Создание детского творческого коллектива. На примере методики работы с духовым оркестром

Номер: 

«Делайте с ребенком все, что вы делаете, но помните, что у него есть две независящие от нас потребности: потребность в безопасности
и потребность в развитии. От условий, от способа воспитания во многом зависит, какая из них станет определяющей».
С. Соловейчик

Общая постановка проблемы. Важнейшей задачей образования детей в нашей стране, является всестороннее развитие молодого поколения. Сейчас, когда широкое распространение получила электроника и техника, когда интернет глубоко укоренился в человеческом сознании, молодое поколение с самых ранних лет все более и более отдаляются от искусства, замыкаясь на компьютерных развлечениях. Все реже и реже можно встретить ребят, увлеченных музыкой, желающих посещать творческие коллективы — коллективы художественной самодеятельности. По нашему мнению, особую актуальность сейчас приобретает также проблема повышения художественно-творческого уровня в детском инструментальном исполнительстве. Значительный вклад в решение этой проблемы должны внести детские музыкальные школы, художественные школы и школы искусств. В данных образовательных учреждениях дети через мир искусства постигают богатство человеческого духа, учатся мыслить, искать, творить. Очень важно, чтобы каждому была привита любовь к музыке, чтобы каждый, независимо от того, станет он профессионалом-исполнителем или нет, научился передавать свои переживания, мысли языком музыки и понимать ее.

Музыка формирует человека — его сердце и ум, его чувства и убеждения, весь его духовный мир. Гармония ума и сердца — вот конечная цель воспитания современного человека. Достижению этой цели во многом способствует правильная, профессионально грамотная организация системы музыкального воспитания ребят в школах с музыкальным направлением, а также и в общеобразовательных школах. Но здесь, к сожалению, не все так хорошо, как всем нам того хотелось бы.

Современная педагогика возлагает большие надежды на эстетическое воспитание детей в школах. Учебный процесс, конечно же, должен быть творческим, доступным для понимания. Для достижения этой цели используются индивидуальные и коллективные формы работы с детьми. На индивидуальных занятиях преподаватель имеет возможность сконцентрироваться на одном ребенке, глубже узнать его личностные качества, особенности и на основе этого планировать и проводить работу по развитию индивидуальных способностей, профессиональных навыков и мировоззрения. Коллективные занятия учат ребят работать сообща, соотносить свое «Я» и общие цели.

Работа в коллективе есть основа нашей жизни. Умение трудиться — это верный залог того, что дети найдут свой путь в жизни. Поэтому важная задача педагога, это задача дать ребенку возможность приложить свои силы, умения и знания для развития своих способностей, таланта. Методическое мастерство педагога здесь не последнее дело.

Я глубоко убежден: только системно организованной работой в коллективе достигается единство «хочу» и «надо». В этом единстве — человеческое. Когда система воспитания — это познание через деятельность человека, человеческие отношения, то это подлинное познание человеческих отношений. Поэтому детей надо включать в общественно–полезный труд, в общественно-полезные занятия, организовывать среду обитания школьников: объединять детей в большую дружную семью, называемую коллективом. Следует строить свою работу так, чтобы занятия в коллективе ребята воспринимали как часть и продолжение своей жизни.

Специфика детского оркестрового коллектива. Мне как педагогу дополнительного образования, руководителю детского духового оркестра на протяжении многих лет приходилось наблюдать и отмечать, что, занятия в оркестре и оркестрово-ансамблевое музицирование активно вовлекает ребят в творчество, оказывает благоприятное воздействие на его внутренний мир, психологические установки, эмоционально-нравственную культуру. Давно принято считать, что коллектив, а в данном случае - оркестр выступает как фактор, формирующий такие стороны поведения ребят, как добрые взаимоотношения с окружающими, культуру речевого общения, внешний вид, умение и желание разумно и интересно проводить свой досуг, следить за собой. Подростки, посещающие занятия объединения «Духовой оркестр», стали лучше понимать и разбираться в музыке, их жизнь стала более насыщенной, интересной, богатой впечатлениями. Занятия музыкой, коллективная деятельность на занятиях и концертах — все это делает ребят лучше, красивее, они учатся более корректно держать себя в обществе, внимательно относиться к живущим рядом людям.

