Школа художественного творчества как основополагающий фактор профессионального выбора

Творчество не приходит по какому-то наитию…
Творчеству надо учить.
В.А. Сухомлинский

Наше современное общество, когда стремительно развивается информационно-коммуникативная база, нуждается в неординарных и активных людях с высоким интеллектом и творческими способностями. Поэтому совершенствование системы российского образования направлено на раннее выявление, обучение и сопровождение талантливых детей и молодежи, подготовке их к жизни.
Наиболее благоприятные условия выявления и развития творческих способностей предоставляются в учреждениях дополнительного образования. Школа художественного творчества «Цветень» (ШХТ) была создана в 2004 году для удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей в области профессионального художественного образования и эстетического воспитания, целенаправленного обучения различным видам искусства, в целях выявления художественно-одаренных детей и подростков, создания условий для самоопределения и самореализации, формирования общей культуры, организации содержательного досуга.
В настоящее время образовательная программа ШХТ составлена с учетом новых тенденций в художественном образовании и включает три отделения:
1. общеобразовательное — для детей 3–6 лет, где ведутся предметы: художественные материалы и технологии, декоративно-прикладное творчество (3 года обучения);
2. начальное — дети 7–10 лет, предметы: графика, основы живописи, ДПИ (3 года);
3. углубленное — учащихся 10–18 лет, дисциплины: рисунок, живопись, композиция, ДПИ, основы дизайна, авторская кукла, (5–6 лет).
Содержание образования определяется образовательными предметными программами, разрабатываемыми и реализуемыми педагогами школы. Дополнительные общеобразовательные программы разрабатываются и адаптируются в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов в сфере художественного образования. Программы расширены по тематике, углублены по содержанию, обогащены современными игровыми приемами и инновационными технологиями.
Педагогическое кредо педагогов ШХТ — разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в школу художественного творчества принимаются дети разной возрастной категории и с разной степенью одаренности и различным уровнем подготовки, что побуждает педагогов учитывать их индивидуальные особенности. Поэтому, в отличие от типовых программ преподавания в художественных школах, где обучение сроится по академическим принципам и задачам, в нашей школе создается учебно-познавательная атмосфера для использования новых технологий обучения. Такими являются творческие задания, где можно попробовать все возможные техники и приемы, узнать свои предпочтения, а также сильные и слабые стороны. Так как ШХТ посещают дети с 3 до 17–18 лет и осваивают разнопредметные программы художественно-эстетического уровня, мы ориентированы на то, чтобы учащиеся приобрели практические умения и навыки в разных видах художественного творчества и получили определенные знания по истории искусства и мировой культуры. Тем самым, мы не только даем основательную и последовательную базу по художественному творчеству, но и создаем для обучающихся перспективу их творческого роста, обеспечиваем каждому ребенку возможность развития творческого потенциала, расширения кругозора согласно его потребностям и желаниям, предусматриваем возможность самовыражения в конкурсно-выставочной деятельности, создаем условия психологической комфортности, позволяющие учащимся проявлять свои личностные качества.
В отличие от типовых программ дополнительного образования, программы ШХТ рассчитаны на несравнимо больший объем учебных часов — от 64 до 96 часов по каждому предмету. Увеличение продолжительности обучения потребовало авторской разработки целого ряда новых предметных программ и тем, их органичного включения в учебно-тематический план, расширения и углубления традиционно преподаваемых тем. Все программы построены на широком использовании оригинальных авторских методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей дошкольного и младшего школьного возраста мотивации к творчеству.
Исходя из своеобразия учреждений дополнительного образования, ШХТ органично сочетает различные формы образовательной деятельности:
- традиционные групповые и индивидуальные занятия, лекции-беседы, контрольно-проверочные занятия;
- игровые занятия, фестивали, викторины, беседы, КВНы;
- наблюдения с последующим их воплощением в живописной или графической форме;
- вебинары;
- внеурочные мероприятия (посещение музеев, выставок, собрания-просмотры, встречи с творческими людьми, выездные пленэры);
- мастер-классы для педагогов, родителей и детей других объединений;
- выставки педагогов;
- организация и проведение массовых мероприятий для обучающихся — создает необходимые условия для совместного труда, отдыха и общения педагогов, обучающихся и их родителей.
