Современная музыка в фортепианном классе детской музыкальной школы

Отечественная музыкальная педагогика имеет в своем распоряжении обширную и многообразную инструктивную литературу. В любом исполнительском классе ДШИ преподаватель всегда сталкивается с проблемой репертуара. В учебные программы включены произведения разных стилей, форм и жанров, что необходимо для формирования профессиональных качеств будущих музыкантов или просвещенных слушателей. Но повторение из года в год только традиционных, так сказать «проверенных временем» произведений, не способствуют мотивации к вдохновленной работе педагогов, а, следовательно, и их учеников. Поэтому наряду с включением в программу пьес уже известного классического репертуара представляется важным изучение музыки композиторов 20-го – начала 21-го веков, таких как С. Слонимский, Ю. Савельев, Г. Парфенов, В. Коровицын и других. Очень актуальной проблемой считается приобщение ребенка к миру и языку современного композиторского искусства, имеющего ярко выраженный современный музыкальный «почерк». К сожалению, знакомство с музыкой современных композиторов в ДШИ происходит не так часто, как хотелось бы. Отчасти это связано с распространенной ситуацией «оседания» издательской продукции в том городе, где она вышла в печать. Другая причина заключается в том, что педагоги считают современную музыку якобы сложной для восприятия, хотя она кажется сложной именно для преподавателей, воспитанных на классических образцах музыки. У ребенка же «ухо» свободно и открыто для восприятия постоянно меняющейся метроритмики, свежих терпких гармоний. Музыкально-психологические исследования, проведенные во многих странах, показали, что учащиеся, воспитанные только на классических мелодиях и гармониях, с трудом воспринимают более сложную музыку. К тому же в последнее время все заметнее становится снижение интереса к академической музыке в жизни общества. У детей все более возрастает желание заниматься легкодоступной музыкой, что не формирует у них должного отношения к музыке как к искусству, блокирует музыкальный слух, способность к восприятию музыки более глубокой по содержанию и эстетически ценной. Таким образом на современном этапе актуальной стала цель: учить ребенка разбираться в музыке, отличать подделку от подлинного искусства. Поэтому в целях воспитания всесторонне развитого музыканта необходимо изучение музыки как прошлого так и настоящего, значение выбора репертуара имеет огромное значение. Исполнение современной музыки способствует:
- приобщению к музыкальному языку, стилистике современных композиторов;
- достойному пополнению репертуара, обогатив тем самым теорию и практику современного отечественного воспитания;
- развитию музыкального мышления;
-расширению музыкального кругозора;
- обогащению представления учащихся о музыке;
- дальнейшему художественно-творческому развитию;
- помимо изучения пьес в классе, некоторые сборники, например, С. Слонимского, о творчестве которого пойдет речь далее, можно использовать в качестве разнообразнейшего материала для музицирования;
- многие произведения несут элементы театральности. Их можно использовать в рамках классных часов, различных сказочных постановок и детских музыкальных праздников.
Для успешной работы над музыкой современных авторов требуется глубокий и всесторонний анализ произведений, написанных ими для юных музыкантов, так как квалифицированная преподавательская работа неосуществима без знания музыкальной литературы, составляющей современный музыкальный репертуар. Поэтому я постараюсь охарактеризовать некоторые особенности современной музыки в целом, а затем уже конкретно на примере творчества С. Слонимского.  
Музыковеды отмечают полистилистику как одну из главных особенностей музыки современных композиторов. Для творчества современных композиторов характерно свободное использование всех видов техники, взаимопроникновение стилей разных эпох, гармоничное сочетание классических традиций и новаторства.
