Ключевые слагаемые успеха в обучении классическому танцу

Детство — яркий период нашей жизни. Но, к сожалению, очень короткий! И в этот период необходимо заложить у ребенка отношение к окружающему миру, основы правильного поведения, навыки, умения, отношение к труду. В этот период проявляются способности ребенка.
У психологов нет определенного мнения, в каком возрасте следует начинать развивать творческие способности детей. Эти сроки колеблются от 1,5 до 5 лет. На протяжении длительного времени я работаю с детьми и склоняюсь к раннему развитию.
Моя дополнительная общеобразовательная программа «Хореографическое искусство как средство самореализации ребенка» рассчитана на 8 лет обучения классическому танцу, начиная с 4-х лет. Этот период является благоприятным для развития творческих способностей, профессиональных танцевальных данных. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы ко всему новому, но быстро теряют интерес и устают работать. И в этот момент важна такая форма психического выражения как воля. Это необходимый компонент в формировании и развитии творческих способностей личности. Сила воли помогает ребенку преодолевать трудности и в обучении. Поощрения со стороны педагога и поддержка родителей также способствуют ощутимому педагогическому результату. Маленькому человеку для формирования его личности, характера, уважительного отношения к труду и своим достижениям необходимо, чтобы родители отмечали эти достижения и гордились ими. Это особенно важно в обучении классическому танцу, т. к. вся методика классического танца рассчитана на постоянное совершенствование своего тела, преодоление трудностей, таких как усталость, боль и монотонность. Официальная методика классического танца рассчитана на одаренных и физически развитых детей. Поэтому при приеме детей я особое внимание обращаю на физические данные ребенка.
Самой главной составляющей в моей работе считаю правильный отбор детей. Если обратиться к истории, то раньше отбор юных претендентов для обучения искусству танца был основан, прежде всего, на интуитивном, «экспертном» подходе. При этом основные критерии учебной «пригодности» определялись на основе субъективных оценок. При отборе детей приоритетным критерием считалась их внешняя привлекательность. Данный критерий был определен еще в древности. Подтверждение тому есть в трактате древнегреческого писателя Лукиана Самосатского «О пляске». На мой же взгляд, эстетическая привлекательность не является приоритетным параметром в отборе учащихся, если стоит цель создать сильный и талантливый коллектив. Главное — физические данные, которые позволят реализовать творческие идеи педагога.
Предварительный просмотр детей дает возможность изучить их анатомо-физические и психологические особенности, что необходимо для успешного решения образовательных задач. Это позволит сделать меньше ошибок при построении занятий, а на занятии проводить строгое нормирование учебной и физической нагрузки с учетом возраста и физиологических возможностей, что даст в дальнейшем лучший результат. Правильная диагностика физических данных ребенка (высота шага, прыжок, выворотность верхняя и нижняя, гибкость тела, гибкость свода стопы, музыкальность, ритмичность, координация, общее здоровье и т. д.) поможет подобрать правильный подход к обучению при приеме и спрогнозировать результат. Диагностический лист, в котором отображается динамика развития ребенка, заполняется два раза в год. Опираясь на свойства темперамента, анатомо-физические особенности обучающегося создаются условия, благоприятствующие формированию и развитию индивидуальности ребенка. Анализ диагностических карт дает четкое представление, над чем и в каком русле стоит работать. Но дети не перестают удивлять. Я очень часто озадачена следующими вопросами: почему при одинаковых данных один из учащихся вырывается вперед в освоении программы? Почему? Это сила воли? Вера в свои возможности или вера педагога и семьи в талант маленького человека?
Большой воспитательный результат дают индивидуальные занятия с ребенком — в работе над ошибками, при подготовке конкурсного и концертного номера, создании образа. Педагогу важно вовремя ненавязчиво подсказать, не только помочь танцору открыть в себе технические возможности, но и раскрыть особенности образного восприятия танца. В процессе создания номера стараюсь быть для детей не цензором и критиком, а соратником, сочетать разумные требования к техническому исполнению и терпение к юному дарованию.
Моя программа включает в себя авторский, проверенный многолетней практикой, эффективный комплекс корригирующих упражнений, разработанный специально для детей с проблемами позвоночника (кифоз, лордоз, сколиоз). Во время быстрого роста эти упражнения способствуют наращиванию недостающей мышечной массы и формируют мышечный стереотип, соответствующий нормальной осанке. В комплекс также входят упражнения на вытягивание и постепенное растягивание позвоночника. Дозированные упражнения на гибкость преимущественно направлены на прогибы в грудном отделе. Нагрузка увеличивается постепенно, с переходом от простых упражнений к более сложным. Постепенно добиваюсь качественного исполнения.
В программу включены упражнения на растяжение межпозвонковых дисков. Заимствованы элементы йоги, восточных боевых искусств, а также методики известных ортопедов, костоправов В. Д. Гита, Поля Брегга, Т. И. Васильевой, И. Г. Есаулова. Упражнения с применением физических усилий чередуются с упражнениями на расслабление. Все упражнения выполняются на свободном дыхании.
В основе классического хореографического воспитания и обучения лежит не только систематический долголетний физический труд, но и огромная эмоционально-интеллектуальная нагрузка на личность учащегося. От ученика требуется самодисциплина, упорство и фанатизм в определенной степени, но также, в буквальном смысле, жертвенность и самоотречение.
В заключение приведу любимые цитаты из моей «Копилки мудрости», которыми я руководствуюсь в своей педагогической деятельности:
· «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» (Антуан Де-Сент Экзюпери).
· «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд — даже самый грубый — возвышается до творчества» (Максим Горький).
· «Усилие показалось бесплодным? Слепец, отойди на несколько шагов… Волшебство искусных рук сотворило шедевры, не так ли? Но поверь мне, удачи и неудачи равно сотворили их… Прекрасный танец из умения танцевать» (Антуан Де-Сент Экзюпери).
· «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» (В. А. Сухомлинский).
· «Всегда оставаться неудовлетворенным — в этом суть творчества» (Жюль Ренар).
· «Талант — это развитие склонностей» (Бальзак).
· «Талант, как известно, качество весьма неуловимое, летучее, изменчивое, его нельзя проверить алгеброй и можно разве что трудом, произведением — окончательным результатом творчества» (Василь Быков).
· «Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант в сущности его и есть только любовь к делу, к процессу работы» (Максим Горький).
· «Талант на одну треть состоит из инстинкта, на одну треть — из памяти и на одну треть — из воли» (К. Досси).
· «Движение, танец — по-моему, это гениально, потому что это безграничная самореализация» (Джуд Лоу).
· «Танец — это способ достичь красоты, владеть каждым мускулом и направлять его к счастью» (Морис Бежар).
· «В танце каждое движение преисполнено мудрости, и нет ни одного бессмысленного движения» (Лукиан из Самосаты).

Список литературы:
1. Барышникова, Т. Азбука Хореографии / Т. Барышникова. — СПб., 1996.
2. Боголюбская, М. С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания : учеб.-метод. пособие для клубных работников / М. С. Боголюбская. — М.,1986.
3. Брегг, П. Лечение болезней позвоночника / П. Брегг. — М., 2007.
4. Гит, В. Д. Исцеление позвоночника / В. Д. Гит. — М., 2006.
5. Есаулов, И. Г. Устойчивость и координация / И. Г. Есаулов. — Ижевск, 1992.
6. Сидоров, В. Современный танец. Руководство по растяжке и мышц / В. Сидоров. — Москва,1999.
7. Фрачи, К. Азбука балета (перевод) / К. Фрачи. — М. : Медиа, 2001.