Деловая игра «Школьный корабль». Основные этапы развития социальной активности детей  в рамках долгосрочного воспитательного проекта

Номер: 

 «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнять самостоятельно. 
Исследуя, что ребенок способен выполнять самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня.
Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня»

Л. С. Выготский

Несомненно, школьное ученическое самоуправление относится к числу наиболее актуальных теоретико-методических проблем современного российского образования. Логично предположить, что школьное самоуправление не возникает повсеместно и сразу, в какой бы инновационной форме оно не было прописано в локальных нормативных документах образовательного учреждения. Любая организационно-педагогическая форма, для обеспечения стабильного прогнозируемого результата, должна опираться на последовательное развитие  детской  социальной активности. В становлении и развитии такой активности мы выделяем ряд следующих этапов:   

Первый этап развития активности — это целеустремлённая деятельность учащихся по добросовестному выполнению поручения. На этом этапе пробуждается чувство личной ответственности за конкретно порученное общественное дело.

Второй этап развития активности выражается в том, что ученик, выполняя общественное поручение, сам находит и использует некоторые способы его эффективного осуществления, формируя при этом навык самоконтроля и требовательности к себе.

Третий, высший этап развития активности характерен тем, что ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения. Здесь уже в полной мере проявляется творческое  отношение  личности  к  конкретно выполняемому делу.

Безусловно, высший этап развития детской социальной активности — это цель, к которой стремится педагог-воспитатель, «горящий» идеями ученического самоуправления. Однако, необходимо принять во  внимание  ряд, условно говоря,  «погрешностей» современной школы, ему мешающих в достижении такого высокого воспитательного идеала.  В частности, это: большая загруженность учащихся  школьной программой, доступность и пресыщенность детей информацией, не всегда полезной и безвредной, отсутствие целеустремленности и бесперспективное, порой, иждивенческое  мышление современных подростков. Всё это - реалии сегодняшнего дня, и педагогу — новатору, воспитателю-профессионалу предстоит весьма нелегкий путь по «взращиванию»  бесценных зерен  первого  этапа  развития  активности, когда данное  ученику поручение будет выполнено добросовестно  и  ответствен. Непроста и работа по   «пестованию» позитивных проявлений  второго этапа — когда  ребенок сам находит и использует  некоторые  способы  осуществления данного ему поручения. Но вся такая работа имеет и долгосрочный воспитательный ориентир — она расширяет возможности и постепенно раскрывает творческие  способности ребёнка при решении им  той или иной социально ориентированной  задачи.

Обратимся теперь к практике. В нашей средней общеобразовательной школе № 5 города Бердска  есть опыт реализации двух проектов детского самоуправления, во-первых, ученического самоуправления в форме Совета старшеклассников и, во-вторых, деятельности  Детской организации, объединяющей три возрастные ступени: 1–4 классы — «Радужная страна», 5-8 классы — «Алые паруса» и 9-11 классы «Штурманы». В целом же все детское сообщество,  существующее на базе школы называется, говоря официальным языком, Детское объединение «Школьный корабль».

Как  автор и координатор кратно представленной здесь организационно-педагогической идеи,  и считаю такую форму более удобной именно с точки зрения задач формирования детской активности: в детскую организацию входит вся школа, в рамках ее деятельности  распределены структуры  внутри-классного   самоуправления, т.е. сектора, отвечающие   за реализацию направлений  программы  воспитания и социализации, Старостат с функциями координатора и «маленького управленца», вся  деятельность подчинена Координационному совету, во главе которого стоит Президент.  Наряду с Президентом, представители классов, входящие в Координационный совет и Совет старшеклассников представляю собой законодательную власть — они рассматривают и утверждают законы, планируют мероприятия на полугодие, вносят  поправки в Устав объединения.  Старостат и министерства выступают как исполнительная власть — они выполняют поручения  Президента,  Совета  старшеклассников или педагога-куратора, что, заметим кстати,  особенно допустимо  на  первом  и  втором этапе формирования  детской  социальной активности.  