Определяющими особенностями любой музыки является тематизм, ее образное содержание, музыкальный язык, форма или драматургия произведения. Во все времена близкими и понятными всем людям, как просто слушателям, так и профессиональным музыкантам - исполнителям и композиторам, являлись такие темы, как внутренний мир человека, его чувства, картины и звуки природы, противостояние злу, утверждение мира и добра. Для музыки прошлого века было характерно обобщенное изображение музыкальных образов. В современной же музыке образы как положительные, так и отрицательные, стали острохарактерными, театральными, иногда даже гротескно-изобразительными (тут сказывается влияние театра и кино). Образное содержание служит критерием при выборе средств для выражения этого содержания. Каждый автор индивидуален, имеет свой собственный почерк и стиль, но все же есть и общие черты, характерные для современных авторов: лирические мелодии обладают характерными для русской музыки мелодическими оборотами — диатоническими кварто-квинтовыми ходами, терцовыми попевками, ладовой переменностью. Кантилена имеет вокально-речевую природу как и в классической музыке. Часто встречаются интонации бытовой музыки: современных песен, романсов, джаза. Джазовая музыка стала очень популярна, создаются отдельные произведения и целые циклы джазовых пьес, иногда в привычных жанрах фортепианных миниатюр. В таких случаях обнаруживается не только сближение жанров «легкой» и «серьезной» музыки, но и их взаимообогащение, расширение образной сферы. Мелодии теряют свою напевность, вокальность, становятся угловатыми, острыми, что создается обилием больших скачков, диссонансами. В некоторых сочинениях мелодия в ее традиционном смысле вообще отсутствует, заменена цельными звуковыми комплексами. Развитие драматургии в этом случае происходит за счет динамики, ритма, агогики. Современную музыку отличает частое применение синкоп, резких акцентов, неожиданные смены динамики, регистров, тональности. Усложняется и ладогармонический язык: используется политональность, даже внетональность. Традиционные терцовые аккорды часто уступают место квартовым, секундовым созвучиям. Изменения коснулись и ритма рамки такта и акценты смещаются. Музыкальная форма сочетает в себе черты традиций и новаторства. Нередко используется техника коллажа, использования цитат известных мелодий или аллюзии. Это такой композиционный прием моделирования стилей, жанров или отдельных элементов музыкального языка прошлого, он рождает у слушателей ассоциации со знакомой музыкой. Для многих современных композиторов характерно обращение к истокам народной музыке, не только русской.
Исполнительские задачи, которые предстоит решать при исполнении современной музыки, будут определяться прежде всего художественным содержанием конкретного произведения, так как средства его воплощения у разных авторов безгранична. Поэтому иногда в каждой отдельной части одного произведения приходится искать новые краски, соответствующий данной музыке характер звукоизвлечения. Современные сочинения требуют внимательного отношения к штрихам, которые иногда имеют решающее значение в правильном понимании образа, фразировке, произнесению каждой отдельной интонации. Также тщательно следует относиться к динамике, которая часто и резко меняется, иногда бывает самостоятельной даже в отдельных звуках.
Иногда современный пианизм называют «нонлегатным», ударно-шумовым. Но не следует понимать это буквально. Даже в моторных произведениях стучащее, подчеркнуто острое звучание допустимо только в момент кульминации или для создания саркастического характера, злого образа. Нужно учить детей добиваться гибкого, выразительного интонирования, умению слышать фортепианную фактуру как оркестровую партитуру или полифонию с разнообразными тембральными красками. Пространственное соотношение голосов, совмещение гармонических красок предполагают тонкое владение педалью.
Имея в репертуаре джазовые композиции, произведения композиторов 20-го и 21-го веков, учащиеся тем самым обновляют его, обогащают свои музыкальные представления, что способствует их художественно-творческому развитию.

С. Слонимский. Фортепианная музыка для детей
Мне захотелось подробнее познакомиться с творчеством именно С. Слонимского после того, как прочитала его «Интервью с продолжением» с А. Архангельским, где композитор сам рассказывает о своих циклах для детей: об их образном содержании, об оригинальных композиторских приемах и музыкальных средствах, при помощи которых он попытался как можно ярче раскрыть это содержание. Мне показалось, что в творчестве Слонимского ярко проявляются многие особенности современной музыки, о которых я говорила ранее. Пытаясь найти ноты, я столкнулась с проблемой: оказалось, что у нас в Новосибирске из пяти тетрадей «От 5 до 50» есть только три, а сборников, написанных в 2010-2011 годах нет вообще нигде: ни в колледже имени А. Мурова, ни в Областной библиотеке, ни даже в консерватории. В интернете даны только названия сборников, без нотного материала, со ссылкой: «Читайте о новых пьесах в «Интервью с продолжением» С. Слонимского». В колледже мне посоветовали заказать ноты в издательстве «Композитор» Санкт-Петербурга, что я и сделала.
Пьесы в сборниках располагаются по принципу постепенного усложнения, да и сами сборники предназначены для учащихся разных классов ДМШ: для начинающих пианистов, для 1–3 классов, для средних и старших классов. Этот принцип дает возможность приспособиться к инструменту, все пьесы очень удобны пианистически. Технически удобным является часто используемый прием позиционной игры, например одна рука играет на черных клавишах, а другая — на белых, руки располагаются как бы в два этажа, у каждой руки образуется свое пространство, положение. Рука заранее «знает», в каком положении, что и как играть. Этот принцип позволяет исполнению быть чище, четче.
Композитор использует весь диапазон клавиатуры, регистровое многообразие расширяет слуховые представления ученика в плане тембрального богатства рояля.
Что касается ритмических особенностей музыки Слонимского, то темпоритм его музыки очень разнообразен: характерны частые перемены размера, различных ритмических фигур, акцентов, множество синкоп. Все это создает яркую образную картину пьес. Интенсивность ритмики способствует воспитанию собранности внимания ученика, быстроты и точности его реакции, активизирует развитие чувства ритма. Методически важно подбирать репертуар, в пьесах которого сочетаются принципы строгой ритмической организации классического типа со свободной ритмической стихией, так как ученик очень быстро и прочно привыкает к периодичным метрам и квадратным построениям, что приводит к схематизации его мышления.
В своей музыке композитор часто использует различные виды глиссандо, приемы игры на струнах, кластерную технику — удары локтем, кулаком или ребром ладони по клавишам. В каждой пьесе, где используются эти приемы, они несут смысловое содержание, характерное именно для этой пьесы. Для подчеркивания ритма в некоторых пьесах применяются хлопки в ладоши, бумага, положенная на струны с гребенками поверх нее, придает музыке черты игры на механическом игрушечном пианино («Полька» к комедии гоголя «Ревизор», этот ансамбль мои ученики играли на концерте в филармонии). Обозначения темпа традиционно, без указания метронома, но в некоторых пьесах выставляет метроном при каждой смене темпа.
В отношении применения педали пьесы Слонимского являются богатейшим материалом для воспитания умения владеть педалью. Композитор использует различные виды педальной техники: прямая, запаздывающая, полу-педаль, для достижения эффекта «таинственности» звучания используется левая педаль, чередование педального и без педального звучания. Педаль подчиняется гармоническим, мелодическим и другим закономерностям музыки. В тех случаях, когда необходима частая смена педали, нужно соблюдать ее «чистоту», поэтому кроме ноги задействуется еще и слух, чтобы разные гармонии не попадали на одну педаль.
Динамика является сильным средством для создания образа. Даже в тех случаях, когда она выставлена довольно скупо, исполнение не должно быть однообразным. Содержание пьесы подскажет фразировку внутри фразы в пределах обозначенного нюанса, будут отмечены ее начало, кульминация и конец. В некоторых пьесах динамика подчеркивает, обозначает созданный образ. Проявляется как в противопоставлении, когда одна и та же тема звучит на f и на P, так и в развитии: звуковой диапазон несет в себе эмоциональное напряжение, приводящее к кульминации от P к наоборот, «вспышки» динамики — subito P и F.

