Воспитательная работа в профильных классах  военной направленности

Номер: 

На примере пограничных классов МБОУ СОШ № 11 г. Бердска Новосибирской области

Образовательная деятельность нашей Бердской средней общеобразовательной школы № 11, как собственно и любой другой образовательной организации, представляет собой многокомпонентную и разностороннюю деятельность, в которую включены все участники образовательного процесса. Для обеспечения устойчивого роста качества воспитания, создания действительно современной системы воспитательной работы, повышения качества профориентационной работы мы осуществляем тесное сотрудничество с организациями, учреждениями и ведомствами различного уровня.

В соответствии с государственной политикой, приоритетными направлениями в сфере культуры и образования, важная роль в нашей школе на данный момент отведена духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников. Это необычайно сложная и, вместе с тем, крайне интересная, всегда творчески насыщенная, методически утонченная сфера приложения профессиональных воспитательных усилий всего сообщества педагогов-практиков.

Следует отметить, что данное направление всегда занимало важное место в образовательной деятельности нашей 11-й школы. Поэтому к настоящему времени в методическом арсенале школы имеются значительные, теоретически и практически освоенные ресурсы, иллюстрирующие многообразие способов создания эффективной системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей, подростков, старшеклассников.

Для нас гражданско-патриотическое воспитание есть один из наиболее важных структурных компонентов духовно-нравственного воспитания и развития школьников. Справедливость этого методологического подхода подкреплена практическим воспитательным опытом. В частности:
- более сорока лет в школе сохраняются и приумножаются традиции увековечивания памяти о героизме русского народа, проявленного на полях сражений и в тылу в дни Великой Отечественной войны. В традициях школы — воспитание учащихся на примерах мужества, любви к Родине, выполнения гражданского долга солдат и офицеров — участников современных военных конфликтов и т.д. Ведется систематическая работа с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне, боевыми офицерами воинских частей нашего города, это — тематические встречи, «Уроки Мужества», самые разнообразные внеклассные мероприятия;
- более двадцати лет в школе функционирует музей Боевой Славы;
- на территории школы расположен памятник Герою Советского Союза З. А. Космодемьянской;
- в одной из первых школ г. Бердска, в нашей 11-й школе открыты три мемориальные доски выпускникам школы, погибшим при выполнении воинского долга в Афганистане и Чечне;
- в 2005 г. в нашей школе был создан военно-патриотический клуб «Русичи», который в 2020 г. готовится отметить свое 15-летие;
- сохраняются и приумножаются традиции школы, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья школьников, мотивацию к ведению здорового образа жизни, занятиям активными видами спорта, туризмом.

С 2007 по 2016 гг. в МБОУ СОШ № 11 осуществлялось обучение в профильных классах (оборонно-спортивного и пограничного профиля), в настоящее время обучение по данным направлениям реализуется через дополнительное образование.

Теперь остановимся на воспитательной работе в профильных классах военной направленности. Так, еще в 2007/2008 учебном году в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг.» был сформирован первый класс военного профиля с изучением профильных предметов история и ОБЖ (классный руководитель Некрасов А. В.). Для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий были введены следующие элективные курсы: «Начальная военная подготовка», «Основы военной службы», «Специальная физическая подготовка», «Сибирь военная», «Военная медицина» и др. Время подтвердило правильность сделанного нами выбора. Об эффективности введения данного направления в нашей школе свидетельствуют следующие результаты:

- качественная и общая успеваемость по ОБЖ в течение обучения в десятом и одиннадцатом классах постоянно сохраняется на уровне 100 %;

- по истории России качественная успеваемость возросла почти в два раза (с 29 % до 50 %);

- из 14 учащихся данного класса 7 человек выбрали сдавать историю, причем все успешно справились с экзаменом. Из них более 50 % сдающих получили балл выше, чем по городу и России и на 71 % выше, чем по области. А средний балл по школе составил 51,6 %. Любому знающему человеку эта информация говорит о многом;

- все учащиеся класса принимали участие в школьном этапе Всероссий-ской олимпиады школьников, и все из них явились призерами или победителями. На муниципальном этапе принимало участие 42,9 % победителей школьного этапа, а в региональном этапе участвовало 21,4 % призеров муниципального этапа;

- все 14 учащихся класса получили аттестаты о среднем (полном) образовании, 12 поступили в ВУЗы (из них 7 на бюджетные отделения) и 2 выпускника — в средние специальные учебные заведения.

