От редактора

Номер: 

Широким информационным потоком изливается на современное учительство ничем сама по себе не плохая нормативно-распорядительная документация как федерального, так и регионального значения. Будет ли все исполнено в означенные сроки? Навряд ли. Уже по той простой причине, что в этом деле мы, по всей вероятности, вплотную приблизились к границе предельно допустимой концентрации научно-теоретического знания, реально усваиваемого рядовым педагогом-практиком. С каждым днем становится все более ясно, что на поверку дела обострилось именно то профессионально-педагогическое противоречие, о котором в самом начале ХХ века писал талантливый русский методист и педагог-исследователь В. П. Вахтеров.
«Создано много теорий, абстракций, широких лозунгов, высоких заветов и идеалов, педагогических заповедей и всеобъемлющих предписаний» (В. П. Вахтеров, Изб. пед. соч., М., 1987, с.348). Значит, пришла пора безотлагательно обратиться и к противоположному, по терминологии Вахтерова, «обратному» методу всеобъемлющих организационно-педагогических действий. «Начинать следует с опыта, экспериментов, наблюдений и вообще фактов, — комментирует далее свою первоначальную мысль Василий Порфирьевич, — и стараться как можно искуснее и осторожнее систематизировать этот материал, чтобы сделать из него необходимые выводы и обобщения, открыть законы и общие правила».
Авторы материалов, публикуемых в данном выпуске журнала «Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области», идут преимущественно по второму, практико-ориентированному пути. Ибо только «искусно и осторожно систематизируемый» практический опыт, в самых лучших его методико-воспитательных проявлениях, дает нам наиболее достоверный ориентир будущего.