 Моя самая главная цель как руководителя детского духового оркестра – не столько научить ребенка играть на инструменте, вырастив из него будущую знаменитость, сколько создать такую коммуникативно-творческую среду, где бы он, — ребенок развивался как личность, где бы раскрывались его способности и дарования.

 Детский творческий коллектив — духовой оркестр, лишь тогда становится воспитывающей силой, когда он сам возвышает человека, утверждает в каждом его участнике чувство собственного достоинства, уважение ко всем участникам коллектива, а также и к самому себе.

 Мне, как руководителю детского творческого коллектива необходимо, с одной стороны, владеть знаниями в собственной инструментально-исполнительской области, стараться методически грамотно применять их в каждодневной работе, соответствуя при этом самым высоким требованиям к уровню и качеству современной музыкально-исполнительской культуры, во-вторых, необходима прочная опора на знания общих психолого-педагогических закономерностей и принципов организации творческого процесса как особого рода социально-деятельностного феномена.
Такая постановка вопроса отвечает задаче перехода деятельности оркестра на строгие научно-методические основы.

Некоторые штрихи из истории нашей учебно-оркестровой работы с обучающимися. В наше образовательное учреждение поступают дети разного возраста, в основном дети приходят очень маленькие, что не очень подходит для обучения в оркестровом классе духового отделения. Но ведь без хорошей организации обучения в начальном звене не будет будущего. Старшее звено всегда готовится начальным. Это — неоспоримая аксиома нашего методико-педагогического дела. Поэтому нам необходимым искать и постоянно совершенствовать ту модель и систему организации обучения детей, которая была бы наиболее эффективной. Мы пробуем, ищем различные подходы, совершенствуем различные формы и методы обучения, приемлемые для детского оркестрового коллектива. Наш оркестр существует уже 26 лет, с момента образования школы, и если раньше средний возраст учащихся составлял 15-17 лет, теперь этот возраст 11-14 лет, что имеет свои трудности с обучением на инструментах, называемых «тяжелой артиллерией» (тромбоны, баритоны, тубы). Но мы пытаемся сохранить не только коллектив оркестра, но и его культуру, его традиции., его высокий социальный статус. Наш подготовительный учебный коллектив это — младшая группа неполного состава оркестра, состоит она из учащихся 1-2 классов, где подобран простой репертуар, где ребята получают первые навыки оркестрово-ансамблевой игры, учатся понимать дирижерские жесты, привыкать и жить вместе с коллективом.

Учебно-концертный — это основной состав, который ведет интересную учебную, концертную, и творческую деятельность. С концертами мы выступаем не только в своем районе, но и за пределами своего региона, участвуем в конкурсах и фестивалях различного уровня, концертах и праздниках духового искусства. У нашего оркестра, его участников, и его солистов много наград и творческих достижений. В своем коллективе пользуемся только своими силами, работаем с детьми за счет своего энтузиазма и большой любви к своему делу, к творчеству и музыке.

Преемственность индивидуальных занятий по специальному инструменту и занятий оркестровой практикой. В наш оркестр приходят дети, имеющие начальные навыки игры на инструменте, полученные на уроках специальности и в подготовительном составе оркестрового класса. Индивидуальные занятия проводятся преподавателями духового отделения. Преимущество нашего оркестра в том, что дети играют на своих «родных» инструментах, им не нужно изучать новый инструмент. Возраст для начала обучения на духовых инструментах, в зависимости от состояния физического развития, рекомендуется от 8–11 лет. Но, учитывая, что средний возраст детей, желающих обучаться игре на духовых инструментах 5-7 лет, мы и организовали подготовительный состав, дети проходят подготовительную оркестровую школу, а затем постепенно (в зависимости от индивидуальности ребенка) вводятся в основной состав. Медные духовые инструменты основной группы ребята осваивают в начальный период обучения, далее, по желанию и совету преподавателя, переходят на инструменты характерной группы (труба, тромбон и т.д.). После обучения в начальный период на блок флейте ребятам предлагаем инструменты деревянной группы (кларнет, саксофон). Дети старшего возраста осваивают баритон, бас (туба), ударные. Таким образом, мы стараемся, как можно дольше удержать, заинтересовать и увлечь ребят, находя к каждому индивидуальный подход. Ведь каждый ребенок - это личность, со своим характером, способностями, увлечениями и т.д.

