Создание навигатора дополнительного образования детей Новосибирской области: ключевые особенности поэтапного описания программ. Методические рекомендации

Номер: 

Общая постановка проблемы. Настоящие методические рекомендации подготовлены для работников учреждений системы дополнительного образования детей, принимающих участие в создании Навигатора дополнительного образования детей Новосибирской области. Рекомендации предназначены для того, чтобы, прежде всего, обеспечить адаптацию привычной для педагогов дополнительного образования методической информации о фактически реализуемых программах под особенности восприятия родителей (законных представителей), ну, а если говорить иными, так сказать, рыночными словами, то — пользователей. Кроме того, рекомендации дают возможность найти ответ на не менее важный методический вопрос: «Как следует составлять текст целевой информации для родителей о реализуемом в учреждении дополнительного образования комплексе программ, не входя в противоречие с действующей в настоящее время концепцией Навигатора дополнительного образования детей Новосибирской области?»

Прежде всего, еще раз напомним, что Навигатор дополнительного образования детей — это региональный Интернет-портал, который должен помочь семьям более аргументировано выбрать для освоения ребенком той или иной конкретной образовательные программы, потенциально соответствующей его потребностям, запросам, уровню его подготовки и способностям. В том числе помочь выбрать программу для детей с различными образовательными возможностями, а также для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Вместе с тем, нельзя упускать из виду и то методически очень важное обстоятельство, что создаваемый Навигатор может помочь педагогу и родителям сообща подобрать оптимальный индивидуальный образовательный маршрут для ребенка.

Для составления логически убедительного и информационно емкого текста к описанию реализуемых в учреждении программ, на наш взгляд, следует опираться на так называемую «модель потребительского поведения», описывающую алгоритмизированную последовательность событий, ведущих к принятию решения родителями отдать своего ребенка именно данное учреждение дополнительного образования, в данное конкретное объединение, реализующее выбранную родителями дополнительную образовательную программу.

Модель потребительского поведения (AIDA) зачастую рассматривается в специальной литературе в ее расширенном варианте — AIDA(s):
A — Attention (внимание);
I — Interest (интерес);
D — Desire (желание);
A — Action (действие);
S — Satisfaction (удовлетворение).
Психологическая суть модели потребительского поведения состоит в том, что любой вариант описания такого поведения должен начинаться с привлечения внимание потенциального потребителя (в нашем случае, родителя), вызывать, далее, его интерес, который затем должен перерастать в желание лучше и больше узнать об учреждении, о наборе реализуемых в нем дополнительных общеобразовательных программ и, наконец, побуждать к психологически прогнозируемому действию — отдать своего ребенка именно в Ваше образовательное учреждение для освоения выбранной образовательной программы. На этом этапе классическая модель заканчивается. Ну, а последний этап рассматриваемой модели — «Satisfaction» (удовлетворение), нацелен на предполагаемую удовлетворенность родителя качеством усвоения Программы его ребенком. Заметим, такой родитель, как правило, становится благодарным приверженцем Вашего учреждения и готов с фактами в руках рассказывать о воспитательно-образовательной деятельности объединения, да и учреждения в целом, родным и знакомым.
Краткая методическая характеристика представленной модели потребительского поведения позволяет раскрыть основной механизм универсальной в своей сути логики заполнения имеющихся разделов Навигатора, связанных с описанием (кратким и основным) любой дополнительной общеобразовательной программы. Причем, некоторые элементы такого описания, например, связанные с удовлетворением актуализируемых потребностей родителя, можно будет почти механически включить в такие разделы как «Цель программы» и «Ожидаемые результаты».

Итак, обратимся к этапам описанных методических действий.

