Система гражданско-патриотического воспитания школьников в Колыванском районе

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от достигнутого уровня нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи. Целенаправленное воспитание у детей активной нравственной позиции, социальной ответственности, формирование российской идентичности требует от педагогического коллектива учреждения дополнительного образования применения новых форм и методов работы. Только через активное вовлечение детей в социальную деятельность и сознательное участие в ней, развитие навыков самоуправления, можно достичь значительных успехов в воспитании личности гражданина России.  истема работы Колыванского Дома детского творчества по военно-патриотическому воспитанию заключается, в первую очередь, в организации и проведении мероприятий патриотической направленности, плановое осуществление такой работы на муниципальном уровне, а также текущая координация деятельности молодежных объединений и военно-патриотических клубов. В Колыванском районе военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения осуществляется при партнерском взаимодействии Управления образования района с Управлением культуры, спорта и молодежной политики. Осуществляется тесное взаимодействие с ГУФСИН России по Новосибирской области, с 124-й десантной штурмовой бригадой, с Региональным Центром допризывной подготовки, с Региональной общероссийской общественной патриотической организацией «Военно-спортивный союз М. Т. Калашникова» и другими подобными структурами. Ярким примером длительного партнерского взаимодействия является реализация проекта «Фестиваль патриотического движения Колыванского района». Так, первые два фестиваля с большим успехом прошли в селе Вьюны Колыванского района. Третий — в селе Боярка. Первый Фестиваль в селе Вьюны был направлен на активизацию физической подготовки школьников, формирование у них военно-технических знаний, умений и навыков, воспитание дисциплины, воли, смелости и находчивости. Ставили мы и задачу воспитания позитивного отношения к воинской службе, уважения к защитникам Родины. В фестивале приняли участие команды всех образовательных организаций Колыванского района. После построения, рапорта, поднятия флага и приветственных слов почетных гостей фестиваля, состоялось возложение гирлянды и цветов к мемориалу односельчанам, не вернувшимся с Великой Отечественной войты, состоялась памятная минута молчания. Второй фестиваль был приурочен к открытию на фасаде Вьюнской школы мемориальной доски в честь её бывшего ученика — ветерана Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Дмитрия Николаевича Пичугина. Третий фестиваль ознаменовался открытием мемориального камня памяти героя Советского союза Полного Кавалера Ордена Славы Цуканова Алексея Алексеевича. Торжественная часть фестивалей всегда заканчивается у нас показательными выступлениями. В разные годы в рамках фестивальных мероприятий демонстрировали свое мастерство: бойцы отряда специального назначения. Предусмотрена и активность самих школьников. Подростки участвуют, например, в военизированной эстафете, соревнуются в спортивном ориентировании, скоростной стрельбе из пневматической винтовки, армреслинге, перетягивание каната и др.

В 2017 г. по инициативе нашего образовательного учреждения — ДДТ Колыванского района, было создано местное отделение Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия». В рамках II районного фестиваля патриотического движения прошел первый слет юнармейских отрядов. В данный момент юнармейское движение в Колыванском районе развивается, пополняя свои ряды лучшими воспитанниками военно-патриотических клубов. Ребята активно участвуют в мероприятиях, проводимых региональным отделением «Юнармия», вахте памяти, в фестивале «Сибирский огонь», акции «Свеча памяти» и других мероприятиях.

К настоящему времени более 130 подростков Колыванского района занимаются в пяти военно-патриотических клубах, два из которых работают на базе Дома детского творчества. При общих целях и задачах, направленных на укрепление физического и нравственного здоровья воспитанников, деятельностно-практического постижения духа социального служения, курсанты пяти этих объединений участвуют в исследовательской и краеведческой работе, причем каждый клуб имеет свою образовательно-воспитательную специфику. Обратимся к примерам.

Более 10 лет клуб «Сигнал 2» работает в тесном сотрудничестве с Межрегиональным центром боевого русского искусства «Русский щит». Подростки шаг за шагом осваивают русский рукопашный бой, народные песни и пляски, участвуют в православных и воинских праздниках (Святки, масленица, Красная горка). Курсанты клуба были неоднократными призерами Всероссийского турнира по рукопашному бою памяти князя Бориса Голицина, Всероссийского фестиваля традиционной воинской культуры «Где стоишь — там и поле Куликово». Воспитанники клуба «Сигнал 2» активно участвуют в жизни села. Ребята организовали шефство над ветеранами войны и труда. Основное направление военно-патриотического клуба «Вымпел» — это спортивный туризм. В условиях автономного существования в суровых природных условиях ребята проходят настоящую школу выживания. За прохождение спортивных маршрутов первой категории сложности (100 км) и второй категории сложности (140 км) в горах Кузнецкого Алатау 14 курсантов награждены нагрудным значком «Турист России» Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. Безусловно, этим сложным походам предшествуют тренировочные походы выходного дня, и многодневные походы по Колыванскому району. Подводя общие итоги, можем отметить, что многолетняя системно выстроенная работы по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения в Колыванском районе представляет собой целенаправленный процесс нравственного воспитания и подготовки подрастающего поколения к инициативному социально полезному труду. А стабильное партнерское взаимодействие с другими организациями способствует формированию устойчивой российской идентичности воспитанников, повышению их ответственности за социально-нравственный выбор, развитию разноплановых способностей в целях достижения долгосрочного жизненного успеха.