Коммуникативная развивающая среда, исследовательские отношения и информальное образование

Номер: 

В 2019 году в Доме детского творчества им. В. Дубинина завершилась реализация проекта городской инновационной площадки «Активизация творческой исследовательской деятельности как ресурс информального образования детей и подростков». Основным итогом нашей работы стало построение и апробация такой информально-ориентированной системы воспитания, которая позволяла бы успешно формировать сознательную субъектную позицию растущей личности.

Современные требования к образованию — это не только поиск новых форм и методов организации образовательного процесса, но и творческое использование уже накопленного опыта, сформировавшихся передовых педагогических технологий, успешно применяемых в обновленных образовательных условиях.

Одной из таких технологий, на наш взгляд, является исследовательская деятельность учащихся, которая в качестве главного средства достижения высоких образовательных результатов использует учебное творчески ориентированное исследование.

Особо важным поводом для запуска нашего инновационного городского проекта стал накопленный в образовательной организации опыт исследовательской деятельности обучающихся. Система такой деятельности начала складываться еще в начале 90-х годов прошлого века, в частности, были созданы такие коллективы, в задачи деятельности которых приоритетно входила организация поисковой и исследовательской деятельности учащихся — объединение «Икар» и Детский эколого-биологический центр «Планета». Следующим логически последовательным шагом стала организация на базе нашего учреждения научного общества учащихся «Импульс». В это научное общество могли входить обучающиеся любого объединения, искренне интересующиеся исследовательской деятельностью. А с 1998 года на базе нашего учреждения стали ежегодно проходить научно-практические конференции. В состав общества «Импульс» входят сегодня более 20 творческих объединений разных направленностей. Целевые обучающие мероприятия в этом специально организованном сообществе проходят как для детей, так и для педагогов.

По мере того как уровень исследовательских работ все более повышался, наши обучающиеся становились лауреатами Всероссийских конкурсов и научно-практических конференций, в 2006 году стало возможным на базе учреждения открытие регионального отделения Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего». А с 2008 года наш Дом творчества был определен территориальным организатором высокостатусной Всероссийской конференции учащихся «Юность, наука, культура – Сибирь».

Цель нашего городского инновационного проекта была изначально сформулирована следующим образом: создание условий для активизации творческой исследовательской деятельности обучающихся и формирования компетенций, способствующих их сознательному включению в информальное образование [3].

В рамках проекта первоначально был проведен системно-комплексный анализ существующей в учреждении практики работы по организации творческой исследовательской деятельности обучающихся; выполнен анализ личностно-профессиональной готовности педагогов к работе в инновационном режиме по реализации заявленной темы проекта; были проведены вводные инструктивно-обучающие семинары.

На следующем, основном, этапе осуществлялась разработка и внедрение вариативных технологических моделей активного включения детей и подростков в творческую исследовательскую деятельность; много времени уделялось внутрикорпоративному обучению педагогов по важнейшим вопросам организации творчески-ориентированной исследовательской деятельности обучающихся, по вопросам психолого-педагогической поддержки одаренных и талантливых детей, а также проведению тематических научно-практических мероприятий для детей и подростков, учитывающих разный уровень их подготовки и характер реально складывающихся учебно-дидактических и личностно-коммуникативных отношений.

Наиболее важной, ответственной составляющей проекта выступали для нас подготовка и проведение Всероссийской научно-практической конференции учащихся «Юность, наука, культура — Сибирь». Кстати, в этом, 2019 году, она прошла уже в двенадцатый раз. Более 170 ребят работало на восьми секциях по 23 направлениям исследовательской деятельности. Специальные опросы и наблюдения убедили нас — участие в таком широкомасштабном мероприятии позволяет учащимся расширить круг научного общения, получить высокопрофессиональную экспертизу своих исследовательских работ, совершенствовать свою презентационную культуру и наращивать индивидуальный социальный капитал для дальнейшего включения в информальное образование. Участие в научно-практических конференциях можно рассматривать также и как важнейший организационно-педагогический механизм для поддержки одаренных и талантливых детей, занимающихся в учреждении.

Отдельно следует сказать о концептуальных основаниях проекта «Юность, наука, культура — Сибирь». На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о задействовании в нашей работе следующей инновационной трехкомпонентной структуры современного российского образования:

  1. Формальное образование, в сущности, равнозначное школьному, подчиненному стандартам и требованиям комплекса утвержденных на государственном уровне учебных программ.
  2. Неформальное — дополнительное. Это своеобразный системный образец, так называемого «неформального», т.е. свободного, альтернативного, добровольного образования, смысл которого в постоянном приобретении новых знаний, умений и навыков, в развитии и совершенствовании индивида. Неформальное образование, в отличие от формального, не ограничивается рамками образовательных институтов и, как правило, не сертифицируется. Так определяет этот термин ЮНЕСКО [2]. Особо подчеркнем, что определение, которое дается в Федеральном законе РФ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 практически полностью воспроизводит международное понимание неформального образования. «Дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования». [4]
  3. Информальное — образование в процессе жизни. Это освоение социально-культурного опыта, происходящее вне рамок педагогически организованного процесса и лишенное его регламентирующих атрибутов; это процесс приобретения знаний и умений, углубление миропонимания и максимально самостоятельное обогащение личностного потенциала, который есть в формальном и неформальном образовании.