Мне как руководителю духового оркестра — очень важно, чтобы работа руководителя оркестра и преподавателей по специнструменту была согласованна, чтобы к детям предъявлялись одинаковые требования. В нашем оркестре вся работа ведется по единым требованиям идет работа над исполнительским дыханием, качеством звукоизвлечения, амбушюром, над штрихами и артикуляцией, метроритмом, динамикой. Более того, преподаватели сами играют в оркестре. Они играют не потому, что дети не справляются, а потому, что совместное исполнение партий помогает им лучше понять своих учеников, на что нужно наиболее глубже обратить внимание в процессе обучения. Педагоги показывают личный пример оркестрантам и помогают в работе мне как руководителю.

Обновление состава обучающихся. Мы, как и каждый школьный творческий коллектив, сталкиваемся с проблемой смены состава участников, т.к. дети вырастают и покидают школу, переезжают на новое место жительства.
Сложность в том, что в оркестре дети разных возрастов: и учащиеся младших классов — новички, старших классов и выпускники — опытные оркестранты. Каждый год репертуар усложняется и меняется, новичкам трудно. Как мы решаем эту проблему?

Чтобы новые ученики без страха и боязни, без опаски вошли в основной коллектив, мы их приглашаем на репетиции и концерты оркестра в качестве зрителей. Разучиваем с ними на уроках по специальности оркестровые партии произведений, которые исполняет оркестр, затем вводим их в состав оркестра уже как исполнителя на концертах с одной, а потом с несколькими уже выученными пьесами. На данном этапе важна помощь и опека старшими детьми младших.

Малыши берутся под опеку. С ними не только индивидуально преподаватель разучивает партии, но и старшие ребята в групповых занятиях. Им дается возможность адаптироваться.

Сквозное целеполагание. Цель нашей работы с детским оркестровым коллективе коллективом можно дифференцировать следующим образом:
- обучение детей первичным профессиональным навыкам игры в духовом оркестре;
- раскрытие творческих способностей и задатков оркестрантов;
- воспитание сплоченного музыкально-творческого коллектива.

Вся наша работа по трем указанным направлениях тесно переплетена на каждой репетиции, на каждом внеурочном мероприятии.
На занятиях духового оркестра я всегда пытаюсь создать творческую атмосферу, стремлюсь заинтересовать учащихся, вызвать у них желание увлеченно работать и находить удовлетворение в изучении произведения, в целом, стремлюсь сделать репетицию живой и интересной. Во время занятий важно все: доброжелательное отношение к ученикам, — что является главной основой взаимоотношений, важен образный, ассоциативный, доступный, понятный язык общения, важен внешний облик, корректность, терпимость и чуткость руководителя к своим оркестрантам. Сама репетиция - это очень напряженный процесс, поэтому посмеяться, пошутить — значит, на какое-то время выключиться из общего действия, отдохнуть, чтобы потом опять собраться и продолжить работу.

Основной смысл репетиции — работа над музыкальным произведением. Логическим завершением работы над произведением дирижера и оркестра является концертное выступление, успех которого в значительной мере будет зависеть от воздействия руководителя на коллектив.

Концертно-исполнительская деятельность. Концерт — это подведение итогов, праздник, пришедший на смену кропотливой репетиционной работе. Концертное выступление активизирует сплочение коллектива, повышает уровень музыкально-эмоционального состояния, обостряет чувство взаимозависимости, внимание, приносит ощущение радости от общения с музыкой, со слушателями, от самого процесса игры.

Каждый концерт для ребенка – праздник и ответственное испытание на организованность, выдержку, собранность и силу воли. Ведь день перед концертом проходит иначе, чем обычный день. Очень важно перед концертом создать хорошее настроение, успокоить ребят, настроить на общение с музыкой.

