Разработка проекта экспериментального курса для педагогов дополнительного образования «Введение в психогенетику»

Номер: 

Личностно-развивающий потенциал российской системы дополнительного образования необычайно широк. В процессе раскрытия такого потенциала не следует забывать мудрое изречение основоположника отечественной научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [1, с. 171]. В декабре 1867 года эту, казалось бы, до банальности простую мысль К. Д. Ушинский изложил в Предисловии к I тому своей «Педагогической антропологии». Но, к сожалению, данное аксиоматическое научно-педагогическое требование не получило до сих пор своего максимально убедительного воплощения в живой практике построения целостных систем воспитательно-образовательной работы с обучающимися.

По прошествии без малого ста лет, летом 1965 года другой выдающийся отечественный ученый, создатель новой научной дисциплины — нейропсихологии Александр Романович Лурия написал следующие, проникнутые вполне понятной ноткой исследовательской грусти, строки: «Психология еще не стала подлинной наукой о живой человеческой личности. Она еще не научилась описывать склад личности так, чтобы каждая его черта находила свое место и чтобы законы формирования личности стали такими же четкими и прозрачными, как законы синтеза сложных химических тел. Такая психология — дело будущего, и пока еще трудно сказать, сколько десятилетий отделяет нас от такого будущего ...» [2, с. 271].

Ушли в прошлое десятилетия истории. Современная психологическая наука, исследуя и преобразуя человеческую личность, с незатухающей оптимистической надеждой движется по пути методологически последовательного разрешения актуальных проблем междисциплинарного синтеза (Р. Заззо, В. Т. Кудрявцев, С. Московичи, В. И. Слободчиков, А. В. Петровский, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.). Совершенно ясно, что сегодня назрела потребность в системной интеграции научного знания о человеческой личности как внутри самой психологии (общей, социальной, функциональной, возрастной, дифференциальной, этнической, а также психологии воспитания, психологии обучения, психологии развития, межкультурной психологии и др.), так и в структуре смежных с психологией научных дисциплин о Homo Sapiens (биологии, генетики, медицины, этнологии, демографии и др.) [3, с. 4].

Не остается в стороне от активных поисков в сфере прикладного междисциплинарного человекознания и современная практика педагогического дела. Идея о целостной, гармонично развитой личности питает творческие научно-методические усилия довольно большого числа российских практических педагогических работников. Особенно, на наш взгляд, заметны успехи в данном направлении поисковой работы педагогов дополнительного образования. Но они, эти реальные практические успехи, не всегда своевременно замечаются, анализируются, обобщаются и поддерживаются системой управления общероссийским интегративным образовательным процессом. Там, на самом верху педагогической власти, к сожалению, доминирует унификация. Но и глубочайшие открытия в смежных с педагогикой сферах прикладного научного человекознания до обидного редко становятся адекватно педагогически адаптированным средством для совершенствования современной инновационной педагогической практики [4]. Здесь, думается, необходимы безотлагательные, системно скоординированные междисциплинарные усилия с одной стороны, теоретиков-ученых и, с другой — специально подготовленных педагогов-практиков. В качестве такого рода наглядного примера обратимся теперь к презентации осуществляемого нами поиска продуктивной системной взаимосвязи генетики и активно сегодня развивающейся педагогики дополнительного образования. Организационным центром для осуществления такого рода поисковой исследовательско-методической работы в рассматриваемом нами случае будет выступать Центр дополнительного образования и психолого-педагогического сопровождения «Перспектива» (г. Бердск).

Генетика, как хорошо известно, изучает закономерности наследственности и изменчивости на популяционном, клеточном и молекулярном уровнях [5, с. 5]. Значительное место в классических психогенетических исследованиях человека занимают вопросы влияния наследственности и среды на развитие как ребенка, так и взрослого человека [6, с. 93-134]. В центре внимания многих современных исследователей-генетиков, представляющих различные научные школы, оказываются половые и гендерные различия [6, с. 187-210]. Психогенетика индивидуальных особенностей (способностей) и генетически обусловленные детерминанты встречающихся аномалий социального поведения детей и подростков также попадают в сферу активно проводимых генетических исследований. Могут ли быть такого рода теоретические и прикладные генетические знания избыточными для руководителей детских творческих объединений различной предметной направленности? Ясно, что нет. Но, при этом нужен, конечно же, предельно строгий принципиальный отбор фундаментальной и прикладной психогенетической информации, непосредственно — прямо, наглядно и убедительно — «работающей» на генетико-психологическое объяснение и научно-практическое сопровождение процесса обучения, воспитания и развития того или иного характерного типа детей. В условиях конструктивно налаженного взаимодействия с семьей, само собой разумеется.

Данная работа по созданию программы экспериментального образовательного (пропедевтического) курса «Введение в психогенетику» для педагогов дополнительного образования будет осуществляться нами не на пустом месте. В плане выяснения необходимых диагностических предпосылок успешности, мы предварительно провели серию прогностических психолого-педагогических наблюдений, опросов и предметно-конкретизирующих бесед со слушательской педагогической аудиторией в рамках нескольких творческих встреч-семинаров с широко известным специалистом, опытным новосибирским психогенетиком, кандидатом медицинских наук, доцентом Ольгой Вадимовной Лисиченко. Такого рода встреча, но в значительно более широком масштабе была организована и в рамках подготовленной нами Областной научно-практической конференции «Аутизм: вызовы и решения» (Бердск, 28-29 марта 2019 года).

В рамках первичной апробации разрабатываемого нами экспериментального курса «Введение в психогенетику» предстоит научить педагогов дополнительного образования города Бердска, точнее говоря, руководителей детских творческих объединений различной предметной направленности, умению комплексно работать на единый образовательно-диагностический результат, работать в команде с родителями и специалистами-генетиками, актуализировать особого рода способность к анализу целостного воспитательно-образовательного процесса под генетически заостренным углом зрения, методически последовательно и психологически корректно распоряжаться собранной информацией о том или ином конкретном ребенке. Не утрируя при этом роль психогенетики, но и не приуменьшая ее. А самое, пожалуй, сегодня важное, не нарушать этических и нормативно-правовых основ осуществления любых психогенетических наблюдений и экспериментов. Твердо знать границы своей компетенции. Понятно, что культура взаимодействия с семьей, с родительской общественностью должна при этом перейти на новый, принципиально иной, качественно более высокий уровень. А от педагога дополнительного образования как мастера своего дела потребуется максимально высокая степень готовности к самому что ни на есть полноценному научно-исследовательскому творчеству.

Можно ли все это практически осуществить в современных культурно-образовательных условиях? Да, можно. Город Бердск, будучи в численном отношении малым городом, городом-спутником Новосибирска, располагает такими потенциальными возможностями. В частности, МБОУ ДО «Центр дополнительного образования и психолого-педагогического сопровождения “Перспектива”» имеет высокоразвитую психологическую службу, которая к настоящему времени обладает требуемыми количественными и качественными параметрами для подготовки из своего состава специалистов-инструкторов, точнее говоря, тьюторов-консультантов, способных сопровождать опытно-поисковую и исследовательскую работу руководителей детских творческих объединений на местах — как в самом помещении Центра, так и в ряде образовательных учреждений города Бердска. Заметим, кстати, что «Тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов дополнительного образования», в нормативно-правовом плане входит сегодня в состав основных направлений реализации государственной «Концепции развития дополнительного образования детей» [7]. Кроме того, в Новосибирске есть целый ряд государственных научных организаций, осуществляющих полноценную научно-генетическую экспертизу, согласных оказать посильную консультационную помощь в потенциально возможных затруднительных исследовательско-методических ситуациях.

Самым ближайшим методико-психологическим эффектом от первичной апробации экспериментального курса для педагогов дополнительного образования «Введение в психогенетику», по нашему мнению, должен стать интенсивный профессиональный рост данной категории практических педагогических работников города Бердска, обретение ими минимально необходимого объема прикладных психогенетической знаний, умение применить (первоначально под контролем инструкторов-тьюторов и авторитетных генетиков — ученых-генетиков) приобретенные теоретические знания к конкретным жизненно-воспитательным условиям и обстоятельствам, в круге реальных возможностей современного дополнительного образования детей, подростков и старшеклассников.

Список литературы

Список литературы

1. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах. Т. I. Вопросы воспитания / К. Д. Ушинский. — М. : Гос. уч.-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1953. — 638 с.
2. Лурия, А. Р. Потерянный и возвращенный мир. История одного ранения / А. Р. Лурия. — М. : Изд-во «Родина», 2018. — 272 с.
3. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства / В. В. Абраменкова. — М. : Изд-во «ИНФРА-М», 2017. — 511 с.
4. Боровиков, Л. И. Развитие профессионального воспитательного мастерства педагога средствами методически адаптированного историко-педагогического знания / Л. И. Боровиков // Сибирский учитель. — 2018. — № 1. — С. 21–26.
5. Основы генетики в коррекционной педагогике. Учебное пособие / Под ред. В. П. Соломина. — СПб. : КОРОНА-Век, 2014. — 176 с. 
6. Атраментова, Л. А. Введение в психогенетику / Л. А. Атраментова, О. В. Филипцова. — М. : Издательство «Флинта» : МПСИ, 2007. — 472 с. 
7. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.