Развитие словаря у детей дошкольного возраста средствами коллективной творческой деятельности

Номер: 

Существенным фактором, который обеспечивает возможность самовыражения и может влиять на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, является удовлетворение их потребности в общении. Развитие словаря, на наш взгляд, выступает важным условием успешной речевой коммуникации в процессе осуществления творческой деятельности и социализации ребенка. Одним из наиболее перспективных путей решения проблемы развития словаря у детей мы рассматриваем вовлечение их в коллективную творческую деятельность, которая позволяет не только сплотить детский коллектив, развить навыки сотрудничества и общения, но и раскрепостить каждого ребенка, создав комфортную эмоционально-психологическую атмосферу в группе.

Работа по развитию словаря в процессе коллективного творчества осуществляется нами поэтапно.

На первом этапе в центре внимания мы располагаем взаимодействие ребенка с внешней средой. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его впечатления об окружающем мире яркими образами. Этому способствуют, прежде всего, целевые прогулки и экскурсии, во время которых ребенок наблюдает за природой, окружающим миром. Знакомство детей с эстетическими объектами начинается с приветствия. Называя слова, обозначающие предмет и явление природы, дети подбирают уменьшительно-ласкательные слова, эпитеты. Например: «Здравствуй, пузатый кабачок!», «Здравствуй, волшебница зима!». Таким образом пассивный и активный словарь детей обогащается существительными и прилагательными.

В процессе наблюдения за моросящим дождем, весенним пробуждением деревьев мы обращаем внимание детей на эстетические свойства предметов или объектов природы. Используя ботанический («природные» слова: времена года, метеорологические явления, реки и озера, растения и животные) и художественный словари, подводим их к названию тех качеств, благодаря которым объект становится красивым, в методическом плане действуем здесь через коммуникативное выражение «Какой красивый!..». Именно так расширялся и обогащался словарь детей эстетической лексикой.

Ситуация погружения в пространство словаря народной речи создается и через русские народные названия, щедро наполненные эмоциональностью (травушка-муравушка, т.е. спорыш), эстетическими звучаниями (краса, красава, красоля), ритмичностью речи (травка мяточка — припарь пяточки (народная игра «Воробей»), горицвет — всем цветам цвет (пословица). Вводится образная характеристика предметов и явлений с применением эпитетов (снег легкий, воздушный), сравнения (как молоком облитые), стихотворные и песенные строки, сказочные формулы (Баба Яга-костяная нога), метафорические эпитеты (пастушья сумка — плод соответствует форме пастушьих сумок). Поэтому слушание и, что особенно важно, слышание эмоционально выразительной речи помогало ребенку не только понять традиции взаимодействия общества с природой, окружающим миром, искусством, но и обогатить свой словарь народными названиями, образными характеристиками.

Создавая художественно-поэтический образ, особую роль я уделяю обследованию предмета. Например, при знакомстве с растением мать-и-мачеха мы обращаем внимание на объект в целом и выделяем основные части и свойства. Так дети постепенно накапливают сенсорный опыт, обогащают словарь сенсорными эталонами и овладевают описательной речью. При этом они учатся навыкам словообразования, словоизменения (согласованием слов в роде, числе, падеже), что делает словарный запас функциональным. Например: муравей, нора, пчелы слетелись, расцвела яблоня и др.

Для меня представляется особо важным формирование у дошкольников умение делиться своими впечатлениями, рассказать о том, что понравилось, высказывать свое отношение к увиденному, слышать мнение другого. Для этого у нас существует традиция периодически проводить беседы на тему: «Что интересного вокруг». Ребенку бывает непросто выразить свое отношение, сформулировать свое мнение, но, слушая других или повторяя сказанное, все дети постепенно втягиваются в активную беседу. В этом помогают коммуникативные формулы для застенчивых и малообщительных детей: «Что нравится (не нравится)?». Для активных детей нами используется достаточно сложные речевые формулы в виде позиционных утверждений, доказательств: «Мне нравится потому, что…», «Думаю это красиво, потому что…». Ну, а в целом, у всех детей мало-помалу появляется способность связно, последовательно и логично строить фразу, а в дальнейшем и свой рассказ. А умение аргументированно и доказательно излагать мысли создает предпосылки для формирования таких качеств связной речи как доказательность, четкость и логичность.

Важно и знакомство детей с искусством. Такая работа начинается у нас с одновременного восприятия музыки, пейзажа и литературы. Заметим, предварительно детям не рассказываем о произведении, не даем его названия и информации о композиторе, художнике, поэте. Только познакомившись с целостным художественным образом, у нас разворачивается эстетическая беседа. В ответ на первый вопрос о проявлении чувств «Поделитесь своими чувства, которые испытали, когда слушали прекрасную музыку, красивые стихи и смотрели на замечательную картину», дети делятся своими переживаниями. Дальнейший разговор ведется по трем видам искусства, задаются вопросы, связанные с нравственно-эстетическими ценностями, что мотивирует детей высказывать свои мысли и представления. А это способствует созданию целостного образа, вызывает яркий эмоционально-чувственный отклик за счет глубокого погружения в мир звука, цвета, слова.

Непосредственно этап совместной работы нацелен у нас на развитие творческих способностей.

