя и уважать других. В связи с этим основные цели деятельности заключаются в следующем: средствами своего предмета способствовать формированию личности школьников через развитие их коммуникативной компетентности одновременно с систематическим наблюдением за процессом происходящих качественных и количественных изменений в рамках данной деятельности.

Проблема измерения и оценки качества образования, на мой взгляд, является одной из самых важных в практике как любого образовательного учреждения, так и учителя. Одним из инструментов отслеживания процесса изменения качественных показателей учащихся на уроках иностранного языка является мониторинг развития их коммуникативной компетенции как средства повышения эффективности учебного процесса.

В связи с этим основными задачами образовательной деятельности я определяю следующие:

  1. мотивировать учащихся на участие в процессе коммуникации;
  2. развивать метапредметные и предметные компетенции обучаемых, необходимые им для успешной, самостоятельной работы по овладению умениями и навыками коммуникативной компетенции на иностранном языке;
  3. научить планировать свои действия, выбирать наиболее эффективные стратегии и самостоятельно строить высказывания по коммуникативной ситуации;
  4. научить прогнозировать результаты, самостоятельно оценивать и находить недостатки своей коммуникативной деятельности;
  5. научить детей работать в парах, группах, защищать свое мнение; принимать совместные решения в ходе создания и развития коммуникативной ситуации и нести ответственность за них.

В свете реализации Федерального государственного образовательного стандарта особое место в процессе обучения отводится формированию коммуникативных компетенций, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников.
Для управления качеством развития коммуникативной компетенции своих учеников должно проводиться регулярное измерение сформированности их навыков и развития умений на иностранном языке, контроль соответствия результатов требованиям Государственного стандарта и требованиям Примерных программ по английскому языку, анализироваться факторы успеха и неудач. Предполагается, что такая система позволяет повышать эффективность образовательного процесса и качества обученности детей.
Для этого обычно используются следующие формы и виды мониторинга качества образования: тесты, тестовые задания, контрольные работы, дифференцированные зачеты, которые носят комплексный характер, внешний мониторинг формирования иноязычной коммуникативной компетенции, участие в конкурсах по английскому языку (British Bulldog и др.) и олимпиадах разного уровня.
В нашей школе реализуется специально разработанная система контроля коммуникативной компетенции учащихся, которая состоит из регулярных замеров различных видов и форм, и позволяет отслеживать уровень развития данной компетенции.
Контроль лексико-грамматических навыков учащихся проводится с помощью тестовых заданий, словарных карт; лексических игр (для учащихся начальной школы). Для контроля умения говорения используется как скрытая, так и открытая формы. Скрытый контроль органически вплетен в канву общения с обучаемыми. При этом контролирующая деятельность учителя остается незаметной, что позволяет, особенно младшим школьникам, снять страх, избежать эмоциональной напряженности.
В классах среднего звена обязательным для учеников является привлечение личного опыта и выражения личного отношения при презентации монологического рассуждения. В таком монологе оценивается не только лексико-грамматическая правильность речи, но и умение аргументировать, рассуждать, приводить примеры, а также компенсаторная компетенция учащихся, развитию которой уделяется большое внимание на уроках. Помощь в этом оказывают стратегии учебного сотрудничества, они обеспечивают развитие способности к взаимодействию в процессе решения учебных задач. На уроках учащимся предлагаются такие задания, как передача индивидуального опыта товарищам в группе, совместная, интерактивная самостоятельная речевая практика, составление языковых и речевых заданий для товарищей, совместная оценка выполненного задания.
Учащиеся должны быть знакомы с критериями оценивания монологической и диалогической речи. Каждая оценка обязательно обсуждается с детьми, планируются приемы улучшения качества высказывания. Каждый ученик знает, над чем необходимо поработать, и что для этого необходимо сделать.
При контроле умений чтения и аудирования оцениваются отдельные компетентности, например, как учащийся умеет предсказывать по заголовку содержание текста, как использует необходимые стратегии для понимания контекста, как он смог организовать и интегрировать новую информацию. Данная работа помогает быстро увидеть проблемы и найти нужное решение для повышения качества выполнения задания ребенком. Для контроля умения письменной речи я применяю следующие формы: например, написать письмо и отправить его по электронной почте, написать открытку, эссе, страницу дневника, страницу журнала, сделать мини-проект и др.
Успешное развитие коммуникативной компетенции, которая отдельно отслеживается, невозможно без овладения учащимися общенаучными и специальными учебными умениями, которые также являются объектом контроля. Учителями нашей школы разрабатываются и применяются такие учебные задания, которые развивают учебно-интеллектуальные умения (например, сгруппируйте слова по определенному признаку, проанализируете примеры и сформулируйте правило, по структуре текста сделайте вывод о его стилистической соотнесенности), учебно-управленческие умения (например, самостоятельно проработайте с англо-английским словарем и найдите нужную информацию в тексте, составьте самостоятельно план работы над своим кросс-культурным проектом), учебно-информационные умения (например, найдите информацию о неформальных молодежных организациях Великобритании в Интернете, сравните количество значений одного слова в разных словарях).
Наблюдение и мониторинг общеучебных и специальных учебных умений, учащихся позволяет более эффективно организовывать самостоятельную работу учащихся, т. к. я всегда могу четко определить к какому уровню автономной деятельности они реально готовы. Для этого в урок можно дополнительно включить само- и взаимоконтроль (например: работая в парах, учащиеся должны сравнить свои ответы в домашних упражнениях; если у них есть разногласия, то следует постараться доказать друг другу на иностранном языке свой правильный ответ).
Учителю необходимо регулярно давать положительный отклик о работе учащихся, в то же время, помогать им определять те разделы, которые нужно отработать еще раз. Можно использовать такие формы как «Student Profile», «Learning Diary» для характеристики каждого учащегося после прохождения очередного цикла уроков.
Для повышения интереса учащихся к предмету следует использовать на уроках различные компьютерные и интерактивные технологии. С их помощью способы контроля становятся гораздо разнообразнее и приобретают игровой, соревновательный характер. Для проверки развития коммуникативных навыков выбор упражнений становится гораздо шире, а форму учащиеся могут выбрать сами в зависимости от их личных психологических особенностей (визуалы, киностетики, аудиалы). Например, использование различного рода иллюстраций, соответствующих духу времени и интересам детей; изменение цвета в случае правильного ответа; определенное звуковое реагирование при положительном выборе и т.д.
Следует использовать различные функции интерактивной доски для организации самостоятельной работы учащихся: кнопка «Check» с правильным ответом, карточки-«листалки», разделение на команды с использованием кнопок для голосования и т. д. На мой взгляд, данные приемы организации самостоятельной работы эффективны, так как они способствуют развитию автономности и самостоятельности у учащихся, а также формированию других общеучебных компетенций.
Данные, полученные в результате анализа различных форм диагностики, свидетельствуют о систематическом поступательном развитии. В интерактивном процессе обучения представленная система контроля позволяет учителю своевременно выявлять проблемы в овладении иностранным языком. И учитель, и ученики могут проследить индивидуальную траекторию развития, опираясь на заранее известные нормы и замеры. Ученики сами начинают понимать необходимость и важность контроля, только единство всех сторон которого, постепенно изменяется и становится действительно коммуникативно-направленным.