В гостях у чатских татар

Номер: 

В начале августа мы, педагоги Дома детского творчества «Центральный», посетили старинную татарскую деревню Юрт-Ора, расположенную в Колыванском районе Новосибирской области. Деревня эта официально включена в качестве памятного места в списки памятников истории и культуры Новосибирской области. Сегодня Юрт-Ора (в старинном народном говоре Умар-аул) — объект наследия национальных, бытовых и культурно-исторических традиций сибирских татар-чатов. А не так давно до нашей культурно-образовательной поездки, 30 июня 2018 года, здесь состоялось открытие уникального музейно-этнографического комплекса «Наследие чатских татар».
Встретил нас основатель и вдохновитель идеи возрождения деревни Юрт-Ора имам местной мечети, председатель правления общественной организации «Сохранение наследия чатских татар», имам местной мечети Навиль Хасанович Шагабутдинов.
Он с болью в сердце рассказал, как в 90-е годы деревня потихоньку «умирала», деревня, в которой несколько веков подряд плотно проживали сибирские татары, как почти был утрачен национальный дух деревни, как люди уезжали в другие места, заколачивая окна домов, как в войну, и как  пришла идея возрождения деревни.
Большие дела начинаются с малого. Так шаг за шагом, объединив сторонников, началась работа.
Память это то, что объединяет нас духовно с прошлым, с родом, с корнями. Первое, что сделали в деревне, это возвели памятник всем участникам Великой Отечественной войны, погибшим в годы войны и ушедшим ветеранам в настоящее время. На взгорке, среди полевых маков поставлена стела и памятные таблички семейных родов, где в списках в одной или другой семьи по 10-12 имен. Информация собиралась по различным источникам, военным архивам, старались найти след каждого погибшего, без вести пропавшего земляка в годы войны.
Стараясь не забыть никого из проживающих, при въезде в деревню, была высажена «Аллея поколений», где каждая семья имеет сегодня своё дерево с родовой табличкой. Пока это, конечно же, небольшие саженцы, но через года и десятилетия это будет впечатляющая картина, основательная и фундаментальная для историко-культурной памяти.
Была выстроена и мечеть — архитектурный и духовный центр села, место верования мусульман. Двери мечети открыты круглые сутки, где каждый может зайти, когда в этом почувствует необходимость. В деревне стали регулярно проводить национальные праздники, что очень объединило всех жителей, татар и русских, с которыми в мире и ладу живут здесь чатсткие татары вот уже более 400 лет. 
Сделали хорошую насыпную дорогу к деревне, на улице села положили асфальт, что было очень важно для связи Юрт-Оры с внешним «миром».
Односельчане активно поддерживали все начинания инициаторов-активистов. Благоустройство проводили на деньги грантов, спонсорские пожертвования, работали на субботниках, добровольно, что безусловно объединило и сплотило живущих в деревне в настоящее время. И постепенно разнесся слух, что деревня возрождается, потянулись тогда люди назад, стали постепенно возвращаться на коренные, когда-то обжитые места.
И, конечно же, самое главное с точки зрения сохранения этноса чатских татар, это воссоздание усадьбы татарской семьи. В нее входит основательный, добротный деревянный дом из сруба постройки начала ХХ века, где воссоздан национально-исторический быт и уклад жизни семьи татар, стенды с уникальными архивными материалами о родах деревни с XVI века, традиционная национальная одежда, обувь и другие раритеты, а также татарский двор с традиционными элементам.
Рассказывая о усадьбе, Навиль Хасанович показал предметы быта своих предков, которые по крупицам собирались односельчанами, истории сохраненных вещей. Многие из нас невольно вспомнили тогда дома наших бабушек и дедушек, их быт, и уклад, и многие вещи — и печи в домах, и палати, и кровати с перинами и подушками ярусами, накрытые накидками — вышивками, и люльку качалку, и сундуки, и комоды…
Некоторые из нас это еще помнят, но многое, очень многое уже безнадежно утеряно для новых растущих поколений. И как хорошо, что есть такие музейно-заповедные места, где кто-то вспомнит «о былом», а кто-то вдруг откроет для себя историю своего народа, либо прикоснется душой к культурным традициям других народов, населяющих такую многокрасочную в этнокультурном отношении Новосибирскую область.
И, конечно же, как принято в культурных народных традициях, гостей радушно встречают застольем. В нашей поездке случался и такой приятный акцент. Татарскими женщинами-мастерицами был приготовлен восхитительный обед с национальными блюдами. Суп-лапша домашняя с халяльной говядиной; желтенькие сладкие караси, с местного озера, жареные, с корочкой и зеленью; традиционные пирожки на бездрожжевом тесте — эчпочмаки с различными начинками, чай на травах. Все это, заметьте, на свежем воздухе, на летней кухне старинного этнографического подворья...
А после обеда была у нас прогулка на берег Оби. День был на редкость тёплым,  располагающим к созерцанию. Шли мы неспешно через всю деревню, с ее ухоженными огородами, с желтыми улыбчиво сияющими подсолнухами, смело взметнувшимися выше человеческого роста, шли, окруженные жужжанием столь хлопотливых здесь пчел и шмелей...
Берег Оби оказался спокойным, покатым. Река широкая, простор - не охватить взглядом. Невольно на память пришли казалось бы прочно забытые строчки из детского стихотворения: «Это все мое, pодное!»
И все же, когда возвращаясь назад, вновь и вновь думаешь, сколько же может один человек, вдохновленный созидательной идеей, как вдруг свершаются, казалось бы, невозможные дела, как сила человеческого духа может объединить и вдохновить окружающих! Вот и мы тоже зарядились оптимизмом, творческим зарядом на новый учебный год и внутренней уверенностью, что нам тоже «все будет по плечу».

Рекомендуемая литература:
1. Соловов Виталий Одно небо, одна Обь... // Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области, 2018. № 27. С. 14.
2. Томилов Н.А. Проблемы этнической истории: (По материалам Западной Сибири). –Томск: Изд-во Том. гос. ун-та., 1993. – 222 с.
3. Археологические раскопки на территории деревни Юрт-Ора (Новосибирская область). Научно-информационное издание. Авторы-составители: С.В. Колонцев, А.А. Присекайло. –Новосибирск: Изд-во НАЭТ СО РАН. – 71 с.