1 этап: «Привлечение внимания родителей»
Надо постараться привлечь внимание родителей уже кратким описанием (не более 140 символов!) программы, которое по требованиям Навигатора располагается рядом с фотографией в «Каталоге программ». Если взгляд родителя остановится, «зацепится» на кратком описании программы, то, значит, Вы смогли привлечь внимание к своему посылу. Дополнительно используйте для работы с вниманием родителей крылатые слова, цитаты, высказывания умных людей, метафорические сравнения по соответствующей тематике.
Пример краткого описания (в Навигаторе ДОД предусмотрено не более 140 символов): «Дети на наших занятиях учатся не просто танцевать, они грациозно парят в сплетении звуков музыки и своим мастерством делают этот мир еще краше», или «Танец помогает создать новый многогранный образ, более чувственный, эмоциональный и страстный. Танцуя, мы превосходим сами себя», или «Танец — это стих, в котором каждое движение является словом».

2 этап: «Активизация интереса родителей за счет интригующего и увлекательного сообщения»
Данный этап (как и два последующие) заключают в себе основное описание программы. Находите для такого описания интересные факты, истории, случаи, события, связанные с Вашим видом деятельности и начинайте описание программ именно с них. Такими информационно-стимулирующими действиями, Вы подогреете интерес родителя к обращению и ему захочется продолжить читать текст дальше.

3 этап: «Укрепление желания родителей, их потребности, чтобы ребенок обладал (участвовал, был практически задействован в программе обучения)»
Ваша информация должна эмоционально обещать удовлетворить потребности родителя – вызвать желание записать своего ребенка на обучающую программу. Здесь необходимо, чтобы ценность предложения, а особенно, если речь идет о платных услугах), точнее чаша весов ценности «перевешивала» чашу с ценой. Не следует забывать главное правило создания навигационных описаний: Вы создаете описание не для себя, не для методиста, а для родителя, которому просто будет скучно читать сухой методически невыразительный текст. Пролистав и прочитав в каталоге несколько программ с аналогичным описанием, он вообще может потерять интерес к информационному порталу Навигатора дополнительного образования детей, признав его скучным и для себя не интересным. Ваше описание должно светиться энергий, доброжелательностью, стремлением помочь родителю с выбором направленности обучения! В тексте описания должны быть максимально учтены его потребности в соответствующем развитии своего ребенка. Поэтому, составляя описание программы, обязательно представляйте себя на месте родителей! Помогите родителю осознать, чем именно Ваша программа подходит для его ребенка, какие у нее есть отличительные особенности и что она даст ему по окончании периода обучения.
Как правило, в современном маркетинге презентация любой услуги бывает построена по принципу ХПВ (характеристика – преимущество - выгода от использования (в нашем случае, выгода от учебного процесса)). А между преимуществом и выгодой обычно используется смысловая связка в виде следующий слов:
- потому что;
- значит;
- благодаря этому;
- это позволит;
- в результате этого;
- это дает…;
- это гарантирует…
Используйте этот прием, для придания большей ценности Вашему предложению.
Пример описания:
«Программа обучения адаптирована на возраст__. Учтены все особенности данного возраста; она соответствует всем современным требованиям к образовательным процессам, в результате чего ребенок получает необходимые и востребованные навыки и компетенции 21 века. Все этапы программы тщательно проработаны педагогом и методистами нашего учреждения, опираясь на многолетний опыт и учитывая все самые актуальные тенденции в образовании.
По желанию родителя существует возможность сопоставить результат обучения ребенка с результатом, предусмотренной программой. Это дает прозрачность в восприятии родителем всех процессов и уверенность в правильном выборе образовательной траектории ребенка. Программа обучения четко описывает результаты, которые приобретает ребенок по окончанию периода обучения.
 Наши преподаватели постоянно совершенствуют свой уровень профессионализма за счет аттестаций и курсов повышения квалификации, что гарантирует их высокий профессионализм и знание современных методов работы с детьми. Условия для занятий соответствуют самым строгим санитарным правилам и нормам, которые в свою очередь обеспечивают безопасность нахождения ребенка в нашем учреждении.
В результате обучения затрагиваются следующие актуальные моменты_____.
 Для нас каждый ребенок - это нотка в огромном океане музыки, которую мы тщательно прорабатываем, проигрываем, чтобы получить по-настоящему сложенную и качественную палитру симфонического звучания».

