Методические рекомендации по организации комплексной научно-исследовательской экспедиции. К проблеме исследовательской и познавательной самореализации обучающихся

Номер: 

Большие возможности для развития мышления учащихся и их творческих способностей дает специально организованная внеурочная деятельность. Научная экспедиция как форма организации внеурочной деятельности позволяет наиболее эффективно использовать разнообразные методы и приемы проведения исследовательской работы. Учебные исследования, проводимые обучающимися в рамках научной экспедиции, позволяют осуществить свободный поиск нужной информации; регулярные наблюдения и измерения (при наличии соответствующего оборудования и материалов) формируют умения учащихся самостоятельно работать.
В научно-исследовательской экспедиции гимназисты вынуждены функционировать в разных ролях и качествах, являясь субъектом всевозможных видов деятельности. Через самовосприятие, самопознание, самонаблюдение и самоанализ у них формируется более развернутая «Я-концепция», поэтому механизмы самореализация мы рассматриваем в качестве системного личностно-психологического основания для формирования у гимназистов адекватных представлений растущей личности о самой себе.
В процессе творческого выполнения разнообразных учебных действий в ходе научно-исследовательской экспедиции осуществляется:

  • обеспечение возможностей для обучающегося самостоятельно осуществлять исследовательскую деятельность, ставить цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты осуществляемой деятельности;
  • создание условий для более гармоничного развития личности и её самореализации на основе повышения готовности к непрерывному образованию;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, формирования универсальных умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Научная экспедиция позволяет выполнять комплексные задания, применять умения работать в группе, активно использовать знания различных предметов, позволяет всесторонне изучить исследуемый объект, приводит к осознанному пониманию единства и общих закономерностей природы. Самостоятельные исследования и наблюдения побуждают учащихся мыслить более масштабно, искать причинно-следственные связи в изучаемых объектах, делать самостоятельные выводы и обобщения, использовать результаты исследований на практике.
Целью организации работы является самореализация обучающегося через погружение его в исследовательскую и познавательную деятельность.

Основные задачи работы научной экспедиции:
Познавательные:

  • развивать способность самостоятельно выделять и формулировать цель исследования, применять методы информационного поиска, структурировать знания, контролировать и оценивать результат деятельности;
  • составлять знаково-символические действия, моделировать и преобразовывать модели;
  • развивать логическое мышление (анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, установление причинно-следственных связей, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);
  • формулировать проблему, самостоятельно создавать способы решения проблемы творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

  • планировать сотрудничество с учителем и сверстниками — дифференцировать цели, функции участников, находить оптимальные способов взаимодействия;
  • сотрудничать в поиске и сборе информации;
  • уметь разрешать конфликты, выявлять, идентифицировать проблемы, находить альтернативных способы разрешение конфликта;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • развивать умения общаться с аудиторией, публично выступать, представлять результаты своих познавательно-исследовательских действий.

Объектами исследования в экспедиции являются реальные культурные и исторические объекты, иногда мало известные широкой.