Какой бы уровень развития детской активности не  реализовался участниками целостного образовательного процесса, обязательно необходим соответствующий инструментарий деятельности, т.е. те конкретные  «винтики» и «шурупчики», которые  не  только сдвинут так сказать тяжелый «Паровоз самостоятельной деятельности детей» с места, но заставят его, образно говоря,  вовремя прийти в пункт назначения, разумеется,  под восхищенные возгласы  встречающих.

Теперь обратимся к ещё более детализированному описанию имеющегося у нас опыта развития социальной активности детей в рамках долгосрочной модели воспитательного проектирования. Воспитательный проект «100 причин для гордости» был особо актуален для нас в связи с необходимостью возрождения патриотизма как одной из важнейшей духовно-нравственной ценности, обеспечивающей образ жизни современного гражданина России. Проект реализовывался в нашей СОШ № 5 в течение четырёх лет.

Так, в течение первого года ребята интенсивно работали  над темой «25 причин гордиться нашей школой». Масса проведённых коллективных и индивидуальных заданий, КТД (коллективных творческих дел), деловых игр и других форм детского взаимодействия  были в целом направлены на поиск материала, необходимого для развития способности видения нашими детьми тех замечательных, уникальных моментов, которые может дать им только наша школа: учителей, качество образовательных услуг, воспоминания  родителей, выпускников, устройство школьной жизни в целом и т.д. 

Второй год  был посвящен городу Бердску. Назывался проект этого года: «25 причин гордиться нашим городом». Мы хотели, чтобы ребята на конкретном фактическом материале, на собранном ими материале учились любить свою малую родину, стремились беречь ее, понимать уникальность каждого места, каждого уголка, каждого микрорайона, каждой улицы конкретного дома. Ведь только тогда, при такой предметно-центрированной информированности, на наш взгляд, может пробудиться искреннее желание связать свое будущее с городом, посвятить свои жизненные силы и способности его процветанию. 

Третий год наша  школа  работала над проектом  «Горжусь  Новосибирской  областью».  Одним  из заданий, к примеру,  было найти по различным районам области самые интересные и важные вещи, события,  которые нужно запомнить и отразить на специально разработанной схеме – ведь по итогам года поисковой работы предполагалась интеллектуальная игра «Как мы знаем НСО». Из пазлов-районов  Новосибирской области ребята  по классам  составляли  карту, предварительно заполнив ее значками, фотографиями, надписями.  

И, наконец,  логическое  завершение  этого проекта — тема четвертого, 2017–2018 учебного года: «Гордимся  Россией».  Сегодня Россия — страна, с которой считаются на мировой арене, достижения российского, русского народа признаны во всех уголках земного шара. Агрессивные политики  вынуждены быть сдержаны перед внешней политикой Российской Федерации. Мы стремились на наглядных примерах научить учащихся  уважать государство, в котором они живут, гордиться им. Этому и был посвящен проект 2017–2018 гг.

На первом Координационном   совете ребятам были   предложены разные  инструкции по реализации проектов  о России: конкурсы, задания, дорожные  карты,  планы  работ  на год,  функциональные  обязанности  ответственных за сектора, инструкции по оценке выступлений на классных часах, памятка «КТД – планирование по Иванову»  для учащихся 5-х классов, как для ребят, начинающих свою деятельность по самоуправлению в  основной школе.                

  В 2018-2019 учебном году четырёхлетний проект  «100 причин для гордости»  был успешно завершен.

Остановимся теперь на характеристике особенностей реализации нашего базового долгосрочного проекта «Самоуправление». В Бердской СОШ № 5 этот проект реализуется,  начиная в 2012 года. Но на имеющимся уже на сегодняшний день, промежуточном по своей сути, методическом материале мы также попробуем показать (используя  универсальную модель-схему деятельности Детского объединения), какой инструментарий желательно применять  на разных этапах, либо, другими   словами,  на разных стадиях  осуществления системно организованной деятельности  различных творческих объединений, входящих в организационно-педагогический комплекс «Школьный корабль». 

Первое звено, то есть начало первой стадии формирования детской социальной активности (для краткости обозначаемое нами как «выполнение поручений») закладывается в детском объединении «Радужная страна» (1-4 классы). Более того, вся начальная школа – это содружество разноцветных городов, а в каждом городе – свои правила, свои законы, которые, конечно же, не противоречат нормативным требований деятельности детских объединений, Уставу школы.  В каждом городе, как и полагается,  нужны люди  разных  профессий: цветоводы, тренеры, блюстители порядка и т.д.

С 1 класса учащиеся младшей школы привыкают к исполнению маленьких обязанностей, кроме этого малыши получают задания на общешкольных линейках, выполняют их,  получают значки на общий стенд и именные грамоты на класс.

А 5–7 классы — это работа по формированию в основном 1 и 2 уровня детской активности. Практика убеждает, что без  специального инструктажа,  подробного  или  опорного, ребенок самостоятельно, то есть без помощи взрослого  «не потянет» даже  маленькое  поручение.  Задача педагога-воспитателя на данном возрастном этапе — приучить к самостоятельному  решению задачи, самостоятельной  деятельности  в рамках  добровольно  выбранного  учащимся  функционала в классе или на уровне школы. Здесь необходимо пробудить  детскую  активность, так как именно 5-8 классы через 2–4 года дадут нам смену старшеклассников, активных или пассивных, способных к проявлению 3 уровня активности или инертно принимающих готовые   решения и предложения руководителя, а то и просто игнорирующих все, что происходит в школе.

На данном возрастном этапе проходит  планирование и по методу отбора более понравившихся мероприятий – ребята отбирают, доказывая, почему именно это ВД (воспитательное дело) они хотели бы реализовать, например, планирование   мероприятий  к Году культуры  в России. Используется здесь и методика  «Слияние  рек», которая  применяется как при планирования внутри-классных дел, так и отбора  воспитательных дел, мероприятий на полугодие или год.

Итак, любое планирование ведет к реализации, а реализация предполагает выполнение задания или поручение одним или группой лиц. Важно понимать, что детское самоуправление горит идеей и самое легкое, что может детский коллектив — это спланировать, придумать, сотворить идею, но процесс воспитание детской активности еще более необходимо, оно ещё более  важно именно тогда,  когда наступает длительный,  как правило, не всегда веселый и интересный, процесс реализации идеи или (в привычной методической лексике) выполнения поручения. И пусть нас не напрягает словосочетание «выполнение поручения», за которым мы так и видим назидательного учителя и понурого ученика — а разве  поручение, данное старшим товарищем по возрасту или по рангу не подлежит выполнению? Разве идея, самая волшебная по задумке, не превращается на этапе реализации в серьезнейшее и труднейшее  дело, предполагающее  ряд  обязанностей, привлечение  разных людей,  контроля,  анализа  того что уже получилось и того, что  еще  предстоит  сделать?  Работа  для педагога-воспитателя здесь предстоит трудная, но очень  важная — показать и приучить ребят к промежуточному этапу  КТД или просто воспитательного дела, или, просто-напросто, самого маленького поручения. Не приучим — так и будет наше «самоуправление» находиться на стадии «Выбора президента»: выбрали, «отыграли»  инаугурацию,  спланировали  несколько рутинно-заурядных дел и,  в лучшем случае, при любой форме детского самоуправления, осуществление намеченного дела понесут на себе активисты — небольшая группа ребят, которые, безусловно, есть в каждой школе, которым все  интересно  делать  самим, они  всё  хотят и  все успевают.

К выполнению задания Президента приступают или старосты или Совет старшеклассников, или Министерства — это зависит от  направления предстоящего дела — если это творческое традиционное мероприятие,  за дело берется Совет старшеклассников, если вопросы дисциплины,  порядка  или организации — работает Старостат, а если вопросы по направлению программы  воспитания и социализации — это Министерства  на  уровне  школы и сектора в классах.  При  данном  организационно-педагогическом подходе  к  исполнительной  власти присоединяется и функционал  педагогического коллектива. Это особенно важно при такой, к примеру,   важной   составляющей  ученического самоуправления как учеба актива: кому, как ни директору школы легче будет объяснить ребятам, что такое исполнительская  дисциплина,  как  важно  при необходимости заменить  классного руководителя, выполняя казалось бы простые,  но крайне важные контролирующие   функции. Поэтому на учебе актива со Старостатом в классе или на Координационном  совете,  или у себя в кабинете работает директор школы № 5 Гареева О. И.  С министерством  работаю я,  заместитель директора по воспитательной работе, как куратор всех направлений  Программы  социализации  и воспитания. На встречу с ребятами выходят и «узкие» специалисты. Так, организацию  читательского  марафона «Читаем сибирских  писателей и поэтов»  проводит заведующая библиотекой Зимина Д. С., с сектором «Здоровье. Спорт. Экология»  работает школьный медик Лошакова О. А.,  с Советом Старшеклассников, секторами «Досуг» и «Голос»  работает педагог-организатор школы  Кошкина Е.С. — здесь рождаются интересные идеи, красочные афиши к разным мероприятиям. Могут быть и приглашенные специалисты: так нашу школу курируют мастера спорта международного класса ДЮСШ «Авангард». С сектором «Закон и порядок»  работает не только социальный педагог,  но и представители  правоохранительных органов.  Сектор «Гражданин» встречается с представителями военных профессий, ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн, представителями ВПК города (рук. ВПК «Витязь» Дубик О. Г.)

Когда  ребята среднего звена школы (5-8 классы) привыкают работать с инструкциями, дорожными  картами, схемами КТД,  когда в их общественную жизнь прочно входят понятия «планирование дела по схеме», «ведение дела по плану, схеме», когда эти умения принимаются детьми и усваиваются до автоматизма, в старших классах уже так сказать  на  подсознательном  уровне  ученик сам определяет пути реализации  выбранного дела, способ его выполнения,  проявляет  творческий подход, умело  организуя  сообщество и пространство для его реализации. Этот и есть высший этап развития интересующей нас детской социальной активности.

При представленном здесь организационно-педагогическом подходе  учащиеся 10–11 классов нашей школы способны реализовать любой проект со 90–100% участием контингента на уровне классного коллектива. Иными словами, старшеклассникам  не составляет особого труда  спланировать дело, распределить ответственных, наметить и соблюсти сроки исполнения, завершить проект и обсудить его достоинства  и  недостатки. Многие  проекты, творческие дела, которые еще в 9 классе курировались  взрослыми  (классными  руководителями, организатором и т.д.) в 10-х, 11-х классах реализуются ребятами  полностью  самостоятельно в рамках деятельности Совета старшеклассников.

Совет старшеклассников в структуре системно организованного комплекса детских объединений «Школьный корабль» выступает как отдельное звено Законодательной власти: сюда  входят учащиеся 8-11 классов с  высшим уровнем  активности.  Совет старшеклассников СОШ  № 5  активно принимает участие  во всех городских мероприятиях, конкурсах и акциях, включился он и в организацию деятельности РДШ, короче, учится везде и всему новому.   Эта особая ветвь нашей организации очень важна, ведь интересная задумка, рожденная в актовом зале, может поднять «на крыло»  всю школу  и вылиться в массовое интересное дело. Это может быть организация — подготовка и  проведение — традиционных праздничных мероприятий, например,  осенние и весенние балы, Новогодний Арбат,  День учителя (классные часы — поздравления, которые  по заданию Совета старшеклассников  ребята, начиная с  5 класса готовят сами,  а на День самоуправления, готовят номера в  концертную программу) , 23 февраля и 8 Марта, — вот тот далеко  неполный перечень дел и краткосрочных проектов, которые планируются  на Совете старшеклассников, и в форме конкретных заданий запускаются в звенья «Алые паруса» и «Радужная страна» и др.

Безусловно,  очень важны социальные акции, такие как «Оранжевое солнце», «Мой ветеран», «Поздравление ветеранам педагогического труда», Дни Здоровья,  «Недели добра», Сбор макулатуры и батареек и многое другое — все это — поле деятельности  активистов, инициативных групп,  которые  вырастают  из структур классного   самоуправления  в  рамках  деятельности детской организации, формируются из состава тех учащихся,  которые когда-то были приучены  действовать по разумно составленному алгоритму, по психологически тщательно продуманным инструкциям и шаблонам, памяткам  и пошаговым заданиям, а теперь могут действовать самостоятельно  и  творчески, потому что  за  плечами накоплен немалый  опыт участия в деловой игре под названием «Детское объединение «Школьный корабль».