Для сохранения контингента и предоставления возможности заниматься выбранной деятельностью детям, обучающимся в общеобразовательной школе во вторую смену, а также детям с ограниченными возможностями и одаренным детям, предусматриваются такие формы организации образовательного процесса, как малокомплектные, разновозрастные группы и классы, индивидуальная форма обучения.
Учащиеся ШХТ могут продолжить обучение после освоения программы своего отделения в последующих отделениях — общеобразовательное–начальное–углубленное. Таким образом, создается преемственность между дошкольным, начальным и предпрофессиональным образованием.
В нашей школе сложилась особая культурно-образовательная среда, в которой формируются профессиональные и личностные качества: воля, трудолюбие, эмоции, эстетический вкус, общая культура. Обогащение профессиональными знаниями дают специальные дисциплины. Теория живописи, например, раскрывает базовые основы академической живописи, особенности передачи цвета и формы предметов, нюансы освещения и светотени, законы перспективного построения пространства и композиционного решения. Овладение выразительными средствами изобразительных видов искусства способствует самостоятельному постижению художественных произведений, создает предпосылки для собственной творческой деятельности. Занятия графикой дают знания различных технических приемов, основ графической композиции. Независимо от уровня способностей ребенка, профессиональной или любительской направленности занятий, педагог вовлекает его в активную творческую деятельность по саморазвитию с освоением художественно-практических навыков. Отсюда следует, что занятия искусством влияют на духовное становление обучающегося и решают более сложную комплексную задачу повышения культурного потенциала общества.
На учебных занятиях применяем различные технологии: системную, интегральную, личностно-ориентированную, наглядную, информационную и другие. С помощью системно-деятельностного метода дети сами формулируют тему и цели предстоящего занятия, самоорганизуются и реализуют свои творческие идеи. Тема любого занятия подкрепляется чтением стихов, прослушиванием музыки, просмотром видеороликов или компьютерных презентаций. Это помогает более полному раскрытию темы и формированию положительного эмоционального настроя у учащихся.
Исследовательскую технологию применяем, выполняя задание по мотивам работ великих художников, где учащиеся не только близко знакомятся с манерой живописи, но и проводят поисковую работу о судьбе и творчестве художников.
Игровые ситуации на занятиях с детьми дошкольного возраста выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Включение в занятие игр и упражнений, способствующих усвоению новых терминов и понятий, позволяет сформировать словарный запас ребенка, общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции. Например, задание «Продолжи цепочку картинок, близких по значению» или «составь рассказ по картинке». Такие задания проводятся в начале занятия. Игры, отнесенные к теме «Цветоведение», способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитических способностей и культуры восприятия; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер. Такие игры можно проводить и при изучении тем «Цвет в природе и произведениях живописи», «Цвет в натюрморте», «Роль цвета в портрете», «Пейзаж-настроение».
Использование арт-терапевтических методик помогает обучить учащихся приемам саморегуляции, рефлексии и коррекции своего психологического состояния. Проектная деятельность, в которую вовлекаются учащихся, способствует расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, формирует у них умение работать с информацией, самостоятельно получать новые сведения по изученным темам.
Все эти технологии и методы работы предполагают, что учащиеся не только овладеют нормами пассивного восприятия изобразительного искусства, но и активно смогут их производить, совершенствовать свой внутренний нравственный уровень.
Немаловажная составляющая нашей педагогической деятельности — это творческий педагогический коллектив. Педагоги школы оказывают большое влияние на развитие школы, консультируя родителей и педагогов художественно-эстетического направления, выступая с семинарами, мастер-классами перед педагогами, учениками, родителями. Все наши педагоги являются инициативными и творческими личностями, которые вместе с учащимися умеют искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; они ведут занятия в режиме диалога и дискуссии, устанавливая контакт с детьми и создавая доброжелательную атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет.
В школе сложились определенные традиции, которые педагогический коллектив сохраняет и развивает: преемственность, воспитание любви и верности школе; профессиональная ориентация учащихся; творческие связи с ДК «Приморский», Домом ученых СО РАН, театром «Глобус», Светлинским лицеем г. Томска, библиотеками А. Барто, М. Ломоносова, ВУЗами и ССУЗами, ДХШ п. Краснообск, филиалом ДХШ №2; активное участие совместно с РУСГИДРО в социально-экологическом проекте «Оберегайка»; творческие занятия в реабилитационном центре для трудных подростков; конкурсная и выставочная деятельность учащихся и педагогов школы; совместные праздники и экскурсии, поездки, пленэры; повышение образовательного уровня педагогов через курсы повышения квалификации, посещение авторских курсов и семинарских занятий не только в Новосибирске, но и в Томске, Красноярске, Москве, городских методических объединений.