Определенную часть информации обучающиеся получают от сотрудников учреждений, в которых они работают как исследователи, а также от местного  населения. У обучающихся формируется здесь умение найти нужных людей, расположить к себе собеседника, «разговорить» его, направить беседу в нужное русло, установить меру достоверности информации.
Этапы и формы
Краеведческая научно-исследовательская экспедиция относится к комплексной. Она представляет собой сочетание выездной формы  с кабинетной.
Комплексная научно-исследовательская экспедиция может включать в себя следующие компоненты: краеведческий; археологический; этнографический; экологический; культурологический; краеведческий; спортивный; социальный; личностный и др.
Подготовительный этап включает предварительный сбор информации по предстоящему исследованию. На этом этапе обучающиеся учатся ставить цели, определять проблемы и находить пути их решения. Для тех, кто впервые отправляется в комплексную экспедицию это тяжелый труд и без помощи наставника на этом этапе не обойтись. Учитель учит ставить цели и искать пути их достижения, побуждает детей к формулированию учебной проблемы и поиску решения этой. На данном этапе, помимо индивидуальной работы с обучающими, у нас организуется работа в группах, парах что позволяет осуществлять более динамичное, продуктивное взаимодействия, обеспечивая формирование навыка сотрудничества с другими людьми.
На подготовительном этапе составляется календарный план экспедиционной работы (см.: Приложение 1). Календарный план отражает систему мероприятий, направленных на реализацию цели и задач в ходе научной экспедиции.
При составлении плана учитываются пожелания участников экспедиции. Основные направления исследовательских работ обучающиеся определяют до выездного этапа, работа по направлению предполагает предоставление конкретного продукта своего творческого познавательного проекта или учебно-научного исследования. В связи с этим все участники определяют свой «доминантный» статус в экспедиции (см.: Приложение 2).
Перед выездным этапом экспедиции необходимо провести общее собрание, с обязательным приглашением родителей. Основной целью собрания выступает инструктирование по технике безопасности. Также сообщается место и время отправления и прибытия, основные маршруты экспедиции (см.: Приложение 3). Анкетирование родителей и обучающихся даёт возможность продуктивно спланировать работу в экспедиции, избежать неожиданных проблемных ситуаций, связанных, например, со здоровьем обучающихся, а также позволяет по возможности более полно учесть ожидания.
Выездной этап — это яркое эмоциональное событие в жизни обучающихся. Путешествие, жизнь в другом городе, вдали от родительской опеки привлекает ребят новизной и содержанием. В это время участники экспедиции ежедневно ведут исследовательскую и поисковую работу, фиксируя весь ход работы в своих дневниках (см.: Приложение 4), делая фотографии, видеосъемки, собирая материал. Во время выездного этап, по установившейся у нас традиции, необходимо проводить ежедневный рефлексивный анализ, который способствует более содержательному подведению итогов дня и помогает корректировать планы на следующий день.
Кабинетная работа — это обработка материалов: работа с литературой, консультации с учеными, работниками музеев, сотрудниками научной библиотеки, оформление фото- и видеоматериалов. На данном этапе происходит обобщение и анализ полученной информации, создание собственных научных проектов. С оформленными исследованиями обучающиеся выступают на уроках, школьных предметных кружках, конференциях и конкурсах различного уровня.

Результаты
Результаты успешной деятельности комплексной научной экспедиции могут быть представлены в виде статей в СМИ, публикаций в Интернет-ресурсах, в виде видеосюжетов для школьного телевидения, фильмов, презентаций и т.д. Наивысшим результатом, по установившемся у нас оценочным критериям, можно считать самостоятельную научно-исследовательскую работу школьников.
Отследить результаты научной-экспедиции можно через:

  • находки новых объектов в поисково-исследовательских экспедициях, сделанные членами клуба или при их непосредственном участии;
  • пополнение фондов музея;
  • использование информации в научных работах;
  • публикации в научных изданиях, СМИ;
  • создание новых педагогических технологий в результате творческой апробации новых методов работы с обучающимися;
  • размещение новой информации в тематических Интернет-ресурсах;
  • участие в научно-практических конференциях, конкурсах исследовательских работ учащихся;
  • участие в педагогических конференциях руководителя экспедиции;
  • участие в экспериментальной работе образовательного учреждения (гимназии).

Итак, комплексная научная экспедиция — это надежный путь исследовательский и познавательный самореализации гимназистов, формирования у них способности к саморазвитию и самосовершенствованию, осуществляемого посредством активного и сознательного присвоения нового социального опыта. Сверх того, научно-исследовательские краеведческие экспедиции — это особого рода культурно-образовательная среда, из которой выйдут не обязательно специалисты, такие как историки или краеведы, но это точно будут всегда люди деятельные, образованные, способные ставить реально достижимые цели, определять актуальные проблемы и находить пути их решения. Если же говорить самым высоким пафосным слогом, то педагогически организованная научная работа школьников — это средство культурного воспитания будущих граждан России.

Приложение 1

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Памятка учащимся Новосибирской классической гимназии №17, участникам научной экспедиции в г. Тобольск (29.10–3.11.2017 г.)

  1. В поездке необходимо иметь при себе:

– действующий российский паспорт или свидетельство о рождении;

– справку из поликлиники с отметкой об отсутствии карантина.

