Организация волонтерского отряда в гимназии на базе классного коллектива

Номер: 

Волонтерское движение в современном его виде стало зарождаться с конца 80-х годов в связи с растущим числом социальных проблем, хотя и раньше существовали его близкие аналоги, например, службы сестер милосердия, тимуровское движение, всевозможные общества охраны природы, памятников и др. Волонтеры — это люди, которые добровольно и безвозмездно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом иностранного слова «волонтер» является русское слово «доброволец». В детском же коллективе проведение волонтерских мероприятий, участие во всевозможных акциях, по мнению подавляющего большинства специалистов-исследователей, способствует восстановлению традиций взаимопомощи, заботе о слабых и нуждающихся.
Детское волонтерство (добровольчество) рассматривается сегодня не только как разновидность общественного движения, но и как особого рода воспитательная технология, благодаря которой молодые граждане учатся принимать активное участие в решении актуальных социальных проблем общества, в конечном же итоге — в аспекте дальней жизненной перспективы, — у них происходит более успешная социокультурная адаптация. На ситуативно-тактическом, точнее, технологическом уровне, в процессе непосредственного руководства волонтерской деятельностью учащихся на передний план для нас выступали следующие задачи: формирование активной социальной позиции у всего классного коллектива, укрепление гражданско-патриотических чувств обучающихся, развитие их духовного мира и эмоционально-нравственных переживаний, поднятие престижа семейных и общечеловеческих норм жизни.
Наш волонтерский отряд в настоящее время носит имя «ХУРМА» (X — харизматичные, У — умные, Р — работящие, М — молодые, А — активные).
Организация волонтерской деятельности в специфическом гимназическом пространстве дает возможность системно, более выигрышно решать такие проблемы вовлечения учеников в социально значимую деятельность как уборка территории гимназии, проведение массовых субботников, посещение подшефных детских домов, Дома малютки JWJ и др. Оперируя целевыми наблюдениями за складывающейся атмосферой во внутренней среде волонтерского отряда, можно составить следующую картину складывающегося положения дел:

  1. за семь лет существования волонтерского отряда, сформированного на базе классного коллектива, во главе стоял один руководитель (Достовалова С. Б.)
  2. за указанный период в состав команды волонтеров были без принуждения включены те ученики, которые до прихода в классный коллектив не участвовали в других волонтерских движениях;
  3. содержание освоенной волонтерской деятельности можно условно классифицировать по социальному, экологическому и благотворительному основаниям.

Изначально наш отряд под названием «7-Ашки» (2011) был командой волонтеров, состоящих только лишь из учащихся одного классного коллектива, далее отряд естественным образом стал именоваться «8-Ашки» (2012) и «9-Ашки» (2013). Но с 2014 года в состав нашего сложившегося классного волонтерского объединения стали входить ученики другого 10 класса, а также заинтересованные участники из других классов гимназии. Тогда-то, при случившемся разнородном наполнении, наш волонтерский отряд и принял решение сменить свое первоначальное название, отряд стал отрядом «ХУРМА». Численный состав с этого времени менялся мало, в среднем это было 25 до 29 человек.
Сегодняшняя наша коллективная деятельность подчинена ряду следующих принципов:

  1. Солидарности с основными целями и задачами, продекларированными в любой официально зарегистрированной волонтерской организации («Деятельность волонтера направлена на достижение целей данной организации и не противоречит ее принципам»).
  2. Добровольности («Никто не может быть принужден действовать в качестве волонтера»).
  3. Безвозмездности («Труд волонтера не оплачивается, однако могут быть компенсированы расходы волонтера, связанные с его деятельностью: затраты на транспорт и другие»).
  4. Добросовестности («Волонтер, взявший на себя обязательство выполнить ту или иную работу, должен довести ее до конца»).

Что же можно сказать в методико-содержательном плане по специфике организации детского волонтерства (добровольчества) как особого рода воспитательной технологии?
Формирование волонтерского отряда в гимназии на базе классного коллектива предполагает необходимым:
Социальное волонтерство — укрепление ценности социальных отношений, признание социальных норм, уважительного отношения к старшим поколениям, к прошлому, к истории своей страны, поддержа младших. Мы, в частности, для этих целей принимали активное участие в следующих акциях: «Ветеран живет рядом!», «Письмо ветерану», «Звезда Победы!», акция социальной рекламы «Мы — за чистый город!», акция поддержки Дома малютки № 2 (проведение субботника), акция «Читая Пушкина», участие в региональном фестивале-конкурсе «Море возможностей» Российско-немецкого дома и др.
Экологическое волонтерство — осознание ценности человеческого труда, в целом признание важности труда в жизни человека, уважение к труду других. Обеспечивалось участием в акциях: «Акция–120 добрых дел», «Чистая территория», городская акция «Бал осенних листьев», VIII и IX городской конкурс социальной экологической рекламы «Мы — за чистый город!», акция «Весенняя неделя добра» и «Осенняя неделя добра», участие в субботниках, акция «Посади дерево!», «Добрые крышечки», «Батарейка» — это реальные дела волонтеров.
Благотворительное волонтерство — укрепление ценности семейных отношений, осознание нравственных, культурных и общечеловеческих норм жизни. Достигалось через: помощь Дому малютки № 2 (сбор игрушек и канцелярских товаров), акции «Помоги животным», «Урожай животным зоопарка», «Ладошки» (ко Дню матери), проведение для родителей класса литературного вечера «С любовью к Вам!», акция «Подари сердце людям» (донорство), ведение Дневника добрых дел — эти дела проведены в рамках благотворительного волонтерства.
На сегодняшний день нами освоены следующие формы и направления деятельности: агитация к участию в волонтерском движении; пропаганда здорового образа жизни; организация и проведение общешкольных мероприятий (классные часы, акции, концерты, конкурсные программы); помощь в подготовке класса к общешкольному мероприятию в рамках волонтерского движения; осуществление информационной деятельности (репортажи, видеоролики, фотоотчеты, листки информации, Дневник добрых дел); разработка предложений по формированию приоритетных направлений в осуществлении деятельности волонтерского движения; взаимодействие с общественными организациями, заинтересованными в осуществлении деятельности, направленной на привлечение молодежи к волонтерству (добровольчеству) — Ассоциация детских объединений НАДО; обмен наиболее результативным опытом работы отряда, членов волонтерского отряда.
Способы поощрения детского волонтерства. Поощрение участников детского волонтерского движения возможно, но оно не должно являться основополагающим. Для стимулирования активности участников детского волонтерского отряда могут применяться следующие формы поощрения: подарочные значки, книги и т.д.; выступления участников волонтерского движения на радио или в местных газетах; награждение грамотами и дипломами от официальных лиц; фотография с официальными лицами или известными людьми; запись в портфолио достижений учащегося, его волонтерскую книжку; участие в ярмарках добровольческих инициатив, семинарах, посещение зоопарка, боулинга.
Обобщая накопленный опыт, можно указать на следующие основные мотивы добровольческой деятельности нашего отряда «ХУРМА»:
Во-первых, реализация личностного потенциала. Это достигается за счет все увеличивающейся возможности проявление своих социальных способностей и созидательных творческих возможностей; осуществление высшего человеческого предназначения, на наш взгляд, должно выступать основными побудительными причинами активного участия человека в социально значимой деятельности.
Во-вторых, общественное признание, чувство социальной значимости. Для учащегося-волонтера важно получить положительное подкрепление своей деятельности со стороны значимых окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному делу; это, по нашим наблюдениям, играет важную роль в выборе человеком приоритетных целей и задач собственной деятельности, определения ведущего направления своего личностного роста.
В-третьих, самовыражение и самоопределение. Возможность проявить себя, деятельностно заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений согласно своей индивидуальности.
В-четвертых, профессиональное ориентирование. Добровольческая деятельность позволяет человеку, особенно молодому, лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальные впечатления и представления о предполагаемой профессии.
В-пятых, приобретение полезных социальных и практических навыков. Добровольческая деятельность позволяет приобрести полезные навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни в настоящем и будущем.
Итак, по нашим длительным социально-педагогическим наблюдениям, добровольческая деятельность, успешно организуемая в гимназии на базе классного коллектива, способствует формированию у учащихся таких социальных навыков как: развитие коммуникативных способностей; инициативность; опыт ответственного взаимодействия; делегирование полномочий; лидерские навыки; исполнительская дисциплина; защита и отстаивание прав и интересов. Кроме того, добровольческая деятельность позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии.