Территория счастливого детства

Номер: 

О преемственности педагогических традиций, сельской школе и компаративных философских наблюдениях

Развитие современного образования невозможно осуществить без сохранения традиций и внедрения инноваций. Сейчас это модно называть ревитализацией традиций и легитимацией инноваций. Какие же они, педагогические традиции? Хорошо известно, что школа начинается с директора. В одной из дискуссий о роли руководителя директор гимназии № 1 г. Челябинска Дамир Тимерханов закончил разгоревшийся было спор такими словами: «Во все времена директора были разными и выполняли разные функции. Были директора, которые прекрасно вели хозяйственную часть, были ученые, были “никакие” директора. Так было всегда, есть и сейчас».
А у меня в памяти при таких словах сразу всплывают два образа директоров школ из советского периода. Один из них — это директор из моего школьного детства, Геннадий Иванович Титов. Я его запомнила в строгом сером костюме с рубашкой, застегнутой на все пуговицы — это придавало особую строгость. У него была интересная манера — задумчиво, широким размеренным шагом с заложенными назад руками, прохаживаться по школьным коридорам. Мальчишки иногда подшучивали, пристраиваясь за ним и копируя движения, но в любом случае шум и гвалт исчезали. Геннадий Иванович преподавал историю и в мыслях требовал стратегических размахов, на каждый вопрос — своя тактика. Не все мальчишки выдерживали данные методы, а о нас, девчонках, говорить нечего. Каждый урок истории — маленькая битва за знания, оперативность мышления. Только потом, став директором, я поняла, насколько «закалили» меня эти уроки и подготовили к жизни, которая ежедневно и ежечасно требует определенных решений, смелости и оперативности в руководстве образовательным учреждением.
Но все же основную роль в формировании меня как педагога, как руководителя, способного к инновационным подходам, сыграл учитель и директор с большой буквы, руководитель с 33-летним стажем на период начала моей педагогической деятельности, Зигфрид Александрович Неринг. Закончив педагогический институт, я попала по распределению в конце 1980-х годов в пригородную школу нынешней столицы Казахстана Астаны. Меня встретил мужчина плотного телосложения с насмешливыми и проницательными глазами, пристально смотревшими из-под густых бровей. Зрелый возраст говорил о его немалом педагогическом опыте. Что сильно меня удивило — его восхищение молодыми учителями из вузов России, которые, по его мнению, имеют фундаментальные знания и «заполучить» которых по распределению в свою школу — большая удача. Работать в школе вообще, а под началом такого руководителя как Зигфрид Александрович, было и сложно и интересно. Классы были большие, до 40 человек, но почитание учителя колоссальное. Особенно удивляли родители учащихся казахской национальности — более трепетного уважения и почтения к учителю мне больше не посчастливилось увидеть. А у Зигфрида Александровича была удивительная способность — доверять молодежи, не мешать работать, одновременно мотивируя на инновации и эксперимент. Под его руководством был создан в Целиноградской области лучший пришкольный участок с экспериментальными отделами. Моделирование отделов и закладка экспериментальных опытов была поручена мне, молодой учительнице биологии… Наверное поэтому молодых специалистов, которые сейчас начинают работать под моим руководством, учителя-стажисты обычно успокаивают: «Не волнуйтесь, здесь вас не обидят, а сделают звездой». Урок Зигфрида Александровича не прошел для меня даром.
Вопрос привлечения в сферу образования молодых специалистов и сегодня является очень актуальным. К сожалению, престиж профессии педагога сильно занижен, считается, что в педагогические вузы поступают далеко не лучшие умы. Поэтому и сегодня, как и 30 лет назад руководителю школы необходимо самому создавать авторитет профессии педагога, мотивировать своих учеников на поступление в педагогические вузы с целью возврата в родные школы, в которых создается атмосфера творчества, взаимопонимания, высокой культуры и порядочности.
Скажу теперь несколько слов и о своих личных компаративных наблюдениях, в целом, о компаративной педагогике — особой научной дисциплине, в сравнительно-сопоставительном плане изучающей образовательные системы различных стран, народов государств и этнических сообществ [1].
Распад СССР в начале 1990-х годов вынудил меня вместе с семьей уехать на Родину, в Баганский район. Но после работы в Казахстане я четко видела, в каком невыгодном свете смотрятся многие сельские школы в Сибири, как не хватает энтузиазма и желания творить у руководителей, которые заняты повседневными проблемами и не успевают подумать о будущем стратегическом развитии школы. И я по-прежнему с большой благодарностью вспоминаю своего первого руководителя — Зигфрида Александровича Неринга. Он был и является для меня настоящим Учителем, интеллигентом, человеком высокой нравственности и порядочности, который своим личным примером мог мобилизовать педагогов, учеников и родителей.
Важность такого несколько затянувшегося предисловия могу объяснить тем, что в своей жизни надо ценить опыт каждого человека. Роль руководителя состоит в сохранении традиций поколений, преумножении нового, креативного. Поэтому начинающему директору необходимо знакомиться с управленческими традициями образовательного учреждения, сохранять все самое лучшее, что создано его предшественниками, внося инновационные коррективы. Хорошей традицией в наших школах является создание исторических стендов, музейных экспозиций с именами первых директоров, педагогов, с первыми победами образовательного учреждения. Молодые руководители не должны забывать своих старших предшественников, ведь это их опыт способствовал формированию системы образования, которая долгие годы считалась самой лучшей в мире. Необходимо развивать историческую память. О важности этого говорил академик Д. Лихачев: «Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры, “накоплений” культуры… Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство». Поэтому не только в юбилей своей школы, но и в один из обычных дней найдите время пообщаться со «старым» директором, учителем-пенсионером, выразить свою благодарность и уважение.
Хочется обратить внимание сельских директоров еще на одну особенность их деятельности.
Директор сельской школы — это чаще всего, бывший учитель, который обратил на себя внимание своих коллег трудолюбием, энтузиазмом, исполнительской дисциплиной и его уговорили взвалить на себя все бремя ответственности за образовательное учреждение. Но работа директора школы в селе осуществляется под строгим контролем местного населения, которое хочет видеть в нем идеал высокой нравственности, честности, трудолюбия, альтруизма и т. д. Следовательно, начинающему директору, да и директору со стажем, надо всегда помнить о том, что коллектив, сельский социум вряд ли простят такие вещи, как выделение любимчиков, устройство на работу своих родственников.
Современные сельские директора школ вместе с руководителями хозяйств должны быть нацелены на позитивные изменения, преодоление негативных настроений, связанных с кризисом, некоторыми неудобствами из-за отдаленности от областных и культурных центров. Только единой командой можно добиться, чтобы и сельское хозяйство и образование стали динамично развивающимися сферами на селе.
К сожалению, сейчас много времени и сил сельского директора уходит на распутывание проблем-требований контрольно-надзорных органов, которые пытаются применить современные правила и инструкции на сельские школы, построенные еще в советские времена. Однако, несмотря на все неурядицы, директор сельской школы должен помнить, что ключевая фигура в школе — учитель, который работает с детьми и не жалеет сил и времени для того, чтобы выпустить достойного человека и гражданина своей страны, за которого не было бы стыдно спустя много лет.
Что можно сказать в адрес молодого директора школы? Очень важно, чтобы коллектив в вашем лице, вне зависимости от вашего паспортного возраста, чувствовал защитника, соратника, способного отстаивать интересы учителей, учеников, родителей [2].
Я глубоко уверена: в вашей жизни будет много побед, но будут и неудачи. Научитесь правильно оценивать обстановку. Не приписывайте свои «проколы» другим людям либо внешним обстоятельствам, научитесь брать в случае неудачи всю вину на себя, не учитывая объективную внешнюю обстановку, что может привести к нервному срыву, напряжению в коллективе.
В своей профессиональной направленности не ориентируйтесь на мотивы личного благополучия, стремление к личному первенству, престижу. Умейте сотрудничать с коллективом, выделяйте все ценные моменты их опыта, пониманием и поддержкой добивайтесь наибольшей продуктивности работы педагогов. Эти качества помогут вам как руководителю быть успешным в современных условиях, принимать адекватные решения и отвечать за результаты своей деятельности.
Мы живем на сибирской земле — суровой и неповторимой, где главным богатством являются люди: трудолюбивые, красивые, гордые. Счастье для нас — наши дети, внуки… Какими они будут, зависит от нас с вами… Пусть образовательное учреждение, которым вы руководите, станет территорией счастливого детства.

            Литература

  1. Колесников А.С. Педагогическое образование с позиций компаративной педагогики и интеркультурной философии. – Человек и образование. -2013. - № 3. – С. 22 – 28.
  2. Петрушкевич Н.В. Письмо молодому директору: Сборник эссе / отв. ред С.В. Смирнова. –Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2017, с. 86-90.