Коллективная деятельность, как известно, требует особого подхода к организации образовательного процесса, чем индивидуальная. Важно распределить работу так, чтобы каждому ребенку было интересно, каждый мог справиться со своей задачей, проявить себя лучшим образом и достичь реально ощущаемого результата. В начале коллективного содержательного взаимодействия предлагаю детям: «Каждый пусть сделает свой набросок, а потом договориться, какой лучше подойдет». Акцентировать внимание детей на сотрудничество помогает формула «Постарайтесь найти лучшее решение, чтобы вам было интересно». В процессе обсуждения композиции, выборе материала и способа изображения уточняются и закрепляются грамматические категории. Найти компромисс в предупреждении детского конфликта помогает следующая формула-задание: «Каждый пусть предложит свое решение на совместный поступок». Актуализируя при этом слова, обозначающие тактики разрешения конфликта, дети учатся замечать эмоциональное состояние другого и принимать решение в выборе поведения. А решение проблемных ситуаций социальной направленности, беседа о совместной работе помогают активизировать словарь лексикой по согласованию действий, совместному участию, сотрудничеству.

Взаимодействуя, дети вежливо разговаривают друг с другом, договариваются. Так происходит освоение и закрепление этически верных форм общения. При затруднениях ребенка нами использовалась формула обращения к сверстнику «Спроси…», «Подскажи…», «Окажи помощь товарищу…». Успех детей поддерживается комплиментами «Хорошо выполнил», «Аккуратно вырезал», «Интересно придумал». Не сразу, а постепенно вводились новые формы комплимента для освоения их детьми. Этим помогала обогащать словарь детей словами этической и эмпатийной лексики.

Будучи вовлеченным в совместную деятельность, каждый ребенок чувствует себя сопричастным к общему продукту и это его радует. Поэтому он старается выполнить свою работу как можно лучше. Общий результат получается богаче по содержанию. Это производит более яркое впечатление. Еще одной эффективной формой организации коллективного творчества является сотворчество, когда педагог участвует в деятельности на равных. Совместно с детьми он обговаривает предстоящую работу, вместе договариваются о композиции, советуются в выборе материала, распределяют роли и творят. В ходе творческого партнерского взаимодействия дети проговаривают непосредственно наблюдаемые действия педагога и стремятся подражать им.

Коллективное творчество с детьми комбинированной группы подтверждает полезность разновозрастных объединений детей. Совместно выполняя композицию, малыши перенимают у старших способы работы, а старшие дети учатся терпеливо относиться к неумению младших, объясняют, как лучше выполнить работу. Например, дети старшего возраста готовят обитателей клеток, среднего — вырезают клетки и вольеры, малыши — наклеивают камешки и траву для их обитателей. Затем все части объединяются в одну композицию. В ходе совместной работы малыши учатся говорить, вступать в речевое общение со старшими, вести простой разговор о созданном образе и совместной композиции.

Коллективная работа может включать в себя игровые методы и приемы. Так, малыши охотно помогают укрыть снежком и согреть деревца, которым холодно зимой, а старшие дети становятся народными мастерами, расписывающими посуду и придумывающими рисунки для тканей. Игровой сюжет или игровая ситуация активнее развивают словарь детей.

Для взаимосвязи речи с психическими процессами и одновременного развития творчества я знакомлю детей с новым изобразительным материалом, показываю выразительные возможности нетрадиционных приемов изображения. С этой целью мною используются следующие две коммуникативные формулы: «Что удивило?» и «Что вызвало интерес?». Дети таким образом не только уточняют и закрепляют приобретенные умения, но и учатся комбинировать и взаимозаменять образ, что обогащает словарь детей глаголами и предлогами.

На этапе взаимодействия с готовой продукцией для осмысления и проживания созданного образа у нас проводится беседа, в методической сути которой — творческое задание: «С кем подружатся сказочные птицы?». Также совместно с детьми мы рассматриваем созданную композицию, при этом побуждаем детей анализировать способы и средства изображения следующим вопросом: «Какие цветы нарисованы карандашом, а какие красками?». Обсуждение завершенной композиции и возможностей ее обогащения, как мы убедились, влияет на расширение и углубление художественного словаря детей.

Выполненные работы размещаем на выставке в групповой комнате и холле детского сада, чтобы другие дети и сотрудники учреждения любовались ими. Рисунки дымковских игрушек используем в качестве атрибутики «Циркового представления дымковских игрушек», а с помощью рисунков диких животных составляем и рассказываем сказку. Маски домашних животных — это важные элементы наших подвижных игр. Все это, взятое в единстве, в совокупности, дает возможность детям полнее принять на себя игровую роль и вести соответствующих диалог.

Что еще можно отметить в контексте обсуждаемой нами методико-психологической темы? Во-первых, меняя, например, творческое место, дети увлеченно читают стихотворения, подготовленные к коллективной работе. Так, игровой проект «Сказочные терема», мы создали в книжном уголке, работу по мотивам народного творчества «Дымковские лошадки пасутся на лугу» — в «Русской избе», а «Цветущую весну» — на пленере. Такая пространственно-игровая динамика жизнедеятельности наполняет словарь семантикой народного языка и способствует развитию интонационной выразительности речи детей. Во-вторых, заинтересованными партнерами коллективного творчества становятся у нас и родители воспитанников. Совместно с детьми родители участвуют в проектной деятельности, показывают кукольный театр, презентуют творческую работу, что также стимулирует детей на речевую активность.

Итак, все ранее изложенное убеждает нас: коллективное творчество детей в процессе изобразительной деятельности способствует развитию у них речи, воображения и творчества. Партнерское содержательное взаимодействие взрослого и детей приводит к позитивным изменениям в развитии языковой, коммуникативной, эстетической, интеллектуальной, эмпатийной и этической лексики дошкольников. Словарь детей становится многообразным и богатым по содержанию.