Самоконтроль и самооценка учащихся в процессе освоения образовательной программы ансамбля танца «Экспромт»

Номер: 

Методы личной оценки учащихся

Самооценка личности имеет огромное значение в жизни человека, а тем более растущего и еще не сформированного индивида. Ни для кого не секрет, что большое влияние на самооценку оказывают внешние факторы, которые впоследствии и формируют внутренние ощущения и переживания. Все, что делает и с чем соприкасается любой человек, накладывает определенный отпечаток. Отношение к действительности — это основной фактор субъективного ощущения своей собственной значимости. И если это восприятие окружающей среды воспринимается в той или иной степени негативно для личности, то в силу своего характера человек может стать закомплексованным и закрытым.

На первых этапах осознания своего положения в обществе, в семье, детям оценку своего собственного «Я» можно скорректировать. Очень важно при этом не травмировать его психику и обязательно держать плотную связь с родителями. Адекватная самооценка формируется только при постоянной упорной работе над ошибками.

На этапе становления личности адекватная, правильная самооценка служит помощником в достижении целей, определяет место человека в жизни, контролирует его эмоции и настроения.

Основной период формирования самооценки приходится на младший школьный возраст. Именно здесь необходимо и очень важно сложить сочетание личной оценки, оценки окружающих и оценки педагога воедино для рассмотрения личности в формате объемного отображении действительности — рассмотрения проблем под разными углами. Самооценка помогает детям определить границы своего знания–незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.

Для изучения самооценки детей младшего и среднего возраста в своей работе я использую проективные методики, которые не требуют от учащегося особых усилий и при этом вызывают любопытство и интерес.

Один из самых популярных — это метод «Лесенка».

См. Приложение 1. Метод заключается в следующем: По окончанию занятий каждому учащемуся предлагается оценить свою работу в конкретный день, проанализировать, получилось ли сделать все, что от него требовалось или стоило больше прилагать усилия. Каждому участнику выдается лист с нарисованной лестницей от 1 до 10 ступеней. Задача — приклеить фигурку человечка (себя) на ту лестницу, которая будет символизировать оценку его качества работы в зале и поведение. Чем выше ступенька, тем выше оценка. Здесь я могу задать корректирующие вопросы, если у ребенка самооценка слишком низкая или завышенная. Моя задача состоит в том, чтобы мотивировать ребенка на улучшение своих качеств или проанализировать вместе адекватность оценки в случае необоснованного завышения. Важным моментом будет являться самостоятельный ответ учащегося и самостоятельный анализ поведения и работы в зале.

Метод групповой работы кривого зеркала.

Современные технологии сегодня позволяют сделать прямую запись всей работы детей на телефон и планшет, мини-камеру. Этот метод так же является довольно эффективным. По горячим следам, просматривая свою работу со стороны на видео, довольно четко видны пробелы и ошибки при выполнении задания. Групповая форма работы предполагает полезную критику как себя, так и команды в целом и каждого по отдельности. Одновременно мы учимся высказывать критику друг другу максимально дипломатично, чтобы не разрушить коллективную атмосферу и не посеять разлад в группе, а так же приобретаем навыки слушателя. Дети выступают с предложениями по улучшению и корректировки работы в группе. Такой метод в большей степени подходит детям среднего и старшего возраста.

Универсальная методика «Древо роста».
См. Приложение 2. У каждого учащегося, начиная с первого года обучения хореографии, имеется свой дневник достижений, в котором он делает пометки, записывает материал для изучения и следит за личным развитием. Это служит неким портфолио учащегося, и по прошествии длительного периода он сможет наглядно изучить и проанализировать результаты своей работы и свой рост. Такой метод позволяет повысить самооценку и мотивирует на дальнейшее развитие детей в коллективе.

Древо роста — это отрезки достижений учащихся, которые отмечаются в дневнике в виде листьев дерева.

По каждому критерию на весь учебный год дети расставляют свои листочки в случае, когда они освоили определенное движение или терминологию, научились слушать или правильно выражать свою мысль. Каждый листик именуется тем достижением, которое приобрелось и наклеивается на дерево.

Чем объемнее становится дерево, тем лучше заметен личностный рост, тем выше становится самооценка и самоконтроль.

Для учащихся старшего возраста, начиная с 11 лет, в работе использую табличный вариант оценки с конкретным описанием. Здесь отдельно учитывается коллективная работа и индивидуальная. Самооценка и самоконтроль так же проводится через дневник роста. См. Приложение 3.

Методы развития навыков саморегуляции и самоконтроля у детей.

Любая деятельность должна быть контролируемой, иначе она обречена на беспорядок, хаос, которые создают проблемы в развитии детей. Контроль может быть не только внешний, но и внутренний, происходящий в сознании ребенка. Саморегуляция детей способствует четкому определению целей, желаний и путей достижения их, позволяет сконцентрироваться на поставленной задаче.

Этот процесс требует длительной упорной работы с детьми, индивидуального подхода к каждому и внимательности к деталям. Стоит только упустить внешний контроль — тут же будет страдать внутренний детский.

Очень важная и тонкая грань между жесткой дисциплиной и контролем ситуации на занятиях с детьми. В первом случае самоконтроля добиться легче, но он будет не осознанный, а спровоцирован боязнью наказания со стороны педагога. Контроль ситуации предполагает помощь учащимся, совершающим ошибки, советы и поддержку, чтобы не исказить самооценку.

Учащийся должен быть самостоятельным в своих решениях и иметь ответственность за них.

Навыки самоконтроля в дальнейшем позволяют меньше ошибаться и анализировать внешние факторы и внутренние, физические.

В своей работе использую следующие методы для развития навыков саморегуляции у детей:

- Метод устного контроля: Фронтальный и индивидуальный опрос.

- Метод письменного контроля путем самопроверки по таблице см. приложение 4 (для детей от 10 лет)

- Метод практического самоконтроля: промежуточный контроль на занятии при выполнении задач (выполняется детьми старшего возраста).

При помощи этих методов происходит стимуляция морально-волевых качеств личности, вырабатываются соответствующие установки, оптимальная работоспособность.