Удовлетворенность участников образовательного процесса качеством дополнительного образования

Номер: 

В современной социально-экономической ситуации в России удовлетворенность учащихся и их родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг является независимой оценкой функционирования системы дополнительного образования. Качество образования — это комплексная характеристика условий образования населения, которая выражается в оценках удовлетворения образовательных потребностей и связана с восприятием людьми своего образовательного статуса. Какие факторы существенным образом влияют на построение объективной оценочной диагностической модели, если в основание ее попытаться расположить степень удовлетворенности?

Важное значение имеет общая удовлетворенность жизнедеятельностью в учреждении дополнительного образования самих педагогических работников. Хорошо, если в коллективе имеет место непрерывное повышение профессионального уровня педагогов, их профессиональны рост, притом по максимуму соответствующий запросам современной жизни. Особую актуальность на фоне повышенного сегодняшнего внимания к этому вопросу приобретает момент устойчивой мотивации профессионального развития педагогов. Как его обеспечить? На формирование высокой степени удовлетворенности жизнедеятельностью в учреждении у педагогических работников влияет также организация труда, разностороннее обеспечение их деятельности, возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных инициатив и качеств педагога. Нельзя списывать со счетов и вопрос о взаимоотношениях с коллегами и администрацией учреждения и, конечно же, центральный вопрос — вопрос об отношениях с учащимися и их родителями.

В сегодняшней научной педагогике существуют разные подходы к изучению эффективности функционирования учреждений дополнительного образования. Предметом диагностического исследования во многих случаях выступает оценка продуктивности предпринимаемых усилий и крайне мало внимания, на наш взгляд, уделяется самому процессу создания методик, определяющих удовлетворенность основных участников образовательного процесса.

В попытках частичного разрешения данной серии вопросов нами была сформулирована представленная ниже цель исследования.

Цель исследования: выявление уровня удовлетворенности учащихся и их родителей работой образовательного учреждения и всего педагогического коллектива, а также определение степени удовлетворенности самих педагогов, руководителей детских творческих объединений, жизнедеятельностью в коллективе.

При дальнейшем обсуждении различных аспектов поставленной проблемы мы будем опираться на пример профессиональной деятельности учреждения дополнительного образования Дома творчества «Октябрьский».

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Раскрыть теоретические основы осуществления практической исследовательской деятельности по диагностике достигнутой степени удовлетворенности образовательными отношениями основных участников образовательного процесса; определить наиболее оптимальные для Дома творчества «Октябрьский» подходы к исследованию уровня удовлетворенности педагогических работников, родителей и учащихся.

2. Подготовить инструментарий, получить и обработать фактические материалы анкетирования; определить уровень удовлетворенности учащихся и их родителей в услугах дополнительного образования; определить уровень востребованности услуг, предлагаемых учреждением дополнительного образования.

3. Определить степень удовлетворенности педагогов дополнительного образования организационно-методической, социально-психологической и административно-управленческой сторонами целостного образовательного процесса.

4. Охарактеризовать общую, итоговую, интегративно-целостную модель удовлетворенности всех участников образовательного процесса.

Объект исследования: система образовательной деятельности Дома творчества «Октябрьский».

Предмет исследования: степень удовлетворенности всех участников образовательного процесса Дома творчества «Октябрьский» складывающимися образовательными отношениями.

На различных этапах экспериментальной исследовательской работы для решения поставленных отдельных задач в нашей работе использовался комплекс взаимодополняющих методов сбора фактических данных и их обработки. А именно:

1. Теоретический анализ психологической, педагогической, социологической и культурологической литературы по проблеме исследования [1; 2; 3; 4 и др.];
2. Подбор и апробация комплекса контрольно-диагностических методов, адаптация прикладных методов системного целевого анкетирования и опроса, включая усовершенствованный нами метод включенного педагогического самонаблюдения.
3. Обработка собранного массива эмпирических данных с помощью метода математической обработки статистических данных (для подсчета итогового коэффициента удовлетворенности).

Практическая значимость исследования заключается, на наш взгляд, в том, что, нами были разработаны и апробированы методические средства для психологическо-педагогического сопровождения целостного дополнительного образовательного процесса в рамках задач реализации личностно ориентированной концептуальной модели, в том числе для оценки профессионального мастерства педагогов дополнительного образования по определению степени удовлетворенности качеством дополнительных образовательных услуг основными потребителями образовательных услуг — детьми и их родителями. Сверх того, посредством интегрирования классических вопросов мониторинговой диагностики [6; 7 и др.] был составлен относительно универсальных для районных многопрофильных учреждений дополнительного образования детей комплекс диагностических методик и разработана анкета «Изучение удовлетворенности основных участников образовательного процесса».

