Формирование ценностного отношения учащихся к русскому языку

Номер: 

Из опыта прикладного педагогического анализа учебно-методического комплекса Л. М. Рыбченковой

Русский язык — величайшая национально-культурная ценность русского народа. Язык является основным инструментом познания родной культуры, истории своей страны, своего народа. Знание языка дает больше возможностей воспринимать и понимать мир во всем красочном многообразии. Умелое владение языком делает человека интересным собеседником. Но как привить неподдельную любовь к русскому языку у нынешних учащихся?

В современной психолого-педагогической и методической науке проблему ценностей исследуют многие ученые (А. Д. Жарков, И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, Е. Н.  Шиянов [1] и др.). Анатолий Дмитриевич Жарков, например, предлагает рассматривать ценность как тот или иной предмет, те или иные явления и их свойства, которые нужны членам определенного общества или отдельной личности в качестве средства для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей и интересов, направленных на достижение социально-значимых целей [2].

Так в чем же конкретно заключена истинная ценность русского языка? Назовем, на наш взгляд, главное в этом непростом вопросе. Во-первых, в красоте, благозвучии и напевности русской речи. Во-вторых, в том, что русский язык является формой русской национальной культуры. На нем созданы сокровища устного народного творчества, художественные произведения великой русской литературы. В-третьих, в русском языке отразилась история народа, его традиции.

За период школьного обучения учитель должен познакомить учеников с русским языком не только как учебным предметом, но и с русским языком как культурной ценностью. А интересный, красочный, иллюстрированный учебник всегда остается первым помощником учителя. На наш взгляд, одним из таких учебников является сегодня учебно-методический комплекс (далее — УМК) под редакцией Лидии Макаровны Рыбченковой [3]. Почему мы твердо стоим на этом мнении?

Во-первых, учебники данной предметной линии реализуют требования ФГОС основного общего образования и включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных организациях [4]. Во-вторых, они реализуют актуальный в методике преподавания русского языка коммуникативно-когнитивный подход к обучению, предполагающий формирование представления у учащихся о системе изучаемого языка и способности к речевым действиям и умениям. В-третьих, системообразующим элементом каждого параграфа учебника является текст, который выступает основой формирования рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности.

К не менее существенным методико-психологическим достоинствам учебников этого УМК, по нашему мнению, относятся еще и следующие: ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты обучения; фиксированный в тематических разворотах формат, где повторяются структурные элементы каждой темы; лаконичное и простое изложение теоретического материала; направленность обучения на взаимосвязанное формирование языковой, коммуникативной и информационной компетенций; системная подготовка к ГИА.

Сначала остановимся более детально на оформлении, содержании и формах работы, представленных в данном УМК. Возьмем для примера учебник 6-го класса. В данном учебнике даже информация об условных обозначениях, рубриках дается в интересной, современной, легко узнаваемой детьми форме — в форме путеводителя: «Это интересно», «Из истории языка», «Школа чтения», «Советы помощника», «Лингвистические игры и задачки», «Теоретический материал», «Толковый словарь» и др. Рубрики оформлены красочно, за каждой закреплен свой цвет и символ, используются смайлики и другие значки.

Рубрика «Это интересно» содержит факты истории и культуры России, демонстрирует связь с другими языками, что, вне всякого сомнения, обеспечивает формирование ценностного отношения к языку, истории своего народа и помогает выстроить межпредметные связи с историей России, мировой художественной культурой, иностранными языками. Вот характерные примеры: «С XIV века Москва стала центром Русского государства, и поэтому произносительные нормы складывались на основе московского говора…»; «Прялка — простейшее приспособление для ручного прядения…»; «Знаете ли вы, что слова кровать, скамья, кукла, свекла и даже тетрадь были заимствованы русским языком из греческого?».

Рубрика «Из истории языка» посвящена вопросам истории языка. Представленные факты соответствуют возрасту и интересам детей: «Частица бы, участвующая в образовании формы сослагательного наклонения, исторически представляет собой одну из устаревших форм глагола быти (быть). Но исторические сведения могут встречаться как в текстах упражнений, так и выноситься на поля учебника.

