Моделирование индивидуальных воспитательных маршрутов в рамках задач реализации ФГОС основного общего образования

Номер: 

Вопрос индивидуализации обучения, воспитания и образования подрастающего поколения является актуальным в наше время. «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года» предусматривает «вариативность воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей» [1]. Именно поэтому «продвинутые» педагоги проявляют профессиональный интерес к проектированию индивидуальных воспитательных маршрутов как к средству реализации ФГОС ООО. Однако процесс проектирования удается далеко не каждому классному руководителю и поэтому многие нуждаются в научно-методических рекомендациях и соответствующих пособиях. 

В данной статье я хочу поделиться с коллегами опытом проектирования индивидуальных воспитательных маршрутов в единой образовательной среде нашей общеобразовательной школы и кратко прокомментировать собственную модель по данной   теме. (см.: Приложение 1)   

Проектирование воспитательной деятельности – это возможность сделать процесс воспитания обучающихся более последовательным, целостным и имеющим, благодаря научно-теоретическому знанию, надёжно гарантируемый воспитательный результат. Процесс проектирования воспитательных маршрутов я практически реализую одновременно с позиций средового, деятельностного и   акмеологического подходов, деятельность проектирования опирается в единой образовательной среде нашей школы на концепцию самовоспитания и саморазвития личности обучающихся. Общая технологичность воспитательного процесса обеспечивается принципом преемственности всех звеньев учебно-воспитательного процесса.

 

Виды маршрутов

Индивидуальный воспитательный маршрут (ИВМ) – моделирует индивидуальное развитие каждого ребенка в классе. Разрабатывается с целью педагогически разумной дифференциации процесса воспитания в классе и его своевременной, оперативной, ситуативно-тактической коррекции.

Воспитательный маршрут класса (ВМК) – моделирует ожидаемое развитие всего классного коллектива. Процесс, спрогнозированный на таком маршруте, четко определяет технологию, при выборе которой педагог предусматривает все возможные области развития в системе воспитания класса, что реально достигается за счет взаимодействия всех участников образовательного процесса. В ходе моделирования ВМК прогнозируется вклад каждой из взаимодействующих сторон. Считаю, что любой воспитательный проект может быть признан воспитательным маршрутом класса при условии активного участия в нем всех обучающихся класса.

В нашей школьной программе воспитания и социализации зафиксированы воспитательные ценности, цели и задачи воспитания, его примерное содержание, механизмы, формы и методы, подходы к оценке результативности воспитательного процесса.

Средовой подход (Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, Ю.С. Мануйлов, С.Т. Шацкий и др.) ориентирован на обеспечение развития положительных задатков личности через создание широких возможностей выбора содержания, видов деятельности, способов взаимодействия субъектов в организуемой культурно-образовательной среде; средовой подход ориентирован на  создание благоприятных условий для развития социально-полезных форм активности школьников; средовой подход необходим для полноценной творческой самореализации личности в процессе педагогически сознательного преобразования воспитательной микросреды образовательной организации, в которой реально осуществляется жизнедеятельность растущей личности. При этом системно- скоординированное  объединение процессов развития, обучения, воспитания и социализации личности, обеспечивая  переход учащихся в режим саморазвитие, активизирует становление субъектных характеристик личности в непрерывном взаимодействии со специально организованной средой.

Деятельностный подход (П.К.Анохин, А.Г. Асмолов, Н.А.Бернштейн, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, А.Г.Кузнецова, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий, Б.Г. Юдин и др.) позволяет рассматривать воспитательные маршруты как средство педагогического управления воспитанием личности школьника, осознающего цель, делающего выбор, совершающего определенные действия и несущего ответственность за достигнутый деятельностно-практический результат, конечно, только при условии наличия субъектной, активно-продуктивной жизненной установки обучающегося.

Акмеологический подход (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.) в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы (акмеология – раздел психологии развития, исследующий пути и закономерности достижения личностью высшей ступени индивидуального развития).  Основная задача акмеотехнологий – сформировать и закрепить в самосознании человека необходимость в самосознании, саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами и техниками самоактуализировать личностное и профессиональное «Я». К числу акмеологических можно отнести следующие технологии: игровые (дидактическая игра, технологии игромоделирования); технологии психоконсультирования; тренинговые технологии; технологии развивающего обучения; технология личностно-ориентированного обучения, метод проектов и др.

Концепция самовоспитания и саморазвития личности обучающегося (А.А. Ухтомский — Г.К. Селевко) является на сегодняшний день преемницей некогда очень  популярной концепции развивающего обучения и опирается на: а) преобразование процесса школьного воспитания в самовоспитание обучающегося; б) создание воспитательной среды, стимулирующей у личности потребности в самосовершенствовании; в) формирование социальной активности; г) формирование интегративного по своей природе качества самостоятельности личности - подготовки ребенка к социальной автономизации; д) обучение поведению в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции; е) подготовку учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению, к профориентации и др.

