Интерактивная развивающая среда: новый образовательный ландшафт

Номер: 

Мы являемся очевидцами процесса проектирования современного образовательного ландшафта, основанного на представлении о свободном личностном выборе деятельности, определяющей индивидуальное развитие растущего человека, вариативности содержания и форм организации образовательного процесса. Идея непрерывности образования в течение жизни создает возможности для поиска и обретения человеком самого себя.

Человек — природное, социальное и духовное существо, обладающее сложным внутренним миром. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Именно поэтому ребенок дошкольного и школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному и духовно-нравственному развитию. Современные дети выросли в условиях изменившейся социокультурной среды, которая характеризуется принципиально новыми чертами и особенностями: увеличение скорости изменений в жизни; быстрое освоение новыми поколениями социального опыта; стремительное развитие процессов интеграции и глобализации в современном мире; углубление социальных и культурных противоречий, локальных конфликтов и других факторов, угрожающих человеку, его жизни, здоровью и безопасности.

Поведение сегодняшнего школьника более свободное и независимое, чем в предыдущие десятилетия, для него характерно стремление к реальной самостоятельности и самопознанию. Индивидуальный прагматизм очень быстро завоевывает позиции в сознании растущего человека. Предпочтение имеет труд интенсивный, но непродолжительный, рациональный, динамичный и результативный. Поэтому сегодня ребенку важно в результате своей учебной и творческой деятельности получать конкретный результат, продукт, который в дальнейшем может иметь для него практическое применение. Этому способствует существующий сегодня широкий диапазон дополнительных образовательных программ — от классических художественных и спортивных школ до студий мюзикла, интерактивных парков, центров семейной анимации, воркаута (массовых занятий на уличных спортплощадках) и паркура (мастерства преодоления препятствий). В ходе таких инновационных поисков в области дополнительного образования постоянно возникают новые виды деятельности. Разнообразны не только сами программы, но и образовательные отношения.

Модный термин или обновление старой идеи

Сегодня уже никого не удивляет понятие «эдьютейнмент», возникший из сочетания английских слов education (образование) + entertainment (развлечение), означающее возможность сочетать учебу и приятное времяпрепровождение. Понятие появилось в 1948 году на студии Уолта Диснея для обозначения образовательного мультсериала. Активно использовать методику начали лишь в 90-х годах с появлением на телевидении знаменитой «Улицы Сезам», самого первого популярного примера эдьютейнмента.

Специфика эдьютейнмента

Особенностями данного типа обучения являются следующие:

Акцент на увлечение. Важным для образовательного процесса становится интерес обучающего, который при грамотном развитии, приведет к накоплению знаний.

Мотивация через развлечение. Удовольствие, получаемое в процессе образования, становится помощником в раскрепощения ребенка, способствует формированию стойкого интереса к учебному процессу

Игра как важнейший принцип. Следуя концепции И. Хейзинга, изложенной в работе «Homo ludens», ключевым понятием эдьютейнмента является игра как базисный принцип обучения. Он универсален как для взрослых, так и для детей.

Эта форма обучение особенно популярна среди молодежи, так как в её основе заложено использование актуальных видео и аудио источников, дидактических игр, образовательных программ на электронных девайсах. Изначально свободная форма проведения лекций появилась в образовательных учреждениях. Преподаватели на равных общались со студентами, иногда и за чашечкой кофе. Эдьютейнмент очень быстро стал популярной формой проведения занятий и распространился за стены учебных заведений.

Эдьютейнмент — это настоящая находка для тех, кто уже вышел из студенческого возраста, но сохранил тягу к новым знаниям. Вход на занятия, лекции и мастер-классы — свободный. Тематика самая разнообразная: мода, архитектура, дизайн, путешествия, технологии, традиции народов разных стран. Места встреч: галереи, студии, парки, кафе и рестораны. Многие лекции совершенно бесплатные, а плата за другие чисто символическая. Обстановка царит самая непринужденная. Таким образом, эдьюнтеймент может стать существенным подспорьем для привлечения подростков и опровергнуть стереотип теоретичной и консервативной школы.

Также в последнее время все больше набирают популярность развлекательные центры для детей созданные по этому принципу. Суть этих центров в том, что в рамках определенной территории для детей создается пространство и условия максимально копирующие условия взрослой социальной жизни. Как правило, подобные центры позиционируют себя как "детский город" или "город для детей". Обычно в них за основу игрового процесса берется освоение различных профессий, которые чаще всего встречаются во взрослой жизни. Данные проекты носят как правило коммерческий характер и в большей степени направлены на развлечение детей. Главной задачей в них видится создание внешних факторов и в гораздо меньшей степени учитываются действительно образовательные или развивающие моменты игры.