  1. Не рекомендуется брать в поездку дорогие украшения. За личные вещи, в том числе фото- и видеоаппаратуру, за сотовые телефоны член экспедиции несет личную ответственность.
  2. Обращаем внимание, что при посадке в поезд, переходе с одного места на другое члены экспедиции несут личную ответственность за багаж и транспортируют его самостоятельно. Багаж должен соответствовать его возможностям при транспортировке. Рекомендуем составить список взятых из дома  вещей.
  3. В гостинице необходимо обеспечивать сохранность ключей от номера, а также мебели и обстановки. После 22.00 следует соблюдать режим тишины. Отбой в 23.00.
  4. При формировании сухого пайка в поезд необходимо учитывать санитарно-эпидемиологические нормы: вареные вкрутую яйца, сыр, вареную курицу, сыр, вафли, пряники, сушки, немнущиеся вымытые фрукты и овощи, соки и воду в расфасовках по 200 мл, можно использовать каши, лапшу быстрого приготовления.
  5.  Во время поездки в поезде детям не разрешается покидать свой вагон, знакомиться с сомнительными лицами, выходить на перрон во время остановки поезда  без сопровождения взрослых, запрещается покупать продукты питания у частных лиц.
  6.  В поезде и гостинице не рекомендуется пить некипяченую воду, принимать в пищу купленные самостоятельно продукты.
  7.  Руководители группы Рыбалко Л. Г., Яковлева Л. Д. несут ответственность за жизнь и безопасность членов экспедиции, поэтому учащиеся обязаны выполнять их требования, а также информировать их по любым вопросам: плохое самочувствие, участие в экскурсиях и исследовательской деятельности.
  8.  Одежда должна соответствовать сезону и климатическим особенностям города, а обувь рассчитана на большое количество пеших экскурсий и работу в помещении архива и научной библиотеки. В связи с работой в научной библиотеке и архиве необходимо иметь деловой стиль одежды.
  9. В результате работы научной экспедиции у каждого участника должно быть сформировано портфолио по выбранной им микротеме. В поезде нужны предварительные материалы об истории Тобольска и его достопримечательностях.
  10.  Встреча группы на ж/д вокзале «Новосибирск–Главный» у информационного табло на 1 этаже за час до отправления поезда.

Примерный перечень продуктов питания для организации питания детей и подростков при перевозке их железнодорожным транспортом
1. Хлебобулочные и кондитерские изделия без крема:
- хлеб, изделия хлебобулочные сдобные мелкоштучные в ассортименте из пшеничной муки высшего сорта в упаковке промышленной индивидуальной, расфасованные до 150 граммов;
- изделия хлебобулочные слоёные в ассортименте в упаковке промышленной индивидуальной, расфасованные до 150 граммов;
- сухари, сушки, пряники в вакуумной упаковке промышленного производства, расфасованные по 150–300 граммов;
- печенье, вафли в ассортименте в вакуумной упаковке промышленного производства для одноразового использования с возможностью длительного хранения при комнатной температуре, расфасованные по 25–50–100 граммов;
- кексы в упаковке промышленной индивидуальной, расфасованные по 50–75 граммов;
- коржи молочные в упаковке промышленной индивидуальной, расфасованные по 50–100 граммов и другие изделия.
2. Молоко в одноразовой упаковке промышленного производства с длительным сроком годности (более 10 дней) и возможностью хранения при комнатной температуре объемом 150–250 миллилитров.
3. Сырок плавленый в промышленной упаковке весом 25–50 граммов.
4. Сахар пакетированный в одноразовой упаковке.
5. Чай пакетированный в одноразовой упаковке (без ароматизаторов и пищевых добавок).
6. Вода минеральная негазированная в промышленной упаковке до 0,5 литра.
7. Фруктовые соки, нектары промышленного производства в одноразовой упаковке с возможностью длительного хранения при комнатной температуре объемом 150–200 миллилитра.
8. Фрукты свежие (яблоки, груши, бананы, мандарины) готовые к употреблению в упаковке, предварительно вымытые и просушенные.
9. Орехи, готовые к употреблению, в упаковке промышленного производства, расфасованные по 10–25 грамм.
10. Шоколад, конфеты.
12. Колбаса копченая, колбасные изделия. 
13. Курица отварная.
14. Яйцо отварное.
15. Продукты быстрого приготовления (лапша, суп, картофельное пюре).

Приложение 4

Приложение 5