Эволюционная педагогика В. П. Вахтерова в ее современной интерпретации

Номер: 

Видный русский педагог В. П. Вахтеров (1853-1924) вошел в историю мирового и отечественного образования как создатель оригинальной концептуальной модели, обозначенной им как «эволюционная педагогика» [1, с. 324-384]. К сожалению современная историко-педагогическая база данных о творческом наследии этого талантливого методиста и педагога-исследователя крайне мала [2; 3 и др.]. Сверх того, опубликованные статьи носят скорее фрагментарный, чем концептуально-аналитический или экспериментально-практический характер. Вопросы преемственности с современной педагогической действительностью также остаются в стороне от пристального внимания сегодняшних исследователей-педагогов и методистов-практиков.
Разрабатывая в течение трех последних десятилетий философско-методологические и методико-практические аспекты эволюционно-динамического развития воспитательного профессионализма творчески одаренных педагогов-практиков (учителей, классных руководителей, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования и др.), повышающих свою квалификацию в форме индивидуальной стажировки, тематической курсовой подготовки, либо целевой экспериментально-поисковой деятельности на рабочем месте [4; 5; 6 и др.], мы обнаружили аналоговую сопоставимость ряда типичных теоретико-методических проблем развития воспитательного профессионализма у современных педагогов-практиков с концептуальными теоретическими взглядами и убеждениями Василия Порфирьевича Вахтерова. В результате нами была разработана и воплощена в жизнь оригинальная авторская технологическая модель актуализации у творчески одаренных педагогов-воспитателей глубоко личностного воспитательно-дидактического знания, стимулирующего самостоятельную творческую диалоговую работу слушателей с концептуальными педагогическими взглядами, идеями и утверждениями В. П. Вахтерова, как раз и составляющими в своем системно упорядоченном единстве концепцию эволюционной педагогики.
Непосредственным поводом для интенсивного личностно-ориентированного освоения эволюционной педагогики В. П. Вахтерова нам послужила неожиданно встретившаяся проблемная ситуация, связанная с необходимостью употребления современными слушателями-воспитателями социокультурной по своему научному статусу категории «современное детство», являющейся, как известно, краеугольным камнем в реализуемой в настоящее время государственной целевой программе «Десятилетие детства» [7]. Четко предметно интегрировать содержательно чрезвычайно емкую категорию «детство» в состав обобщаемого и презентуемого творческого воспитательного опыта большинству нынешних воспитателей-профессионалов оказалось не по силам. В сложившейся проблемной профессионально-образовательной ситуации мы почувствовали необходимость создания какого-то особого опосредующего общеразвивающего инструментально-дидактического звена. Как пробный гипотетический вариант такого опосредования нами была создана культурно-расширительная информационно-образовательная матрица лаконичных образных афористических высказываний о сущности и природе детства, почерпнутых из классических литературных трудов талантливых писателей-педагогов прошлого и настоящего (Ю. П. Азаров, А. Г. Алексин, П. П. Бажов, А. П. Гайдар, А. М. Горький, Я. Корчак, В. П. Крапивин, А. С. Макаренко, К. Г. Паустовский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. де Сент-Экзюпери и др.). Это был своеобразный стартовый художественно-творческий «разогрев», стимулирующий импульс для слушателей. В эмоциональной опоре на такие обобщенно-образные афоризмы писателей-педагогов как раз и была смоделирована дидактическая учебно-тренинговая игра «Педагогика детства», опирающаяся на ключевые методические и теоретические идеи эволюционной педагогики В. П. Вахтерова.
Подводя итог проведенной серии учебно-тренинговых профессионально-развивающих занятий со слушателями, мы составили краткий междисциплинарный понятийно-терминологический словарь «Современное детство». А в качестве своеобразного итогового резюме привели следующее теоретическое положение В. П. Вахтерова: «Каждое общее понятие, каждый закон, каждый принцип должен быть разложен на конкретные явления, на факты и на связи между этими фактами. Без этого все понятия, все принципы, все законы явлений будут висеть в воздухе, будут беспочвенными, хотя, быть может, и очень стройными и красивыми созданиями человеческого ума» [1]. «Таких, “висящих в воздухе” слов, понятий, категорий и терминов сегодня очень много в регламентирующих нормативно-правовых документах и распоряжениях», — единодушно высказали свое коллективное мнение слушатели. После краткого обсуждения приведенного концептуального исследовательско-методического тезиса Вахтерова, стало ясно, что теперь уже можно на более глубоком эмоционально-личностном уровне осуществлять самостоятельное изучение слушателями-воспитателями наиболее общих основ теории эволюционной педагогики В. П. Вахтерова.
В процессе дальнейшей эмпирической апробации разработанной нами профессионально-образовательной технологической модели мы опирались на 24 специально выделенных ключевых научно-методических положения эволюционной педагогики В. П. Вахтерова. Для удобства организации дистанционных форм обучения, мы опубликовали их в электронной версии регионального информационно-методического журнала «Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области [8]. Сверх того, такая концептуальная информационно-аналитическая поддержка давала возможность научным руководителям курсовой подготовки гибко маневрировать в осуществляемых организационно-педагогических действиях со слушателями-воспитателями. В частности, можно было, ориентируясь на состояние общей эмоционально-личностной и профессионально-педагогической готовности группы, начинать стартовые учебно-тренинговые действия с других, не менее сегодня актуальных, концептуальных педагогических утверждений Вахтерова, на наш взгляд, не менее ярко иллюстрирующих суть его эволюционной педагогики. Приведем далее такого рода высказывания Василия Порфирьевича.