В 2009/2010 учебном году у нас был дополнительно открыт класс оборонно-спортивного профиля (классный руководитель Некрасов А. В.). Набор детей в этот класс осуществлялся со всех школ г. Бердска. Учебный план класса оборонно-спортивного профиля значительно отличается от базисного учебного плана оборонно-спортивного профиля: большее количество часов отдано на физическую культуру и ОБЖ, такие предметы как химия, физика, биология изучаются в рамках интегрированного курса «Естествознание». На данный момент разработаны программы элективных курсов.

На основании соглашения о сотрудничестве с Пограничным Управлением ФСБ России по Новосибирской области, в классах оборонно-спортивного профиля во внеурочное время ведутся спецкурсы по программе «Служба пограничных органов ФСБ на профессиональной основе — залог вашего будущего». Учащиеся, успешно окончившие данные курсы, получают сертификат Пограничного Управления ФСБ России по Новосибирской области, это помогает им при поступлении в пограничные, юридические ВУЗы и ВУЗы ФСБ.

По данному профилю в 2010-2012 гг. у нас обучался один класс (классный руководитель Белова М. Б.). С 2012 г. обучение в 10-11-х классах велось по учебному плану универсального профиля с использованием элементов оборонно-спортивного направления во внеурочной деятельности (предусматривалась стажировка на пограничных заставах Российско-Казахстанской границы Новосибирской области, посещение таможенной зоны аэропорта Толмачево, тестирование на профпригодность, занятия с участием наиболее опытных представителей Пограничного Управления ФСБ России по Новосибирской области).

По данному учебному плану в 2014-2016 гг. работал многопрофильный класс с группой оборонно-спортивного профиля.

Следует особо сказать, что с 2012 года наша СОШ № 11 г. Бердска Новосибирской области реализует проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников через деятельность военно-патриотического клуба “Русичи”» (далее — ВПК «Русичи», руководитель Некрасов А. В.) и обучение в классах оборонно-спортивного профиля».

Программа клуба ориентирована на обучающихся 5-11-х классов и учитывает ключевые направления современной воспитательной деятельности: формирование и развитие нравственных, морально-психологических и физических качеств; формирование специальных профессиональных знаний и умений, необходимых будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту; разнообразная социально-педагогическая поддержка процесса взросления детей и подростков: социализирующее общение, социальная адаптация и реабилитация школьников, в особенности, имеющих девиантное поведение, детей «группы риска» и т.д.; обеспечение условий для инициативного и поливариативно организованного досуга (варьируемого по возрастам, интересам и т.п.).

Основными приоритетными направлениями и наиболее эффективными формами деятельности военно-патриотического клуба «Русичи» зарекомендовали себя: учебная деятельность в соответствии с Программой ВПК «Русичи»; работа на базе музея Боевой Славы МБОУ СОШ № 11; организация и проведение мероприятий по выполнению ФЗ «О днях воинской славы России» (Уроки Мужества, участие в уходе за памятниками воинской славы, участие в мероприятиях, связанных с памятными датами России и т.д.); участие в подготовке и проведении мероприятий различного уровня (в военно-спортивных соревнованиях, играх, походах, экскурсиях, профильных сменах; несение Вахты Памяти на Посту № 1 Мемориала Славы воинам-бердчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны; участие в городском традиционном конкурсе на лучшую подготовку к военной службе).

Курсанты ВПК «Русичи» — ежегодные участники, призеры и победители мероприятий различного уровня: областного чемпионата по военно-спортивному многоборью «Кубок Патриота»; соревнований олимпиады по военно-прикладным видам спорта «ГТЗО»; соревнований по оборонно-спортивному многоборью среди ОУ и ВПК г. Бердска; городской военно-спортивной игры «Зарница» памяти Героя России капитана Игоря Лелюха; профильной смены ВПК ОУ г. Бердска «Бердская дружина» и т.д.

В чем причина нашего успеха? Среди многих верных ответов на данный вопрос, назовем следующее, на наш взгляд, вполне очевидное. Во-первых, профильное обучение в классах оборонно-спортивного профиля, реализация программы ВПК «Русичи» осуществлялись в тесном сотрудничестве с Пограничным Управлением ФСБ России по НСО, с которым был заключен договор о сотрудничестве. Офицеры ПУ проводят учебные практические занятия для обучающихся классов оборонно-спортивного профиля и курсантов ВПК «Русичи» на базе школы, институте ПУ ФСБ, аэропорта «Толмачево», пограничной заставе «Орловка» в п. Купино, участвуют в классных и общешкольных мероприятиях патриотического воспитания. Во-вторых, для нас обучение в профильных классах — это не только организация процесса получение знаний за курс средней школы, но и воспитание патриота и гражданина своей страны, привитие мужества, ответственности, чувства гордости за свой народ и страну, помощь в выборе жизненного пути. В-третьих, согласно реализуемой программе наших «пограничных классов» и договору о сотрудничестве с Пограничным управлением, ученики обязательно проходят войсковую стажировку на погранзаставах области российско-казахстанской границы: в селе Орловка и Теренгуль; на контрольно-пропускных пунктах «Толмачёво» и «Карасук».

«Берем в поездку всех, кто собирается поступать в пограничные вузы страны, желает научиться навыкам пограничников, проверить себя в экстремальных условиях, когда нет рядом мамы, когда нужно вставать в 6 утра. Ходить в ночные дозоры. Работая на опережение, мы уже думаем о том, что на смену действующим сотрудникам нужно готовить молодую смену», — именно так прокомментировала имеющуюся на данный момент образовательно-воспитательную ситуацию начальник пресс-службы Управления ФСБ России по Новосибирской области Марина Закирова.

Наш успех подтвержден и другими официальными документами. «С каждым годом, благодаря совместной работе, растет число выпускников школы, изъявивших желание обучаться в вузах ФСБ России. Наши абитуриенты по уровню своей подготовки соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым к кандидатам на службу в органы ФСБ России» (из официальной справки, предоставленной в министерство образования Новосибирской области).

Среди выпускников классов оборонно-спортивного профиля есть юноши, поступившие в учебные заведения военной направленности, в том числе и ФСБ или на специализированные факультеты гражданских вузов. Кроме того, среди выпускников классов оборонно-спортивного профиля есть юноши, которые успешно прошли и несут в настоящее время службу в рядах Вооруженных сил РФ, в том числе и на контрактной основе.

И таких выпускников становится у нас все больше. Многие обучаются в Курганском, Хабаровском пограничных институтах, учатся в Калининградском пограничном институте, закончили Голицынский пограничный институт ФСБ России, филиал Голицынского института, который находится в Анапе.

К примеру, очень интересна судьба выпускника пограничного класса А. Норика. В 2011 году он поступил в Хабаровский пограничный институт, однако принял решение сначала отслужить в армии, проверить — правильно ли он поступил, выбрав военную профессию. Отслужил достойно, участвовал в антитеррористических событиях на Северном Кавказе. Вернувшись из армии, целеустремленный молодой человек, спортсмен, начал готовиться к сдаче ЕГЭ, чтобы снова штурмовать военный институт. И в итоге сдал единый государственный экзамен с очень высокими баллами и поступил в Курганский пограничный институт ФСБ России, который закончил в 2018 году.

Как подтверждает Пограничное управление ФСБ России, в Новосибирской области есть лишь три образовательных учреждения, в которых целенаправленно и глубоко, подкрепляя свою программу высокими результатами, готовят настоящих патриотов, ориентированных на военную службу: это Сибирский кадетский корпус (г. Новосибирск), школа № 11 г. Бердска и Бердский «Казачий кадетский корпус имени Героя Российской Федерации Олега Куянова». Мы стремимся сохранять и укреплять эту авторитетную высокостатусную оценку.

Как своеобразная награда за учебные трудовые успехи, воспитанники пограничного класса были приглашены на торжественное празднование 100-летия трижды Героя СССР Александра Ивановича Покрышкина, в Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, на котором присутствовал и выступил Президент РФ Владимир Путин.

Таким образом, в деле военно-патриотического воспитания и соответствующей профориентационной работы наша средняя общеобразовательная школа № 11 проделала немалую, результативную, системно скоординированную работу. Военно-спортивные успехи обучающихся с каждым годом набирают обороты и впечатляют, а единомышленников становится все больше. Показательно: в каких бы конкурсных мероприятиях ребята ни принимали участие, они всегда занимают призовые места. Если взять, например, только хронологию областного конкурса между школами, лицеями, профессиональными заведениями по воспитанию гражданственности и патриотизма и подготовке ребят к военной службе, то получается следующая показательная статистика: в 2007 году школа № 11 заняла 3 место, в 2008 году — 2 место, в 2009-2010 гг. — 1 место. В 2014 году первое по Новосибирской области. В городском конкурсе по воспитанию гражданственности и патриотизма и подготовке ребят к военной службе в 2015 году ученики школы заняли первое место, в 2016 — второе, в 2017 — первое, в 2018 — второе, в 2019 году — второе.