При обобщении результатов выполненного исследования нами были сделаны следующие выводы:

1. На основе изучения имеющихся на сегодняшний день теоретических основ определения степени удовлетворенности образовательными услугами основных участников  образовательного процесса в учреждении дополнительного образования представилось возможным разработать и успешно применить методики
маркетингового исследования педагогических работников, родителей и учащихся ДТ «Октябрьский».
2. Была обнаружена потребность и высокая степень удовлетворенности учащихся
ДТ «Октябрьский» работой образовательного учреждения и его педагогическими работниками.
3. Стала очевидна определяющая роль интеграции основного и дополнительного образования в связи с осуществлением деятельности большого количества
объединений по интересам на базах школ Октябрьского района г. Новосибирска.
4. Результаты опроса учащихся и их родителей убедительно подтвердили то, что образовательная деятельность в нашем Доме творчества в значительной степени соответствует существующему социальному запросу, об этом свидетельствует высокий уровень удовлетворенности учащихся и их родителей сформированным спектром дополнительных образовательных услуг, условиями для развития задатков и способностей творческого характера у детей, проявления их инициативы в подготовке к самостоятельной жизни, успешной социализации.
5. Высокий уровень профессиональной компетентности педагогов был разнопланово подтвержден в ходе проведенного исследования. Однако недостаточное внимание в настоящее время, по собранным диагностическим данным, уделяется такому аспекту воспитательно-образовательной деятельности как укрепление здоровья учащихся. Только 42 % родителей согласны с тем, что занятия в Доме творчества этому способствуют. Очевидно требуется в самой ближайшей перспективе внести соответствующие коррективы в организацию и осуществление здоровьесберегающей деятельности.
6. Приоритетными факторами в выборе нашего образовательного учреждения учащиеся отметили, с одной стороны, интересные занятия, личность педагога (96 % опрошенных), с другой стороны, возможность развития собственных творческих способностей (89 % опрошенных). Учащиеся и их родители удовлетворены образовательно-развивающими успехами, достигнутыми на занятиях в объединениях (92 % опрошенных), а также участием в разнообразных конкурсах.
7. По результатам проведенного среди педагогов дополнительного образования анкетирования отмечается достаточно высокий коэффициент их удовлетворенности своей жизнедеятельностью в ДТ «Октябрьский» (3,37 %). Возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств отметили 71 % опрошенных педагогов. Все это доказывает, что педагогические работники в достаточной степени удовлетворены деятельностной стороной образовательного процесса.
8. Созданы условия для активной деятельности участников педагогического процесса, что характеризует высокую степень удовлетворенности педагогическими работниками организационной стороной образовательного процесса. Психологический микроклимат в учреждении дополнительного образования высоко оценили 63 % педагогов, участвовавших в опросе.
9. Отмечается достаточно высокая степень удовлетворенности административной стороной организации образовательного процесса. Педагогические работники особо ценят, что их достижения и успехи замечаются администрацией Дома творчества и коллегами: согласны 35 человек (76 %).
10. В ходе исследования 74 % опрошенных педагогических работников учреждения, 96 % учащихся и их родителей в целом удовлетворены образовательным процессом в МБУДО ДТ «Октябрьский».

Итак, результаты проведенного нами маркетингового исследования дают возможность наметить направления дальнейшего развития образовательного процесса в Доме творчества. Уже сегодня на основе результатов исследовательско-методической работы нами точнее выстраивается работа с педагогами дополнительного образования на весь учебный год.

Результаты настоящего исследования удовлетворенности основных участников целостного образовательного процесса могут быть использованы руководителями учреждений образования, методистами, педагогами-психологами и педагогами дополнительного образования в период подготовки учреждения дополнительного образования к аттестации.
 

ЛИТЕРАТУРА:
1. Гордиенко В. Н. Удовлетворенность профессиональной деятельностью как психологический критерий личностно-профессионального развития учителя // Проблемы целостности и непрерывности образования (Материалы Российской научно-практической конференции): сб. научн. статей. - Иркутск, 2004. - С. 150-154.
2. Матвеева М. А. Удовлетворенность детей качеством образовательных услуг в учреждении дополнительного образования // Молодой ученый. - 2019. - №1. - С. 178-180. - URL https://moluch.ru/archive/239/55331/ (дата обращения: 20.02.2019).
3. Машков, В Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента / В. Н. Машков. – Спб: Речь, 2015. – 150 с.
4. Методическая рекомендация. «Мониторинг качества образовательной деятельности в ГБОУ ЦРТДДиЮ «Технорама на Юго-Востоке». – М., 2015.
5. Соломанидина Т. О. Мотивация трудовой деятельности персонала // Т. О. Соломанидина, В. Г. Соломанидин. – М., 2015.
6. Степанов Е. Н. Диагностические методики для изучения эффективности работы образовательного учреждения // Псковская школа. - 1999. - № 1.
7. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения // Пер. с англ., ред. Ю. Е. Зайцевой / Х. Хекхаузен. – СПб: Речь, 2013. – 238 с.