На примере анализа пьес рассмотрим применение вышеупомянутых композиторских приемов в достижении образного содержания пьес.
Первые шаги юных музыкантов — сложный и ответственный этап обучения. Именно в данный момент важно сохранить и расширить музыкальные интересы ребенка за счет умелого подбора репертуара. Среди многообразия новых учебных пособий, ориентированных на новые образные сферы, представляющих богатейшие возможности для развития творческой активности детей благодаря пьесам-путешествиям по разным странам и континентам, пьесам танцевального характера, пьесам-портретам сказочных и «мультяшных» персонажей, следует выделить новые детские сборники С. Слонимского, написанные в 2010–2011 годах плюс к уже имеющимся и пользующимся большой популярностью сборниками пьес для детей «От 5 до 50». Сам автор говорит о своих новых пьесах в рукописи так: «веселые и грустные, страшные и смешные приключения: шесть циклов легких и трудных пьес для младшего и среднего возраста». Каждая из 6-ти тематических тетрадей связана внутри не только программой, но и определенными исполнительскими задачами, при этом у каждой пьесы определенные сюжет и образное содержание. То, о чем говорит музыка, кратко сформулировано уже в названии. Например: «Волк зайца не догнал», «Гигантский динозавр», «Крутая дискотека» и так далее. Новые сборники, как и циклы «От 5 до 50», построены по принципу возрастания сложности. Шестую тетрадь «Юность» я решила не рассматривать, так как по степени сложности пьесы, которые она включает, предназначены не только для старших классов, но и, как говорит сам Слонимский в беседе с А. Архангельским, частично для учащихся музыкального училища и даже для студентов начальных курсов консерватории в рамках предмета «Общее фортепиано».

Первая тетрадь «Первые шаги на клавиатуре» начинается с упражнений: сначала отдельно для правой и левой руки, построения из 3-х, 4-х и 5-ти звуков с удобной позиционной аппликатурой, затем обе руки играют вместе аналогичные упражнения в расходящемся движении и наоборот, аппликатура в обеих руках одинаковая. Пианистически все очень удобно. Далее идет знакомство с мажором и минором на примере двух пьес, объединенных общим тематическим материалом: «Веселый день», «Грустный день». Далее жанровая миниатюра «Детский вальс». Легкое мягкое стаккато в правой руке, тема проводится в разной динамике 4 раза: в крайних частях пьесы, сначала на mf и p, затем наоборот, затем небольшая кульминация на f в конце пьесы. В середине тема, по музыке совершенно другая, проходит в левой руке на легато в другом регистре, меняется тембр звука, обратить на это внимание ребенка и поработать над звуком, добиваясь мягкого «бархатного» звучания, имитируя звук альта, для виолончели регистр высоковат (малая и 1-я октавы). Поработать над соотношением звука в мелодии и аккомпанементе.

Завершает цикл «Веселый галоп в 4 руки». Важна синхронность в исполнении участников ансамбля, четкое выполнение динамики, акцентов. Иногда тема переходит в партию 2-го фортепиано, есть моменты, когда 2-я партия начинает движение, а 1-я подхватывает и завершает построение. В конце кульминация на ff. Динамика очень разнообразная. Яркая динамичная пьеса.

Во второй тетради «Три лесные истории» задачи усложняются как в техническом, так и в метроритмическом отношении. Выразительные средства обогащаются современными «колючими гармониями, регистровыми тембрами и яркими динамическими красками. Фактура пьес готовит ученика к исполнению полифонических и кантиленных произведений. Композитор смело включает в пьесы  маленьких исполнителей достаточно сложные ритмические рисунки: это полиритмия, пунктирный ритм, сложные размеры. В этом цикле представлены разнохарактерные образы и сюжеты. Работая над созданием образов не только пробуждает фантазию ученика, но и направляет его на поиск подходящих средств и приемов для исполнения той или иной пьесы. Например, в первой истории «Воробей и зверюга» в пьесе «Воробей» требуются цепкие «отточенные» кончики пальцев на стаккато, при помощи которого изображается беззаботно прыгающий с ветку на ветку воробей. В пьесе «Опасная зверюга» тоже стаккато, но в низком регистре и на пиано. Меняется сила звучания. Цепкость и точность прикосновения остаются, но стаккато исполняется менее отрывисто, ближе к нон легато, так как изображает крадущиеся шаги кошки к своей жертве. Увы, все заканчивается очень печально. Последняя пьеса первой лесной истории — «Жалко бедную птичку». Меняется настроение музыки, штрих: появляется легато, при котором требуется иное прикосновение к клавише, не кончиком пальца, а «подушечкой». При этом поработать над правой рукой, добиться стройности звучания аккордов.