В рамках формирования коллектива единомышленников осуществляется наставничество в разных формах: помощь в овладении профессией и совершенствование в ней, приспособление к ритму, сменности, напряженности труда, в адаптации к коллективу, принятии норм, ценностей, стандартов поведения, ведению документации. Так, две выпускницы нашей школы после окончания Института искусств НГПУ вернулись в «Цветень» в качестве педагогов дополнительного образования.
Особая роль ШХТ заключается также в выявлении художественно одаренных детей, обеспечении им соответствующих условий для образования и творческого развития. Используя такую возможность, как индивидуализация учебного процесса, педагоги осуществляют особый подход к каждому учащемуся, определяют уровень сложности и оригинальности предложенного ему задания. Совместная деятельность педагога и учащегося дает возможность отслеживать профессиональный рост воспитанника на всех этапах учебного процесса, выявлять его художественные приоритеты, раскрыть внутренний потенциал, получить поддержку, а если необходимо, выработать навыки критического отношения к своему творчеству.
Для учащихся выпускного класса, определяющих свою будущую профессию, важен образовательный процесс, ориентированный на практику. Поэтому необходимо не просто помочь расширить кругозор обучающихся в многообразии профессий и специальностей художественного направления, но и научить ориентироваться на рынке образовательных услуг города, региона. А это невозможно без интеграции художественных дисциплин и профориентационной работы. Для этого мы:  выявляем интересы, склонности учащихся, направленности личности, определяем мотивации профвыбора; знакомим обучающихся с многообразием художественных профессий и специальностей; ориентируем их в образовательной карте города, региона, страны: расширяем представления об художественных образовательных услугах г. Новосибирска (ДХШ, ДШИ, ЦДТ, художественные студии, подготовительные курсы), сферах профессиональной деятельности и возможностях получения профессионального художественного образования в Новосибирске, России (ССУЗы, ВУЗы); совершенствуем умения самостоятельно ориентироваться в полученной информации, анализировать ее и полученные выводы применять в построении индивидуального пути получения дальнейшего профессионального образования (выбор ВУЗа, выявление специфики и особенностей вступительных испытаний, анализ своих умений и навыков, целенаправленная подготовка к вступительным экзаменам).
Открытость школы осуществляется через выставочную деятельность, которая способствует развитию самореализации личности, обеспечивает обучающимся широкие контакты с социумом. Выставки разной направленности решают воспитательные и профессиональные задачи. Отчетные выставки являются формами промежуточной и итоговой аттестации. В их экспозиции входят учебные работы всех учащихся, выполненные за определенный период времени по выбранному направлению (живопись, рисунок, композиция, декоративно-прикладное искусство). Учащиеся ШХТ разной возрастной категории — неоднократные лауреаты и дипломаты разных степеней в городских, областных, Межрегиональных, Всероссийских и Международных выставках, конкурсах и фестивалях.

В 2019 году коллектив ШХТ поддержал инициативу Международного союза педагогов-художников при поддержке Фонда президентских грантов: провел на своей учебной базе открытую площадку очного этапа Всероссийского изобразительного диктанта 1 Международного благотворительного конкурса «Каждый народ — художник», где ребята завоевали 1 и два 3 места. Также учащаяся четвертого класса ШХТ заняла 1 место на очном этапе во Всероссийском конкурсе детского рисунка «Мы рисуем мир» (Томск). По итогам диктанта ЦДТ присвоен статус инновационной площадки по направлению «Выявление и поддержка молодых талантов в сфере изобразительного искусства».
За 15 лет работы ШХТ более 40 выпускников поступили и закончили на бюджетной основе высшие и средние профессиональные учебные заведения художественной направленности г. Новосибирска (НГУАДИ, НГПУ, МГТУТиД, НОККиИ, НЭТИ, НГХУ, НКПиИТ и др.).
Таким образом, ШХТ представляет важный компонент в системе дополнительного художественного образования, позиционируемая в качестве особой «надшкольной» культурно-образовательной среды, в которой формируются профессиональные качества, развивается творческая и познавательная активность, реализуются личностные качества учащихся.