4 этап: «Призыв к действию»
Как создать призыв к действию? Можно, например, ограничить предложение по времени, либо по свободным местам в группе. Данный этап необходимо обязательно предусмотреть в конце основного описания программы, проявив при этом максимум изобретательности. Ну, а мы приведем для иллюстрации, по сути дела «классическую формулу»: «Подарите ребенку бесконечное путешествие в безграничный мир танцев. Торопитесь. Количество мест ограничено».
Обратимся теперь к заключительным методическим выводам и комментариям.

  1. Если в описании Вы будете предоставлять только сухие аргументы, факты, то шанс удержать интерес родителя равняется 20% из 100% (каждый пятый родитель), остальные 80% формируются в опоре на эмоциональную составляющую (чувства, эмоции, переживания, радости, страхи, неудовлетворенности).
  2. Используйте в описании слова, которые задействуют различные каналы восприятия информации человеком (визуальный канал (зрение), аудиальный канал (слух), кинетический канал (ощущения). Сочетайте их в описании для придания большего эффекта и красочности изложения информации.

Вот, например, варианты слов для усиления визуального канала:
светлый,
цветной,
зрелищный,
контрастный
.
А варианты слов для усиления аудиального канала следующие
звенящий,
ритмичный,
тихий,
зовущий,
говорящий
.

Варианты слов для усиления кинетического канала такие:
мягкий,
теплый,
натянутый,
душистый,
невесомый,
гладкий
.

3. К каждой программе рекомендуется прилагать иллюстративные изображения и видеоматериал. Посредством изображений Вы задействуете визуальный канал восприятия информации, за счет видеоматериалов — визуальный и аудиальный канал.

Основные требования к изображениям программы:

  • Оригинальные картинки, а не скаченные из Интернета.
     Не рекомендуется использовать изображения, скаченные в Интернете, так как при этом теряется уникальность Вашей программы и поисковые системы не охотно «выдают» подобную информацию при запросе пользователя. Более того, скаченное изображение может быть привязано к другому тексту, и у поисковой системы могут возникнуть сложности в актуализации информации, а у родителя - ощущение, что данное изображение встречалось на другом сайте.
  • Использование гармоничных цветов и контрастов.
     Результаты многочисленных экспериментов на соотношения цветов свидетельствуют о том, что люди лучше способны усваивать и запоминать больше информации, воспринимая изображения с контрастной, но гармоничной цветовой гаммой, предпочтительно с сочетанием трех и менее цветов.
  • Изображения должны включать в себя людей, их эмоции.
    Мы гораздо лучше помним изображение, центрированное на человеке, даже если это что-то столь банальное, как мужчина в метро. Даже с большей вероятностью запомнятся фотографии взаимодействующих людей – разговаривающих, танцующих, просто сидящих рядом. При этом даже образ, сосредоточенный на одном человеке запомнится намного лучше, чем самый красивый пейзаж.

               Отражая на фотографиях эмоции, действия, движения мы с большей степенью надежности формируем отклик в сознании зрителя. Фотографии (занятий, процесса, деятельности) могут быть сделаны самостоятельно организатором, или учениками, попросив их об этом.

Видеоматериал может быть предоставлен в форме:
• фрагмента занятия, конкурса, события;
• интервью самого педагога с рассказом о своем предмете, своей деятельности, своем опыте;
• видео-отзывов учащихся и родителей;
• вводного общего материала для понимания родителем направления и профиля реализуемой программы (документальные фильмы, исследования, сюжеты, интервью людей, связанных с данной направленностью и прочее);
• фильма о своем учреждении ДОД.
Использование видеоматериала позволит Вам:
- расширить границы восприятия информации у родителя;
- сформировать более глубокое понимание учебного процесса;
- поднять рейтинг и профессионализм педагога в глазах родителя (при размещении интервью педагога);
- увеличить рейтинг учебного заведения в глазах родителей и детей, повысить узнаваемость учреждения в системе дополнительного образования.