Вторую лесную историю «Цветок и рок-ансамбль» открывает очень певучая, поэтичная по характеру пьеса «Цветок на лугу». В правой руке работать над прозрачностью звука, при игре следить, чтобы запястье было свободным, «дышащим», это поможет мелодии быть более певучей. Поработать над соотношением мелодии аккомпанемента.

Далее — «Рок-ансамбль на поляне». В аккордовой фактуре предстает ироничная лесная «дискотека», отражая не лучшие тенденции в музыкально-развлекательном мире молодежи. Обилие синкоп, однообразный ритм, нарастающая динамика, причем начиная уже с f и заканчивающаяся на ff, тяжелые акценты, имитирующие притопы танцующих и даже топот ногами исполнителем в конце пьесы, предписанный автором. Современные дети очень любят подобные пьесы, они близки им по такая музыка и школьные внеклассные мероприятия заканчиваются обычно именно дискотекой. Исполняя эту пьесу, можно от души «постучать» по клавишам.

После лесной дискотеки — закономерный итог, пьеса «Затоптанный цветок». Нисходящие жалобные интонации в правой руке сопровождаются сикопированными секундами в левой.

Во многих пьесах автор проставляет педаль, это расширяет слуховые представления учащихся, помогает в овладении первым опытом в освоении педальной техники. На материале данного цикла ученики знакомятся с размерами 6/8, 3/2, переменным размером и триольными последовательностями.

В 3-ей истории с точки зрения образного содержания все ясно уже из названия: «Заяц, Лиса и Волк». В начале каждой пьесы имеется своеобразный эпиграф: четверостишие из стихотворений Е. Шварц, где дается характеристика каждого из персонажей, в соответствии с этим и манера исполнения пьес. В «Марше зайцев» требуются крепкие цепкие пальцы при свободном запястье, стаккато кистевое, последовательности 16-х длительностей, объединенные лигой, следует играть активно работающими пальцами на одном движении руки от 1-ой к последней ноте: 1-я с опорой на клавишу, последняя легче, на снятии. Хочется отметить удобную аппликатуру, частую смену контрастной динамики — p и f , ритмическое разнообразие: пунктир, триоли, полиритмия, триоли в правой руке накладываются на дуоли в левой.

«Песенка Лисы»: мягкое прикосновение «певучими» пальцами, поработать над точностью штрихов: лиги выписаны очень тщательно, все снятия должны быть на месте. Очень разнообразная динамика.

«Песня Волка» написана в нижнем регистре, сгруппированные по 8 нот 16-е длительности с крещендо к середине и диминуэндо к концу передают завывания волка «воу», как написано в стихотворении. Стаккато исполняется более протяжно, почти как нон легато.

Предпоследняя пьеса «Волк Зайца не догнал» единственная из всех заключительных пьес каждой из трех историй имеет счастливый, как говорится, конец. Пьеса требует определенную техническую подготовку, написана в темпе presto 16-ми длительностями, которые потактово объединяются лигами, аппликатура позиционная, одна и та же, что создает удобство в исполнении. Далее идут короткие арпеджио вверх-вниз в пределах октавы, затем опять 16-е по позициям: по 4ноты с 1-го по 4-й палец, затем 5-ти пальцевые последовательности сверху вниз и обратно. Несмотря на быстрый темп, пьеса очень удобна исполнительски.

Завершает вторую тетрадь лирическая пьеса «Весна в лесу». Пробуждение природы композитор рисует при помощи таких приемов, как тембровые и регистровые краски, скользящие модуляции в разные тональности, средства фактуры — арпеджиато, ритма — триоли. Работать над легкостью, прозрачностью звука, обратить веимание на встречающиеся элементы полифонии, необходимое соотношение голосов при полифоническом изложении музыки.