Дети любят концерты — любят делать людям добро, создавать для них праздник в будний день. Зачастую зритель — друг и с благодарностью относится к нашему труду, к выступлению. Но бывает зритель — судья, скупится на аплодисменты, придирчив. Неприятно! Хочется, чтобы наши концерты всегда доброжелательно принимались публикой, приносили людям счастье и улыбки. Очень не хочется иметь на своих концертах равнодушного зрителя.

Хорошая похвала за честный и добросовестный труд всегда приятна. Ребятам важна оценка выступления и слова благодарности. Успех — приятный и важный стимул для творчества, он развивает способность относиться к своей работе, к своему искусству объективно и самокритично. Впечатления от встреч со зрителем дают участникам коллектива возможность сравнивать, сопоставлять, думать, а главное — вызывают желание стать лучше, оправдать ожидания слушателей и руководителя.

Раскрытие индивидуальных возможностей и укрепление единства коллектива. Главная цель воспитательной работы нашего оркестра — создать сплоченный музыкальный коллектив. Оркестр — это не только группа музыкантов, играющих вместе, а такая форма коллективного исполнительства, где каждый, сохранив индивидуальность, вместе с тем подчиняется общим задачам. Оркестр не подавляет индивидуальность музыканта, напротив, при известных обстоятельствах каждая индивидуальность получает новый импульс для своего развития и совершенствования. Задача состоит в том, чтобы на базе индивидуальных возможностей каждого укрепилось единство всего коллектива. Именно поэтому в работе с детским оркестром нужны и индивидуальные, и групповые занятия. Оркестровые занятия обязывают учеников согласовывать свои действия с действиями других оркестрантов, и не только в творческом аспекте, но и по таким вопросам, как подчинение законам коллектива, строгим правилам дисциплины. С данной точки зрения игра в оркестре несет в себе не малый воспитательный заряд.

Выстраивание общесоциальной направленность учебно-воспитательных отношений. Навыки совместной игры быстро не приходят, ведь необходимо чувствовать друг друга, как бы открывать для себя своего товарища. Для этого мало репетиционных занятий, проводятся различные внеклассные мероприятия: экскурсии, тематические вечера, беседы. Традиционными стали наши праздники: День открытых Дверей «Дом окнами в Детство», «Посвящение в музыканты», День Учителя «Учитель! Пред именем твоим!..», «День Матери», концертные мероприятия, посвященные Выборам, выступления на различных площадках Кировского района, ежегодное участие в областном конкурсе духовых оркестров, участие на конкурсах регионального, всероссийского, международного уровня, сотрудничество с Общественной организацией «Дети войны» и т.д.

Работа с родителями. Одним из явно необходимых, но все же вспомогательных средств в создании сплоченного детского коллектива оркестра является работа с родителями. Для успешной деятельности детского творческого коллектива большое значение имеет характер, стиль, моего взаимодействия  как руководителя коллектива, с родителями учащихся. В основе моей системы работы с семьей лежат действия и мероприятия, направленные на повышение авторитета родителей. Главным же ,в механизмах содержательной работы с родителями становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны, доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической активности и культуры.

Все дети по уровню подготовки и уровню восприятия материала - разные, и поэтому в поисках помощи родители часто приходят ко мне в школу советуются, доверяют, делятся проблемами. Все что я знаю сам, умею, пытаюсь обратить только на помощь родителям, разрешить проблемы и конфликтные ситуации.

Отсутствие в коллективе работы с родителями приводит к обеднению и затруднению учебного процесса, а также к отсеву детей, особенно в начальный период обучения. Главный принцип в организации работы с родителями как мне видится — это единство целей и задач, которые призваны решать педагог, руководитель оркестра и семья.

Общий вывод. И в заключении хочу повторить, что на практике, работая с детьми, сложно, а иногда и невозможно сказать, где обучение, где творчество, где воспитание. Главное, что ученики замечательные. Хотелось бы и в жизни стать им нужным человеком. Лишь некоторые из них станут профессиональными музыкантами, однако хочется, чтобы все они стали состоявшимися личностями, любящими и умеющими творить вокруг себя прекрасное, любить музыку.

 

Дополнительные файлы: