Восстановление работоспособности учащихся на учебных занятиях: кинезиологический методический подход

Номер: 

Реалии современного образовательного процесса таковы, что на любом уроке (учебном занятии) присутствует немалое количество учеников с самыми различными задатками и способностями, различными типами нервной системы, а также особенностями здоровья. Для максимальной эффективности обучения таких категорий детей, как правило, используется дифференцированный подход, позволяющий учитывать обозначенные здесь характеристики. Но на уроке мы заботимся не только о количестве и качестве получаемых знаний, но и о состоянии здоровья, психофизическом самочувствии детей и подростков. В рамках интегрированного обучения я применяю элементы логопедических занятий. Стандартные физкультминутки я заменяю на специально составленный комплекс кинезиологических упражнений, направленных на профилактику утомляемости и восстановление работоспособности.

Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения — это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарные воздействие, что, по данным многочисленных научных экспериментальных исследователей, развивает мыслительную деятельность, мелкую моторику, память, внимание, речь. Выбор упражнений весьма богат: это — растяжки, нормализующие гипертонус и гипотонус; дыхательные упражнения, которые улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность; глазодвигательные упражнения, позволяющие расширить поле зрения, улучшить восприятие.

Вот некоторые виды кинезиологических упражнений, которые я регулярно использую на своих уроках.

Упражнение «Ухо–нос». Левой рукой взяться за кончик носа, правой рукой — за правое ухо. По команде хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.

Упражнение «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Упражнение «Снеговик». Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем повисают плечи, расслабляются руки и т.д.

Упражнение «Тряпичная кукла и солдат». Исходное положение — стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

Упражнение «Свеча». Исходное положение — сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Упражнение «Перекрестное марширование». Нужно шагать высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой противоположной ноги.

Упражнение «Мельница». Правая рука и левая нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз.

Упражнение «Взгляд влево — прямо-направо». Правой рукой взяться за подбородок. Взять в левую руку карандаш и вытянуть его в сторону. Смотреть на карандаш в левой руке, затем менять взгляд — «прямо перед собой». Затем карандаш взять в правую руку и повторить упражнение.

Упражнение «Горизонтальная восьмерка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы.

 Вот лишь несколько полезных и интересных кинезиологических упражнений, которые неоспоримо эффективны при регулярном использовании.