В третьей тетради «В Африке», как говорит сам композитор, из привычных российских лесов переносимся в совсем другой мир, на другой континент.
Поэтому в первой пьесе «Страшные джунгли» можно услышать и топот слонов, и крики диких птиц, обезьян, шелест зарослей. Отсюда обилие синкоп, наслоение педальных красок, смены размеров, динамики, внезапные «провалы» звучности: sub. P и такое же внезапное ее нарастание, sub. f, ff, crescendo. Динамика меняется подчас в каждом такте. Регистровый диапазон расширен от контроктавы до четвертой. В гармоническом плане композитор верен себе: в пьесе присутствуют острые и колючие созвучия. Многие пьесы «рисуют» портреты животных — обитателей африканского континента.
«Песенка обезьянки». Неприхотливая мелодия. Проставлены фразировочные лиги, соблюдение точных штрихов необходимо. Во 2-ой части мелодия переходит из правой руки, играющей во 2-ой октаве, в левую, малую октаву. Спокойный характер музыки, указание автора играть cantabile подразумевает соотвественное исполнение: мягкое певучее легато, ровное звучание без толчков. Динамика в основном p, mp, pp, лишь единожды mf во время звучания мелодии в левой руке.
«Танец Змеи». Исполнение 16-х длительностей, движущихся в начале пьесы восьми звучными построениями в восходящем и нисходящем движении, и в конце, сгруппированные по 4 звука, поднимающиеся с малой октавы до третьей, требует мягкости и гибкости, чтобы изобразить ползущую змею. В середине пьесы трудность представляет синкопированный ритм в правой руке, в то время как левая играет ровно в 3-х дольном размере. Добиться от ребенка, чтобы руки «дружили» между собой, совпадая в нужных местах.
Почти все пьесы включают сложные ритмические рисунки и написаны в размерах, редко встречающихся в детской музыке. Современная музыка отличается сложной ритмикой и Слонимский дает детям возможность окунуться в мир такой музыки.
В «Колыбельной слоненку» используются размеры 7/8, группировка длительностей отчетливо просматривается как 4+3, далее 8/8, композитор сам проставляет как 5+3, затем возвращается снова 7/8. Добиваться стройности в звучании аккордов, в середине пьесы полифонический эпизод, здесь поработать над голосоведением. Пьеса написана в низком регистре в соответствии с образом слоненка, о котором идет речь.
«Храбрый лев». В пьесе чередуются размеры 3/4, 7/8, 4/4. Перестроится вообще сложно, а быстрый темп и разнообразный ритмический рисунок (синкопы, пунктир, чередование дуолей, триолей, 16-х, иногда в одном такте, 10-ти звучные пассажи по 5 нот в каждой руке, исполняемые на счет «раз» в размере 3/4) усложняют задачу. Динамика в основном громкая: f, ff, fff, mf, единственный раз встречается subito p. За счет динамики создается образ именно храброго льва.
Легко и свободно звучит пьеса «Тропический дождь». Диссонансный интервал септима лежит в интонационной основе всего произведения. Тонкая игра оттенков и акцентов, размер 5/4 точно изображают и порыв ветра, и капли дождя, барабанящего по листве. Необходимо старательно поработать технически, чтобы добиться ровности и четкости в исполнении пассажей. Несмотря на быстрый темп и широкие интервалы пьеса удобна в исполнении.
Цикл «В виртуальном мире» обращает на себя внимание необычной звуковой атмосферой, связанной с обилием кластеров, глиссандо, игрой на струнах с нажатой педалью, играть ребром ладони. Слонимский одним из первых среди отечественных композиторов стал применять нетрадиционные исполнительские приемы, а в области игры на открытых струнах в детской музыке вообще является родоначальником. Образный мир пьес этого цикла близок нашим детям, которые почти все свободное время проводят у компьютера, например: «Компьютерный робот», «Инопланетянин на НЛО».
«Гигантский динозавр» характеризуется гроздьями созвучий как на черных, так и на белых клавишах в обеих руках, иначе говоря кластерами. Вся пьеса исполняется в умеренном темпе pesante. Динамика контрастна: внезапные смены p и pp на mf, f, ff и наоборот. Регистровый диапазон большой, от контроктавы, большой и малой октав в левой руке до 2-ой и 3-ей в правой. Во второй части пьесы в правой руке используются часто встречающиеся и в других пьесах квинтоли, причем два пятизвучия нужно исполнить в размере 4/4. Четко выполнив все авторские указания, получится очень яркое и интересное исполнение данной пьесы.
«Могучий дракон». Фанфарные звучания чередуются с виртуозными взлетами 16-х и 32-х. Добиться от ученика яркого призывного звучания фанфарных интонаций, при помощи технических приемов проучить пассажи, точно выполняя динамику, здесь она тоже разнообразная, с так любимыми Слонимским резкими сменами звучности, иногда вместо привычного crescendo усиливает звучность благодаря выставлению в каждом такте p, mp, mf, f и ff. В конце длинное глиссандо от «ля» 4-ой октавы до «до» большой: исполняется правой рукой, заключительную «точку» ставит левая.
«Раненый дракон и маленький мальчик». Пьеса построена на двух темах: жалобные интонации плачущего дракона и беззаботная песенка мальчика, который, однако, помогает и лечит дракона, потому что в конце пьесы настроение музыки меняется, в теме мальчика появляется пометка dolce, а стоны дракона становятся более короткими, и в конце концов замирают на pp. Предстоит работа над звуком, темы дракона и мальчика должны исполняться в разном характере.
«Инопланетянин на НЛО». Слонимский говорит в своем интервью: «Инопланетянин же не такой, как мы: неизвестно, какие у него руки, ноги, голова, а может, головы и совсем нет», поэтому и пьеса такая необычная: вся идет на струнах, канон мотива на струнах и клавишах. Затем созвучия на струнах: удар нажатой и отпущенной пружины замка клавиатуры и кластер на нижних струнах.
«Компьютерный робот». Педали здесь нет совсем. Самое главное — зажать струны среднего регистра и короткий пяти звучный мотив играть на клавишах, но при зажатых струнах. И эти клавиши звучат «компьютерно», им отвечает 4-ая октава, самый верхний регистр. Получается перекличка двух довольно странных тембров. Пьеса звучит очень необычно и интересно.