В узком смысле этого слова именно метод «учимся играя» становится порой чуть ли не единственным способом привлечь детей и молодёжь к изучению науки. Неважно, во что упаковывать эти знания — научные парки, интернет-сайты, мультфильмы. Важна суть — рассказывать о науке нужно понятно и интересно. Так, чтобы «будущие ученые» сначала загорелись идеей связать свою жизнь с физикой и химией, а потом — под давлением общественным или родительским — не променяли эту мечту на карьеру офисного планктона.

При всех очевидных плюсах получения знаний через развлечения, находятся и противники такого подхода. Их главный аргумент — развлекательная составляющая перевешивает (а иногда и вовсе вытесняет) образовательную. Этот упрек, в частности, относится к научным паркам, которые в погоне за посетителями превращают свои экспозиции в шоу-программы без всякой образовательной нагрузки.

Отличия от традиционного обучения

Субъект принимает активное участие в процессе взаимодействия с информативно-развлекающим объектом:

  • высказывает личностные предпочтения,
  • приобретает индивидуальный опыт,
  • проявляет субъективную эмоциональную реакцию на полученный опыт.

В процессе вовлечения в интересную деятельность ребенок или взрослый может пройти путь от разового удовольствия к возникновению устойчивого интереса. Напомним, что:

Развлечение — определенное занятие, доставляющее удовольствие. Однако это лишь некое «разовое влечение» к чему-либо.

Привлечение — появление интереса или положительного отношения к чему-либо, побуждающего к дальнейшей деятельности.

Увлечение — большой устойчивый интерес к чему-либо, сопровождающийся полной отдачей. Это уже не просто интерес к выполняемой деятельности: это полное погружение в данную деятельность, сопровождающееся положительными эмоциями.

Мир большой науки

Один из примеров реализации этой концепции – эдьютейнмент-парки. Особенно популярны сегодня центры занимательной науки (Лабиринтум, Эйнштейниум, Галилео, Эксплораториум) и детские города профессий. Пример программ центра занимательной науки:

Я познаю мир (10 опытов без сухого льда и жидкого азота) 3-7 лет, 60 минут.

Я познаю мир (10 опытов без сухого льда и жидкого азота) 3-7 лет, 60 минут.

Заколдованные чайные острова от 7 лет, 90 минут.

Экспериментальная кухня (8 опытов, включая приготовление мороженого, фруктов в шоколаде, чипсов) от 5 лет, 60 минут.

 

Когда дети — взрослые

Это город профессий, в котором дети: осваивают различные специальности, устраиваются на работу, получают зарплату, открывают счет в банке, выбирают мэра. В результате они не только приобретают массу полезных навыков, но познают экономические и правовые основы, на которых базируется жизнь современного общества.

Парки профессий Kidzania открыты в 16 странах мира. Помимо этого, существуют другие аналогичные проекты: “Minopolis” в Австрии, “Kindercity” в Швейцарии и Германии, “Кидбург” в России.

 

Мастерславль — детский город мастеров, г. Москва (http://www.masterslavl.ru/)

В семейном тематическом парке «Мастерславль» реализуются специальные целевые программы по работе с детьми. Каждая программа включает себя занятия в профильных мастерских, наглядную агитацию в городе, участие в городских праздниках, подобранные маршруты по мастерским города для желающих и организованных групп.

Примеры программ в Мастерславле:

«Повышение финансовой грамотности» на базе мастерской «Банк».

«Воспитание налоговой культуры» на базе мастерской «Налоговая инспекция».

Программа по развитию переработки отходов, реализуется в мастерской «Служба уборки»

«Нет. Нет. Нет» или «три.net» — программа по противодействию вовлечению детей в потребление табака, алкогольных напитков и наркотиков.

«Энергоэффективность». Программа призвана привлечь внимание к проблемам использования и экономии энергоресурсов.

История, которую можно потрогать руками в Мастерских, превращается в увлекательное путешествие во времени. Физика и химия открываются не сухими формулами со страниц учебников, а оживают в пробирках и колбах. Русский язык и литература в Библиотеке и Университете Мастерславля заговорят загадочными силуэтами литературных героев, а правила орфографии вдруг станут интересными и понятными.

