Нормативно-правовая основа непрерывного обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ

Номер: 

Современная система дополнительного образования детей переживает глубокие трансформации, которые приводят к пересмотру и изменению фундаментальных основ, на которых оно было построено. В частности, в свете новых законодательных актов существенно изменяются концептуальные подходы к разработке образовательных программ, которые сегодня рассматриваются как главные структурно-функциональные элементы образовательной системы, выступают средством и объектом правового регулирования выстраиваемых образовательных отношений. К примеру, в действующей ныне государственной «Концепции развития дополнительного образования детей» [1] особым образом выделен базовый элемент — это «принцип программоориентированности», который категорично. на наш взгляд, самым резким образом противопоставлен пока еще существующему в массовой педагогической практике принципу ориентированности на деятельность образовательной организации. Здесь, вне всякого сомнения, имеется масса управленческих и методических нюансов, требующих теоретического и практического рассмотрения.

Дополнительная общеобразовательная программа — это специально разработанный и утвержденный документ, в котором отражены основные концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности, к способам оценки ее результативности, это нормативно распорядительный документ, в котором изложена «стратегия» образовательного процесса на весь период обучения.

В настоящее время дополнительное образование детей позиционируется как открытое, вариативное образование, как социокультурная практика, как творчески ориентированная созидательная деятельность в социуме. Принципиально значимыми векторами развития дополнительного образования становятся сегодня индивидуализация, интеграция, персонализация и, конечно же, непрерывное обновление содержания дополнительных образовательных отношений [1].

Мы живем в стремительно меняющемся мире, темпы разноплановых изменений нарастают с каждым днем. Появляются все новые и новые технологии, изменяется рынок труда, развиваются высокотехнологичные производства. Меняется и содержание образования. Современное образование переносит акценты с получения предметных знаний на метапредметные умения, на развитие универсальных «навыков XXI века». Это – сверхсложная задача, в решение которой предстоит активно включиться нынешним педагогам дополнительного образования.

В «Концепции развития дополнительного образования детей» в качестве «фундаментального вектора процесса развития человека» определена двуединая по своей сути целевая стратегическая задача, разрешить которую наиболее эффективным образом может стать система дополнительного образования. Во-первых, средствами дополнительного образования, как указывается в данном документе, необходимо обеспечить обучающимся «освоение всеобщих норм, культурных образцов, и интеграцию в социум» и, во-вторых, обеспечить «поиск и обретение человеком самого себя» [1].

«Отказ от решения этой стратегической задачи, — подчеркивается в тексте Концепции, — может привести к рискам стихийного формирования идентичности» [1]. Это предостережение, прозвучавшее в 2014 году на самом высоком государственном уровне, следует всем нам, педагогам-воспитателям, принять во внимание.  

Практическое педагогическое освоение механизма социокультурной идентичности обучающихся требует специально организованной работы в педагогическом коллективе учреждения. В нашем учреждении, в ДДТ «Центральный» эта работа организуется в рамках Программы развития, которая имеет соответствующе наименование: «Формирование социокультурной идентичности у обучающихся различных возрастных групп в процессе дополнительного образования». Реализация программы ориентирована на временной промежуток с 2018 по 2021 годы.

«Большой словарь иностранных слов» определяет идентификацию как «отождествление, соотнесение с образцом или моделью» [2]. Действительно, на разных этапах онтогенетического развития для активно растущей личности приоритетным образцом, примером для подражания могут выступать разные люди (родители, педагоги, друзья, медийные личности). Можно ли предусмотрительно определить: кто станет образцом? В очень небольших пределах, в самом первом приближении – вероятно «да». Но и этот, пусть и небольшой шанс современные педагоги-профессионалы, педагоги-воспитатели должны научиться теоретически и методически грамотно использовать.

Навыки сознательной, а не стихийной, социокультурной идентификации должны формироваться у ребенка с ранних лет. Дополнительное образование оборачивается здесь к нему, к ребенку самыми что ни на есть сильными, едва ли не самыми ценными, сторонами. Но полностью ли мы используем этот ресурсный потенциал, реализуя свои дополнительные образовательные программы различной предметной направленности? Едва ли кто из нас осмелится ответить на этот вопрос «да».

Педагогический коллектив нашего образовательного учреждения убежден, что существенно противостоять стихийному формированию идентичности у детей и молодежи может только культура, последовательно прививаемая обучающимся на занятиях по дополнительным общеобразовательным программам любой предметной направленности. Именно в данном контексте мы употребляем в рамках «Программы развития учреждения» термин «социокультурная идентичность», отталкиваюсь от такого смыслового толкования идентичности, формулируем все производные термины, понятия и категории.

Ориентируясь на программно-целевой подход, мы работаем над решением задачи выявления ресурсов и возможностей дополнительных общеобразовательных программ для формирования у обучающихся позитивной социокультурной идентичности. Побуждаем педагогов находить ответы, к примеру, на такие важные вопросы: какие приоритетные качества личности обучающихся я могу сформировать в рамках моего творческого объединения? В чем заключается специфика моего вида деятельности и как этот вид деятельности влияет на этот процесс? Как найти и включить в содержание реализуемой общеобразовательной программы те важные воспитательные нюансы, те отправные психологические точки, которые позволят избежать стихийной идентификации, либо заметно противостоять ей?

Исследовательско-методические задачи, поставленные в Программе развития нашего образовательного учреждения достаточно сложные. Вопросы, на которые предстоит ответить каждому педагогу, реализующему свою дополнительную программу (либо – комплекс программ), достаточно серьезные. Но как говорится «дорогу осилит идущий». И первые результаты этого пути у нас уже налицо.

Прежде всего, упомянем здесь наши авторские образовательные программы, каждая из которых, в своем вариативном контексте, работает на формирование у ребенка чувства сопричастности (с семьей, коллективом, малой Родиной, русским народом и т.д.), сопричастности в интеллектуальных и предметно-практических действиях, в эмоциональных отношениях и духовно-нравственных ценностях.

Вот конкретный пример — авторская дополнительная общеразвивающая программа «Природа. Творчество. Человек», реализуемая в изобразительной студии «Радуга радости». Умело используя свой собственный авторский «метод эмоционально-возрастных параллелей», педагог (Артамонова Т. Н.) основные постулаты «Программы развития учреждения» реализует в каждодневной работе с детьми, выстраивая на практике ценностно-смысловые связи: «Я и природа», «Я и творчество», «Я и социум».

Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа В.И. Байтуганова «Русское народное пение и традиционная культура Сибири». Здесь традиционная культура рассматривается как особого рода знание, без которого общество не может развиваться, а традиции — как язык общения народов, особая модель построения неконфликтных коммуникативных отношений, способ их прогнозирования и развития. Причем осуществляется все это в контексте песенно-игрового фольклора, записанного в фольклорных экспедициях по Новосибирской и другим областям Сибири (налицо — сопричастность малой Родине).

И таких примеров можно привести множество.

Итак, анализируя существующую нормативно-правовую документацию, мы приходим к следующим выводам:

  1. В современных условиях качественное обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ выступает «краеугольным камнем» непрерывного развития всей российской системы дополнительного образования детей. Именно развития, на что нас непосредственно нацеливает, прежде всего, государственная «Концепция развития дополнительного образования детей» [1]. Соответственно так, вероятно, практическим педагогическим работникам, занятым в дополнительном образовании, следует сегодня трактовать суть термина «развитие» — как непрерывного обновления своей деятельности, своих воспитательно-дидактических отношений, адекватно фиксируемое в содержании реализуемых общеобразовательных программ.
  2. Содержательные и методические подходы в поисковых действиях педагогов по обновлению образовательных программ могут быть разные, естественным образом учитывающие имеющуюся на данный момент проблемную социально-педагогическую ситуацию, но педагогам-практикам принципиально важно сегодня понять и попасть в тренд доминирующего «движения педагогической реальности», и при этом не забыть реализовать целевую установку на непрерывный характер обновления своей программно-методической документации.
  3. «Общее движение педагогической реальности», в частности, сложившееся в современном новосибирском городском социуме, в центральном его округе, Центральном районе, где расположен наш Дом детского творчества, не должно заслонять собой самобытного лица каждого учреждения дополнительного образования. Мы следуем этому концептуальному методологическому правилу. Тем не менее, в каждой очередной «Программе развития» того или иного конкретного образовательного учреждения, по глубокому убеждению всего нашего педагогического коллектива, должна обязательно присутствовать инновационная составляющая, в границах которой предположительно будут, условно говоря, возникать и оттачиваться разнообразные, наиболее перспективные, практически результативные и эмоционально привлекательные идеи и технологии, реально доступные, конечно, тому конкурентному уровню развития педагогического профессионализма и методического мастерства, на который способен данный конкретный творческий педагогический коллектив.

 

Литература

  1. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
  2. Большой словарь иностранных слов / Сост. А.Ю. Москвин. —М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф: ООО «Полюс», 2001. — 816 с.