Актуальная рубрика «Школа чтения» мотивирует учеников к чтению, помогает им освоить разные виды чтения, акцентирует внимание не на скорости, а на смысле прочитанного. «Правила изучающего чтения»: внимательно, не торопясь прочитайте текст; определите тему текста (о чем он?); если в тексте есть непонятные вам слова, выясните их значение по толковому словарю; задайте к тексту свои вопросы и найдите на них ответы или «Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения» и т.д.

Рубрики «Советы помощника», «Памятки», «Подсказки» помогают школьнику организовать свою деятельность, выработать определенный алгоритм при выполнении того или иного задания. В них представлены: образцы выполнения разных видов разбора, советы по самоорганизации. «Чтобы выполнить упражнение, нужно помнить о том, что…», «Чтобы выполнить это задание, надо: внимательно рассмотреть схему и определить из каких частей она состоит…» или «Как сжать текст?»

Интерес к родному языку формируется также через игровую деятельность. В УМК содержится немало лингвистических игр, которые будут интересны не только школьникам, но и их родителям. К примеру: «Почему прилагательные “бараний”, “тюлений”, “сазаний” пишутся с одной буквой н?», «Связано ли слово “ковбой” со словом “корова”?»

Теоретический материал также отличается доступностью. Теоритеческие сведения выносятся в рубрику «Это интересно» или «Советы помощника». Например: «Некоторые названия населенных пунктов и фамилии являются по происхождению притяжательными прилагательными: Чернигов, Киев; Пушкин, Егоров, Сергеев». Или: «Характеризуя признаки и свойства какого-либо предмета или явления окружающего нас мира, мы используем особый тип речи — описание».

В УМК представлено большое количество творческих работ, которые целенаправленно готовят школьников к ГИА. Это и различные виды сочинений: «Напишите небольшое сочинение в формате рассуждения»; «Объясните свое понимание основной мысли сказки». Кроме того, ученики пишут подробные, сжатые и выборочные изложения, сочинения по картинам. С удовольствием учащиеся работают с цитатами: «Как вы понимаете высказывание В. Г. Белинского: “Все народы меняются словами и занимают их друг у друга”». Применение приемов технологии «Школа Понимания» на уроках русского языка по данному УМК также способствуют раскрытию творческого потенциала школьников. В следующем примере показан прием «Продолжи цитату»: Истинная любовь к своей стране немыслима без…» и «Русский язык в умелых руках и в опытных устах…». Вот как продолжили их шестиклассники: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к языку, на котором говоришь ты и все твои родные. Ведь все хорошие и добрые слова родились в нем» (А.Р., 6 «А» класс). «Русский язык в умелых руках и в опытных устах может сделать намного больше, чем самое сильное оружие. А наш язык настолько силен, что никакое оружие нам не страшно» (З.Д. 6 «А» класс).

Материал учебника отличается продуманностью, системностью. При составлении авторы опирались на принципы доступности, занимательности, важные в современной методике преподавания русского языка. Значительное внимание уделено проблемам воспитания школьников. Как правило, это достигается через текст. К примеру: «Прочитайте текст и определите, к какому стилю он относится. Свое мнение обоснуйте. Для чего автор рассказал эту историю?». Процитируем: «Остановилась Лужица посреди дороги и ждет, чтоб на нее обратили внимание… Но теперь Лужица себя не найдет: она так воспарила в мечтах, что на земле от нее только сухое место осталось» («Лужа» Ф. Кривин).

Учебники помогают формированию активного и потенциального словаря школьников, на поля выносятся не только слова с трудным написанием с точки зрения орфографии, но и словарные статьи из орфоэпического, этимологического и толкового словарей. В заключение хочется сказать, что современные дети нуждаются в формировании ценностного отношения к русскому языку и современный учитель может удовлетворить эту потребность.

Литература

Литература

1. Сластенин, В. А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
2. Жарков, А. Д. Социально-культурная деятельность как способ сохранения и развития общечеловеческих ценностей / А. Д. Жарков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2013. — № 3. — С. 98–103.
3. Русский язык. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Л. М. Рыбченкова и др.]. — М. : Просвещение, 2016.
4. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253).