  • «В самой основе человеческой природы лежит стремление к развитию, и притом в нормальных случаях, к прогрессивному развитию».
  • «Если в ребенке существует стремление к развитию, то, следуя за его проявлениями, мы можем пользоваться ими как указаниями, в каком направлении нам действовать, какая функция стоит в данный момент на очереди и нуждается в упражнении, а какая еще не обнаружилась — и приступать к ее развитию рано».
  • «У детей, как известно, далеко не одинаковы способности и наклонности. К тому же даже одни и те же наклонности у разных детей проявляются в различные возрасты и в различном порядке. Если бы следовать этому естественному порядку и в каждом отдельном случае ставить подходящие требования, то мы могли бы рассчитывать на то, что дети с интересом учились бы всему, что им дают в соответствии с их наклонностями. Но какое дело до этого тем, кто знает только одни застывшие, неподвижные догмы и формы, однажды навсегда установленные для всех детей данного возраста».
  • «Развитие личности и развитие общества идут совместно и параллельно друг с другом, потому что они связаны между собой бесчисленным множеством нитей».
  • «Воспитание — это самое трудное из искусств, и при том требующее беззаветной любви к ребенку».

Интенсификация процесса профессионального роста педагога-воспитателя, осуществляемая средствами данной технологической модели, обнаруживала себя уже в том, что слушатели-воспитатели, прошедшие повышение квалификации, в дальнейшем, в послекурсовой период, с особо пристальным, профессионально-сконцентрированным вниманием анализировали составленные для них в виде хрестоматии фрагменты научно-методических трудов классиков отечественной психологии и педагогики, стремясь в теоретическом ключе переосмыслить собственные профессиональные воспитательные взгляды и суждения, говоря словами К. Д. Ушинского, «извлекаемые из прямых педагогических наблюдений и опытов» [9, с.181].

Литература

  1. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения /Сост. Л.Н. Литвин, Н.Т. Бритаева. – М.: Педагогика, 1987. – 400 с.
  2. Егоров С.В. Педагогические взгляды и деятельность В.П. Вахтерова // Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1987. с. 6-27.
  3. Бузыкова Ю.С. Эволюционная педагогика В.П. Вахтерова: процессуально-технологический аспект // Ученые заметки ТОГУ. – 2017. – Т. 8. - № 4. – С. 242-247.
  4. Боровиков Л.И. Феноменология воспитательного профессионализма // Педагогический профессионализм как фактор развития современного образования: Материалы Международной научно-практической конференции (17-18 марта 2005 г.). –Новосибирск: Издательство НГПУ, 2005, с. 65-76.
  5. Боровиков Л.И. Разработка эволюционно-динамической модели исследования воспитательного профессионализма педагога // Модернизация российского образования. Проблемы и перспективы дополнительного профессионального образования: Сб. статей. –Новосибирск: Издательство ГЦРО, 2005, с. 137-141.
  6. Чеснокова Г.С. Педагогические основы профилактики кризисов профессионального развития учителя в процессе повышения квалификации. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 1999. – 20 с.
  7. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
  8. Боровиков Л. И. Эволюционная педагогики Василия Порфирьевича Вахтерова. Ключевые научно-методические положения // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. 2018. № 4. С. 17-18.
  9. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Т. I. Вопросы воспитания. –М.: Гос. уч.-пед. изд-во РСФСР, 1953. – 638 с.