Пятая тетрадь «Из русских народных сказок»
«Иван-царевич и Василиса прекрасная».
В пьесе звучат две темы, принадлежащие двум главным героям: в первой части звучит тема Ивана-царевича героического характера, а во второй части тема лирического склада характеризует Василису прекрасную. Поработать с учеником над стройностью звучания аккордов в теме Ивана-царевича, точным прикосновением в игре стаккато и нон легато, точно соблюдать штрихи, особенно тщательно прописанные автором лиги. В середине 1-ой части есть отрывок с элементами полифонии, заняться голосоведением, чтобы мелодия не «потерялась» в средних голосах. В теме Царевны аккомпанемент идет в аккордовом изложении, мелодия в высоком регистре и почти всегда исполняется одноголосно, поэтому работе над соотношением мелодии и аккомпанемента уделить особое внимание.
В пьесе «Баба-Яга» изображен ее полет над своими владениями. Нужны крепкие цепкие концы пальцев при игре на стаккато, проучить технически, очень тщательно, используя приемы, в медленном темпе одновременно играя обеими руками: правой с ее 16-ми и левой с восьмыми, чтобы в быстром темпе идеально совпадали, без «кваканья». В гармоническом плане в одной из тем Слонимский использует увеличенный и уменьшенный лад, есть ритмически сложный для ребенка прием: есть такты с размером 2/4, включающие в себя лишь одну триоль четвертями. Использование крайних регистров в тембральном отношении делает пьесу ярче.
«Песнь о павшем богатыре». В этой пьесе композитор воздает почести героям, которые легли на поле брани в разное время. Этой музыке присуща суровая трагичность наряду со светлой печалью. Необходимо достичь глубокого звучания, очень певучего исполнения мелодии на легато. В конце пьесы звучит «колокольное» проведение темы в низком регистре как дань памяти и напоминание живым о трагически ушедших героях.
«Похищение Царевны». Тема ее звучит очень жалобно. Внезапность похищения, взволнованные призывы о помощи, короткие перебежки и остановки ярко отражены за счет переменности размеров, внезапных акцентов и рельефной динамики. Многоплановость действия также подчеркивается разным фактурным рисунком. Размер 5/ 8 создает ощущение чередование дуолей и триолей, хотя восьмые играются очень ровно, а Царевна, как говорит Слонимский, «похищена явно какими-то нехорошими существами. Эти существа свищут и летят — опять-таки во всех регистрах». Имеются в виду пассажи из 16-х, сгруппированные по 4 звука и  переходят из руки в руку. В восходящем и нисходящем движении.
«Печаль Ивана-царевича». Очень сдержанная по характеру пьеса. Печаль, по словам композитора, «очень мужская, деятельная, достигающая отчаяния в средней части пьесы и волевого решения в конце». Вот таким образом Слонимский обозначил содержание данного произведения. Динамика построена на контрастах между p, ff. Встречаются эпизод, где появившаяся новая тема звучит на p и dolce, видимо это воспоминание о Царевне. В исполнительском плане определенную трудность представляют акцентированные аккорды в середине пьесы на ff, да еще с дополнительным акцентом sff. Мало того, что никакого «кваканья» не может быть, все звучит стройно, так еще даже и физическая сила пригодится, играть аккорды всем весом правой руки, в левой тоже ff, но мелодия дублируется в одноголосном изложении. В конце слышится колокольный звон, это как будто благословение на победу в битве за освобождение Василисы.
«Битва с врагами». Композитор пишет: «Это батальная картина, Иван-царевич решается на подвиг: всю нечисть разогнал, Царевну вернул, кончается пьеса триумфальным звоном». Размер 9/8 , 6/8, считаем на «три» и на «два», счетная единица 3 восьмых — триоль, но композитор использует и квартоли, и дуоли. Нужны собранные крепкие пальцы для исполнения markato, движения скромные из-за быстроты темпа. Восьмые можно проучить на легато, делая поворот запястья от 1-го к 4-му пальцу и обратно, затем на том же движении руки учить на стаккато, стаккато пальцевое, исполняется цепким кончиком пальца внутрь, к ладони.  Исчезновение разогнанной Царевичем «нечисти» изображается теми же 16-м из «Похищения» в нижнем регистре. Разнообразная динамика, быстрый темп делают пьесу стремительной и яркой. Колокольный звон в конце, во славу героя, исполнять как обычно: опора на 1-й аккорд и как отголосок, отзвук бас, исполняемый прикосновением «из клавиши», рука при этом рисует в воздухе дугу снизу вверх при переносе с аккорда на бас.
«Праздничный пир Ивана-царевича». Пьеса построена на 3-х темах: праздничная балалаечнообразная тема пира, две темы Василисы, одна из первой части, немного варьированная и вторая, новая, темы Царевича здесь нет. Пьеса написана в форме рондо, рефрен — тема пира, праздника и эпизоды — обе темы Царевны. В работе над звуком обратить внимание на разнохарактерность тем, проследить, чтобы эта разнохарактерность отразилась в исполнении ученика. В темах Царевны — как всегда, внимание на соотношение мелодии с аккомпанементом, во второй теме мелодию сопровождают мягкие глубокие аккорды.

Хочется верить, что данные сборники в скором времени выйдут в свет не только по месту жительства автора, в Санкт-Петербурге, так как имеют большое значение не только в музыкальном образовании, но и в воспитании юных исполнителей и слушателей.
Все пьесы являются ценным музыкальным материалом для развития творческого воображения, пианистических и ритмических навыков учащегося, развитию его гармонического и мелодического слуха.

Использованная литература:

  1. Иванова С. И. «Современная музыка детям». МБОУДОД ДШИ город Нарьян-Мар;
  2. Блинова С. Е. « Актуальность джазовой музыки в современном репертуаре учащихся ДШИ в классе специального фортепиано». ДШИ № 18 город Знгельс;
  3. Лукьянова Е. В. «Изучение современной музыки в классе фортепиано в ДМШ, ДШИ». ДШИ №16Республика Адыгея, город Майкоп.
  4. Тарновская Т. Л. «О новых пьесах С. М. Слонимского». Вестник СПбГУКИ №3 (16), сентябрь 2