Утвержднная распоряжением правительства РФ «Концепция дополнительного образования детей» прямо указывает на необходимость освоения детьми и подростками ресурсов информального образования, подчеркивает важность осуществления информально-ориентированной воспитательной работы для «формирования позитивных ценностей, гражданских установок, активной жизненной позиции» [1]. Информальное образование выступает сегодня общим термином для образования за пределами стандартной образовательной среды. Существенными признаками информального образования, по мнению большинства исследователей этого вопроса, являются: 1) индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь, и 2) спонтанное образование, реализуемое за счет собственной активности индивида в окружающей его культурно-образовательной среде. Включение в этот процесс, безусловно, требует от индивида определенных компетенций. Но их состав остается до настоящего времени остро дискуссионной проблемой в отечественной и зарубежной педагогике.

Многочисленные наблюдения, опросы, беседы и экспресс-эксперименты убеждают нас в том, что на информально-ориентированную жизненную позицию влияют семья, школа, но значительную роль мы все же отводим современному дополнительному образованию — потому что это практико-ориентированная форма, это личностно-ориентированный, системно-деятельностный и средовой подход. Феномен информального образования, по самому большому счету, носит внеинституциональный характер, но, по логике вещей, должен постепенно «вызревать», обнаруживать себя в системе дополнительного образования, в процессе особым образом организуемого обучения и воспитания, по максимуму насыщенного творческим исследовательским началом. В рамках этого процесса обучающиеся станут способны рассматривать жизнь как чередование различных проблемно-творческих ситуаций, требующих от растущего человека своевременного информального реагирования на них.

Включение в информальное образование — это возможность постоянно учиться в любых жизненных ситуациях, это умение применить и использовать то, чему тебя научили, и находить свой путь решения в нестандартных, новых для растущей личности, ситуациях.

И вот тут мы и приходим к теоретическому предположению о том, что исследовательское поведение ребенка — это и есть наилучший механизм включения жизненно-поисковой активности. Значит, основные принципы исследовательской деятельности есть наиважнейший ресурс включения в информальное образование.

Исследовательские методы — это естественный путь движения от природного любопытства к осознанному поиску и познанию. Едва ли не самой главной целью исследований школьников выступает развитие их способности занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям, и дальнейшее развитие навыков аналитического мышления. Такой результат достигается наилучшим образом только тогда, когда учащимся созданы условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления. При этом учащийся действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, если хотите, авторскую позицию при осуществлении исследования, т. е. самостоятельно ставит и реализует цели своей деятельности.

Исследовательская деятельность, как известно, опирается на исследовательские умения, среди которых, практически все ученые выделяют следующие:

  • умение видеть проблему;
  • ​вырабатывать гипотезу;
  • наблюдать;
  • проводить эксперимент;
  • делать умозаключения;
  • формулировать выводы, определять новые понятия и конкретизировать дальнейшие исследовательские перспективы.

Учащиеся, свободно владеющие исследовательскими навыками, отличаются поисковой активностью; уровнем дивергентного мышления (многовариантного мышления, умения находить несколько путей решения творческой задачи) и уровнем конвергентного мышления (связано с даром решать проблему на основе логических алгоритмов через способность к анализу и синтезу).

И еще один важный момент. Информальное образование, вернее участие в нем, актуально не только для детей, но и для педагогов. В процессе работы мы пришли к выводу, что исследовательская деятельность — это не только решение развивающих задач для детей, но и формирование новых метапредметных компетенций у педагогов.

Исследовательская деятельность является мощным инструментом формирования универсальных учебных действий, кроме того, на практике мы убедились, что в рамках деятельности научных сообществ создается особенная информационно-образовательная среда, способствующая развитию ключевых компетенций и ребенка, и взрослого, способствующая наращиванию социального капитала. В такой деятельности возникают специфические отношения между ребенком и взрослым — исследовательские отношения, позволяющие гармонично, соразмерно и динамично развиваться всем субъектам образовательного процесса. Спектр таких отношений необычайно широк, вариативен, он с большим трудом поддается объективно-научной регистрации. Но именно за вдумчивым рассмотрением этого вопроса мы усматриваем будущее отечественной теории и методики дополнительного образования.

Рекомендуемые источники:

 

Рекомендуемые источники:

1. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерацииот 4 сентября 2014 г. No1726-р. [Электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 21.06.2019).
2. Non-formal education [Электронный ресурс] // UNESCO. — URL: http://uis.unesco.org/en/glossary-term/non-formal-education (дата обращения: 21.06.2019).
3. Боровиков, Л. И. О социальном опыте, социальной обучаемости и информальном образовании / Л. И. Боровиков // Воспитание и дополнительное образования в Новосибирской области. — 2016. — № 3. — С. 4–10.
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Закон об образовании РФ. — URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 21.06.2019).