«Станция МАРС» в Московском Планетарии (http://planetarium-moscow.ru/in-the-planetarium/level-minus-nine/)

Это третий и наиболее масштабный «марсианский» проект компании «Парки Развития». 2060 год... Люди уже высадились на поверхность, ведут исследования, разработки, запускают производство и ведут обычную человеческую жизнь, но в КОСМОСЕ. Уникальный проект в жанре edutainment позволяет прожить свою жизнь на поверхности Марса, в будущем, познакомиться с профессиями будущего «в действии». «Станция МАРС» предлагает:

  • мотивационно-познавательные программы для младших школьников,
  • профориентационные программы для средней школы,
  •  программы-погружения (возможность испытать профессию в действии в реальных условиях космической станции)

Компания "Парки Развития" разрабатывает и создает сеть образовательно-игровых комплексов-парков под общим лозунгом «Экспедиция в будущее», освещающих перспективы позитивного научно-технического и общественного развития в середине 21 века — аэрокосмос, транспорт, градостроение и поселения, здравоохранение, образование и т.д. Каждая площадка компании – это образовательный полигон, который знакомит школьников с научными и инженерными профессиями, которые интенсивно развиваются сейчас и будут востребованы в ближайшем будущем.

Образовательный эффект достигается благодаря погружению ребенка в игровой мир опережающего развития, где он получает мотивацию на освоение профессий и возможность проявить себя. Это настоящий тренажер компетенций, где ребенок осваивает навыки, которые помогут ему быть успешным в жизненных ситуациях. В роли инженеров и ученых ребята программируют, ведут исследования, расследования, применяя школьные знания.

Одна из страничек сайта Космическая академия:

«В нашей космической академии можно найти ответы на вполне земные вопросы:

  • Как выбрать сферу деятельности, чтобы через 10 лет оказаться не на бирже труда, а в списках самых востребованных специалистов?
  • В каком направлении меняются профессии, и как они будут выглядеть через 15 лет?
  • Как здесь и сейчас понять, чем вы будете заниматься после окончания института?
  • Как устроиться на работу мечты?

Зачастую не так важно «все посмотреть». Важно выбрать направление, которое откликнется внутри Вас, зажжет энергией, вовлечет в действие и в будущем не разочарует.

Макет как образовательная площадка

Национальный шоу-музей «Гранд Макет Россия» (https://grandmaket.ru/)

Макет завораживает и взрослых, и детей, потому что это не просто статичное исполнение ландшафта и окружающих предметов. Макет — абсолютно живой организм: на нем проложены железнодорожные и автомобильные дороги, по которым движется транспорт. Разноплановые жанровые картины придают живость и юмор макету, а смена дня и ночи происходит на нем каждые четверть часа. Все посетители экспозиции являются активными ее участниками.

Макет имеет интерактивное управление: нажав на кнопки, можно увидеть, как тушат пожар, люди отдыхают на танцах в южном городе, в северном регионе идет добыча нефти, а кто-то проверяет свою меткость в тире. Рекомендуется брать с собой фотоаппарат, на макете можно делать снимки без ограничений, а потом, уже дома, рассмотреть на фото те детали, что сразу не увидишь на месте и вспомнить наиболее яркие моменты экспозиции.

Петровская акватория. Исторический театр-макет (http://www.peteraqua.ru/)

Образовательный туризм

В современной России стал развиваться как активная форма туристской деятельности с 90-х гг. ХХ века, хотя в Европе отдельные направления образовательного туризма (прежде всего, различные формы студенческого образовательного туризма) получили импульс для развития во второй половине ХХ в.

В конце ХХ в. обозначилось три доминирующих тренда в развитии образовательного туризма: быстрый рост студенческого сегмента в туризме; вступление сектора образовательного туризма в стадию зрелости; гибридизация образовательных и досуговых туристских услуг.

В начале XXI в. получили развитие новые направления образовательного туризма: детско-юношеское (лингвистический, исторический, биологический, географический, экологический туризм) и дополнительное образование взрослых (бизнес-туризм, семейный туризм и т. д.).

Детский или школьный образовательный туризм направлен на освоение дополнительных материалов по школьной программе и дополнительным образовательным программам:

  • историко-культурное наследие,
  • природные ландшафты
  • эколого-биологические программы,
  • иностранные языки,
  • изучение естественных наук в летних школах при вузах,
  • профориентационные познавательные программы,
  • участие в проектах с реконструкциями исторических событий, этнографические деревни и другое.

Среди популярных направлений образовательного туризма сегодня:

  • юношеский образовательный туризм (освоение программ дополнительного образования, прежде всего, лингвистических);
  • специализированные программы дополнительного образования для взрослых;
  •  специализированные программы дополнительного образования для пожилых людей.

Для развития образовательного туризма могут использоваться ресурсы детских оздоровительных лагерей, санаториев, домов отдыха, детских школ искусств, учреждений среднего профессионального образования, учреждений высшего образования, учреждений дополнительного образования.

 

Дополнительные файлы: