Живительная сила улыбки. Прикладное педагогическое исследование

Нравственное воспитание будет не полным, если не использовать в этом процессе такой позитивный фактор, как улыбка [1]. О том, какую созидательную роль она может играть в деле выстраивания межличностных отношений можно узнать, прочитав совсем маленькую книжечку Ш. А. Амонашвили «Улыбка моя, где ты?». «Улыбка есть особая духовная сила, — пишет Шалва Александрович, — которая проходит через сердце и проявляется внешне как выражение лица, излучающее внутренний свет и тепло. Улыбками выявляются, передаются и посылаются другим наши отношения, чувства, мысли. И так как истинная Улыбка идет только от доброго сердца, то все, что ею выражается, служит поддержке, поощрению, вдохновению, успокоению тех, к кому она обращена» [2, с.].

В обыденной жизни редко кто задумывается об улыбке. Как правило, она служит проявлением хорошего настроения и ни к чему не обязывает. Однако нельзя не отметить и некоторую притягательную силу улыбки, подтверждающую предрасположенность к общению, сотрудничеству, компромиссу, негласное выражение поддержки, симпатии, а в крайних случаях и прощения, и понимания, и примирения.

«Улыбка в моем доме». На такую тему мы предложили учащимся 6-х и 10-х классов написать сочинение в рамках декады нравственности, и не пожалели. Во-первых, узнали много интересного из жизни детей, их семей. Во-вторых, увидели детскую оценку этому социальному феномену. В-третьих, побудили учащихся к размышлению по данному вопросу. В-четвертых, определили, что у детей, которые не испытывают проблем с учебой и поведением, родители улыбаются чаще, и, наоборот, редко дарят свои улыбки родители детей, испытывающие затруднения в учебе или имеющих нестабильное поведение. Это обстоятельство, кстати говоря, огорчило не только нас. Дети, с одной стороны, понимают, что являются источником плохого настроения родителей, а с другой — находясь в сложном положении, рассчитывают на их поддержку, взаимопонимание и помощь. И именно к таким детям целесообразно более щадящее, гуманное отношение. При таком взаимоотношении наносится огромный вред духовности формирующейся личности, моральные устои становятся гипертрофированными, авторитет родителей заметно падает. В-пятых, все наши учащиеся-респонденты трепетно относятся к улыбке, считают ее высшим проявлением добра, человечности, счастья, благополучия. В-шестых, группа девятиклассников назвала улыбку средством выражения и проявления толерантности.

В целом, нашему вниманию было предложено 49 сочинений, а точнее, размышлений детей по этому психологически очень важному вопросу, наиболее интересными и искренними фрагментами являются, на наш взгляд, следующие:

  • «Недавно вернулся мой брат из армии, и с его приходом изменилась жизнь в доме. Все стали веселее и радостнее. Улыбки не сходили с лиц. так как он рядом с нами и волноваться за него не надо».
  • «Особенно улыбка нужна, когда рядом человек, которому очень плохо».
  • «Когда я прихожу из школы домой, то вижу, что все рады моему возвращению. Улыбается мама, улыбается бабушка, кажется, что улыбается даже кот, сидя на заборе. От того, что все рады моему приходу, хорошо становится и мне».
  • «Папа меня очень сильно любил. Понимал меня, всегда мог помочь в трудную минуту. Но случилось так, что он не дожил до моих четырнадцати лет. Вот уже прошло полтора года. Конечно, мы с мамой тоскуем, но не падаем духом. Жизнь продолжается. А та улыбка, которая была раньше, вместе с папой, не исчезнет никогда. Мы любим и будем любить друг друга всегда, что бы не случилось».
  • «В моем доме не всегда царит уют и теплота. Конечно, жить без ссор хорошо, но сейчас у всех детей самый такой противный возраст, что без ругани никак. Особенно плохо, если ты не очень хорошо учишься».
  • «Улыбка — это ведь так просто. Ее легко вызвать на лице человека, но и также легко можно потерять. Ведь совсем немного нужно, чтобы спугнуть счастье, радость. И тогда все валится из рук. У тебя в школе все плохо, родители тоже работать не могут. Так зачем же терять эти прекрасные мгновенья, когда все хорошо, все улыбаются? Улыбаются не потому, что им кто-то рассказал шутку, а потому, что легко на сердце, потому, что хочется, просто хочется улыбаться».
  • «Улыбка помогает людям решать проблемы. От нее становится легче на душе. Она как свет в кромешной тьме. Иногда улыбка помогает найти выход из почти непоправимых ситуаций».
  • «Когда мы с мамой ссоримся, улыбка помогает нам помириться. Нужно только посмотреть друг другу в глаза и ... улыбнуться»

Заметьте, ведь каждое из приведенных рассуждений об улыбке по-своему глубоко и содержательно, каждое, по сути дела, как бы подсказывает, о чем следует подумать взрослым — педагогам и родителям. Может, следует изменить стиль общения? А может и само отношение к ребенку? Его проблемам?

Главное же здесь то, что данный, весьма простой метод педагогической диагностики, позволяет родителям, как минимум, на какое-то мгновение увидеть вдруг мир глазами своих детей.

Учащимся 10-го мы предложили написать сочинение на тему: «Улыбка в моей жизни». Откликнулись 17 человек. В представленных работах прослеживается ряд аспектов, характеризующих улыбку как средство выражения хорошего настроения, знакомства, поддержки, как особого рода инструмент, укрепляющий дружеские отношения, общение. Улыбка оценивается как неотъемлемая часть жизни, радость жизни, жизненная потребность.

В двух работах приводится понятие «улыбка», взятое из толкового словаря С. И. Ожегова; «Мимическое движение лица, губ, глаз, показывающее расположение к смеху, выражающее привет, удовольствие или насмешку и другие чувства» [3, с. 832]. Однако их авторы считают, что такое толкование слова неполное и его следует дополнить такими аспектами, как стимул настроения, средство знакомства, поддержания духа, стабилизации внутреннего состояния.

Хочется привести фрагменты из двух других сочинений. В одном случае — похвалить автора за интересные размышления, во втором — посопереживать ему. Итак, первый поведал нам следующее:

«В нашем подростковом возрасте мы улыбаемся часто, веселимся, наслаждаемся жизнью, которая легка и беззаботна. Улыбаясь на улице, мы даем заряд энергии, частичку счастья прохожим. Некоторым этого не хватает, не у всех же в жизни все хорошо. Хочется подарить улыбку детям, которые это почти не знают, — это дети из детских домов и приютов. Я рад, что Бог или кто-то другой дал мне хорошую жизнь. Самое главное — прожить эту жизнь достойно и с пользой для себя и для общества. Надо улыбаться чаще и жизнь будет ярче!

Но бывает улыбка не только несущая доброту и любовь, а улыбка-ухмылка, высокомерная «голливудовская улыбка». Ох, как это бесит и возмущает!»

Во втором случае все сложнее. Говоря много хорошего, важного, интересного об улыбке, автор вкрапляет свою боль и переживание за «дефицит» улыбки в его доме:

«Улыбка важна в те моменты, когда человеку плохо и его нужно поддержать в трудную минуту. В моей семье поддержка друг друга происходит очень редко. В основном у нас негатив из-за того, что у некоторых плохое настроение, особенно в конце дня».

Улыбка, по мнению десятиклассников, много значит в кругу друзей. Они утверждают, что практически не общаются с друзьями без улыбки. Вот некоторые из их высказываний:

  • «Улыбка — это спутник дружбы и фактор поддержания дружеских отношений».
  • «Улыбка — это жест, который показывает состояние, настроение человека. Если человек улыбается, значит, он живет, а жизнь — это улыбка, даже если из глаз текут слезы».
  • «Без улыбки жизнь становится скучной и монотонной, а ведь она и так сложная и необъяснимая».
  • «С улыбкой хоть будут моменты, которые ты вспомнишь и поймешь, что жизнь не такая уж и плохая».
  • «Чаще улыбайтесь, и вы увидите изменения в своей жизни, в обществе и в семье».

Вместе с небольшой инициативной группой наших десятиклассников, мы составили итоговую таблицу, взяв за основу материалы написанных сочинений-размышлений. Получилась у нас следующая матричная модель:

Как видим, у учащихся многогранная оценка улыбки и разнообразны ассоциации, связанные с ней. Живительная сила улыбки особенно нужна детям всех возрастов как источник вдохновения, создания поддержки, понимания и принятия их такими, какие они есть; поэтому всем, кто прямо или опосредованно соприкасается с ними, надо понимать, что улыбка, как солнечный лучик, согреет душу ребенка, а может даже вдохнет в нее жизненную силу и энергию. Молодая поросль отзывчива на тепло и благоприятные условия, которые могут быть созданы старшими во имя будущего.

Несомненно, что первыми, с кем мы хотели бы поделиться этой информацией, были родители и педагоги, поэтому в тематику родительского лектория мы включили три наиболее актуальные и взаимосвязанные темы: «Улыбка в вашем доме», «Толерантность — основа межличностных взаимоотношений в семье», «Духовная безопасность ребенка».

Для нас очень важно донести до всех заинтересованных эти размышления детей. Улыбайтесь чаще, несите радость свои детям и окружающим вас людям! Помните, что у улыбки особая живительная сила — сила жизни!

       

Литература

1. Плешкова И.А. Улыбка как основа межличностных отношений // Система оценивания качества образования в условиях его модернизации: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, в 3 ч. — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2007. — Ч.3, — С. 26–32.

2. Амонашвили Ш.А. Улыбка моя, где ты? — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2003, 32 с.

3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 1999.  944 с.