 

Базовые принципы проектирования воспитательных маршрутов

         Принцип создания воспитывающей среды. Средовой подход в образовании предполагает выстраивание системы действий со средой, направленных на превращение ее в средство комплексного воздействия на личность воспитанника. Условиями реализации этого принципа выступают: развитие детского самоуправления, включение в развитие личности возможностей информационной среды, активизация ценностно-смысловой сферы личности, создание в коллективе отношений "ответственной зависимости".

       Принцип личностного целеполагания. С точки зрения акмеологического подхода, принцип личностного целеполагания позволяет реализовать потенциальные задатки и способности, достичь вершин самореализации каждого обучающегося. Данный принцип объединяет функции смыслообразования (мотив) и саморегулятиции (направление и управление). При этом ключевой целевой ориентир формулируется самим ребенком.

        Принцип полисубъектности. Полисубъектность -  осознанная профессиональная ответственность всех педагогов как единой команды. Воспитательные маршруты требуют консолидации усилий педагогического коллектива и организации системно-комплексного развивающего воздействия как на классный коллектив в целом, так и на отдельную личность, в частности; принцип полисубъектности требует согласованности педагогических действий всех участников процесса воспитания, их активности, ответственности и мотивированности.

        Принцип технологичности. Технологичность – алгоритмизированный выбор средств, форм, методов и сроков реализации запланированных акций и мероприятий на основе системно-скоординированного анализа актуального уровня развития воспитанников.

       Принцип сопряженности и обусловленности. Данный принцип, на наш взгляд,  учитывает, прежде всего,  предыдущий опыт взаимодействия с классом: достижения, интересы, запросы, возможности, содержание воспитательной деятельности;

        Принцип долгосрочности. Процесс воспитания по самой своей природе является длительным и непрерывным.   Поэтому целесообразно разрабатывать воспитательные маршруты класса (ВМК) на весь период воспитания с обязательной ежегодной коррекцией, но не менее чем на два года: 1-4кл., 5-7кл, 8-9 кл., 10-11 кл. Индивидуальный воспитательный маршрут (ИВМ) продуктивнее спроектировать по полугодиям.

 

Алгоритм проектирования индивидуального воспитательного маршрута

Алгоритм проектирования индивидуального воспитательного маршрут на практике выглядит следующим образом:

  1. Анализ актуального уровня развития обучающегося. Предусматривает многостороннее изучение школьника в соответствии с социальным, нравственным и эстетическим его развитием, экологической культурой и  культурой здоровья, отношением  к процессу учения и труду. Результаты индивидуальной многосторонней диагностики позволяют классному руководителю более надёжно отслеживать общую динамику развития классного коллектива.
  2. Изучение личностного средового пространства. Предполагается системно-комплексная  интерпретация личности, которая зафиксирована в государственных нормативных документах термином «личностное пространство». Личностное пространство представляет собой сложное субъектное образование, выполняющее роль регулятора границ бытия, выступает показателем психологического благополучия человека, способствует вызреванию индивидуальности. Личностное пространство изменяется в течение онтогенетического развития человека и для каждого возрастного этапа характерно его особое содержательное наполнение, позволяющее расширять ценностно-смысловую сферу личности, что важно учитывать классному руководителю при разработке ИВМ.

        При изучении личностного средового пространства в ИВМ должны найти отражение следующие моменты: понимание обучающимся значения здоровья; адекватная оценка своего внешнего облика; удовлетворенность своими физическими данными; осознанное принятие значения духовных ценностей; понимание важности общения, значимости образования; высокая мотивация к учению; оперирование элементарными нравственными нормами; принятие ответственности за свое поведение и поступки. Гармонично сформированное личностное пространство позволяет, благодаря преимущественно внутренним ресурсам, достичь равновесия и точки зрения синтеза полярных свойств и качеств и на этой основе даёт возможность выстроить максимально позитивную картину бытия и реальности. Деформированное личностное пространство характеризуется нарушением границ индивидуального бытия, которое не позволяет человеку сохранять своеобразие личности, что проявляется в различного   рода девиациях социального поведения.

  1. Соотнесение индивидуальных потребностей обучающихся с внешними социокультурными и образовательными требованиями. На различных этапах реализации индивидуального воспитательного маршрута классному руководителю следует проводить рефлексию, являющуюся особого рода метаспособностью, без которой невозможно обеспечить полноценное развитие субъектности человека. Ученику предлагается скорректировать свое социальное поведение на основе осмысления и анализа собственных действий посредством личностно-ориентированного общения.
  2. Постановка цели (планируемый результат воспитания и социализации). Целеполагание в воспитательном маршруте осуществляется на основе единства целей: государства, родителей, обучающегося и школы, постановка целей, выступая в качестве главных ориентиров, тем не менее имеет временный характер, а значит требует систематической психолого-педагогической коррекции.
  3. Реализация поставленной цели. Реализация мероприятий воспитательного маршрута позволяет обучающемуся удовлетворить потребность в самовоспитании, самоутверждении и саморазвитии; классному руководителю даёт возможность повысить эффективность процесса воспитания в классе и проанализировать динамику достижения результатов.
  4. Мониторинг результатов воспитания и социализации. Педагогический мониторинг означает использование комплекса различных самостоятельных эмпирических методов, направленных на измерение и оценку эффективности воспитательного процесса. Основными элементами мониторинга в единой образовательной среде нашей школы являются: тестирование, анкетирование, интервью, беседа, психодиагностика, проективные методы, педагогическое моделирование, анализ педагогической деятельности (плана воспитательной работы и эффективности смоделированных маршрутов).

        В ФГОС основного общего образования особо выделен психолого-педагогический эксперимент как наиболее совершенный диагностический метод исследовании. Мы в настоящее время настойчиво работаем над освоением этого довольно непростого метода.  

     

Основные этапы проектирования индивидуального воспитательного маршрута

 

  1. Анализ реальных достижений обучающихся класса. По результатам выполненного анализа можно более точно сформулировать цели и задачи работы с классом, выявить наметившиеся приоритетные направления развития классного коллектива и провести корректирующие мероприятия в ВМК. Вариативность получаемых воспитательных  результатов позволяет классному руководителю  увидеть наиболее существенные пробелы в ИВМ. Всё это в первую очередь связано со значительными индивидуальными различиями учащихся, различным опытом их социального формирования, а также закрепившимся отношением к самовоспитанию.
  2. Анализ компонентов воспитательной среды (пространства) образовательной организации.  Воспитательная среда образовательной организации – развивающаяся целостность, структурные элементы которой используются всеми участниками образовательного процесса для освоения и трансляции базовых ценностей.

        В условия маршрутизации воспитательного процесса важно контролировать следующие структурные компоненты:

  • методический – практически реализует имеющуюся концепцию воспитания, предусматривает вариативность используемых воспитательных технологий в рамках реализации  воспитательного маршрута класса, ориентирован на последовательность и целесообразность подбора методов, приёмов, форм и средств обучения в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования;
  • дидактический – означает подбор эффективного учебно-дидактического инструментария (инструментальный компонент);
  • коммуникативно-организационный – обеспечивает взаимопонимание и удовлетворенность состоявшимся взаимодействием всех участников воспитательного процесса, задает   преобладающее позитивное настроение, налаживает участие всех субъектов в конструировании и оптимизации образовательных отношений;
  • психологический – выстраивает межличностные взаимоотношения между учителем и детьми, между самими детьми (коммуникативный компонент); выстраивает отношения ребёнка к самому себе, к социуму, к отдельным его членам, учителям (компонент отношений); активизирует желание ребёнка сотрудничать с коллективом, сообща достигать единые цели, решать общие задачи; обеспечивает соотношение индивидуализации и социализации личности (компонент сотрудничества); обеспечивает уровень состоятельности в ходе предъявления каждым ребёнком своего мнения, отстаивания его, пробуждения своей инициативы (компонент самопрезентации и самореализации личности, иными словами, субъектный компонент); констатирует наличие или отсутствие ощущения поддержки каждого конкретного индивидуума в среде (компонент комфорта); выявляет индивидуально-психологические особенности субъектов среды (у педагогов, детей и их родителей);
  • предметный - содержит в себе перечень применяющегося для организации учебно-воспитательной среды (включённого в среду) оборудования;
  • компонент интеграции разнообразных видов деятельности – наличие творческих объединений, инициативных групп;
  • социальный; здесь педагог и обучающийся выступают как единый полисубъект совместного развития. Важно обеспечить наличие между учителем и учениками отношений сотрудничества, а также обеспечить коллективно-распределенной характер учебной деятельности, насыщение жизни детей и взрослых в школе творчески ориентированной коммуникацией;
  • пространственный; это, в сущности, педагогически организованное жизненное пространство школы и прилегающих к школе центров дополнительного образования;
  • ценностный – символическое, эмоционально насыщенное пространство школы, класса и наличие в нем устоявшихся культурно-воспитательных традиций.
  1. Консолидация усилий всех участников целостного образовательного процесса посредством взаимодействия.  Процесс консолидации производимых педагогических усилий в школе сегодня крайне необходим, так как позволяет выработать единые методико-технологические модели, принципы и подходы в воспитании. Классный руководитель при этом должен обязательно занимать позицию руководителя-координатора, фактически обеспечивающего и поддерживающего непрерывное заинтересованное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.  

 

Достоинства маршрутизации процесса воспитания

На основе выполненного нами анализа теоретических и эмпирических информационных источников можно указать на  следующие очевидные достоинства маршрутизации воспитательного процесса в единой образовательной среде типичной средней общеобразовательной школы, каковой является наша образовательная организация:

  • процесс воспитания становится  более целостным;
  • удается зафиксировать как внутренние, так и внешние источники движения, шаг за шагом меняющиеся запросы участников образовательного процесса, а значит своевременно включить в работу различные факторы воспитывающей среды;
  • помогает в  выявлении потенциальных возможностей развития обучающихся и конструктивной интеграции соответствующих способов воспитания;
  • активизирует появления новых методических способов и приёмов использования ранее уже применяемых способов и технологий.

 

Литература

1. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2015 г. № 996-р

Дополнительные файлы: