Реализуем на практике "Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых"

Начало нового учебного года ставит перед педагогом задачи приведения содержания педагогической деятельности в соответствие с требованиями нормативно-правовых документов. Коллективом кафедры педагогики и психологии Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в рамках курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Педагогическое образование» (2017–2018 гг.) была актуализирована работа по изучению и внедрению профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых (см. «Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области» № 3 — 2016 г. Л. И. Боровиков «Проверь себя. Вопросы для самопроверки стартовой готовности педагога (руководителя детского творческого объединения) к освоению Профессионального стандарта дополнительного образования»). В рамках выполнения самостоятельных работ слушателям курсов предлагалось на выбор ответить на один из вопросов. Сегодня представляем читателям некоторые ответы, по мнению редакции, наиболее актуальные для обобщения и презентации опыта педагогической деятельности.

Вопрос: Как можно мотивировать учащихся к активному освоению ими ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды?
В шахматном Центре «Маэстро» мы работаем преимущественно с младшими школьниками (дети 1-4 класса, 7-10 лет) по дополнительной общеразвивающей программе «Обучение детей младшего школьного возраста шахматам» (курс обучения рассчитан на два года).
Педагогический опыт работы с этой возрастной группой позволил сделать вывод, что для продуктивных занятий шахматами прежде всего необходима:
1. Внутренняя мотивация. То есть, у ребенка, при первом знакомстве с правилами игры (это может произойти по-разному: наблюдая за игрой сверстников или старших ребят или великих шахматистов, дедушки или тренера) должно произойти какое-то очарование, желание разгадать тайны этой игры. Если этого нет, то всевозможные ухищрения в виде призов, разрядов, грамот, и т.д. долговременного эффекта не дадут. Здесь тренеру важно как можно быстрее выявить увлеченных детей. Но и самый сильный огонь потухнет, если своевременно не подкладывать дрова. Поэтому необходима внешняя мотивация, тут можно выделить несколько направлений работы педагога.
2. Проведение сильных турниров. Человеку очень важно постоянно видеть, что он не одинок в своих стремлениях, что есть еще такие же "чудики". В этом плане не обойтись без крупных соревнований, где столь интересно сочетаются спортивная борьба и творческое общение.
3. Нужно водить юного таланта на турниры мастеров и гроссмейстеров, приглашать их с сеансами одновременной игры (по возможности).
4. Небольшие поощрительные призы за успешные действия.
5. Создание шахматной среды — в шахматном центре много книг, задач, оформлен стенд с достижениями учеников и тренеров, на стенах висят портреты чемпионов мира, важные правила, например "взялся — ходи", веселые плакаты, например, "Никогда не сдавайся!"
6. Сам педагог должен уделять изучению шахмат львиную долю своего свободного времени. Как говорится, "не воспитывай детей, воспитывай себя". Дети будут в первую очередь копировать твои действия, потом уже следовать советам.
Мы уделяем столь большое внимание именно работе с юными талантами, потому если из этих юных вырастить сильных спортсменов, то это уже само становится условием увеличения массовости увлечения шахматами и присутствия детей в центре.

Бочаров Иван Иванович, педагог дополнительного образования
Синельников Николай Иванович, педагог дополнительного образования,
МБУДО «Детско-юношеский шахматный центр «Маэстро»

Вопрос: Как можно мотивировать учащихся к активному освоению ими ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды?
В дополнительном образовании мотивация детей начинается с рекламы. Вначале на доске объявлений развешивается краткая информация о виде деятельности, затем раздаются пригласительные и заявления. На основании заявлений родителей комплектуются учебные группы. На вводном занятии в краткой форме дети знакомятся со спецификой учебной деятельности.
На занятиях по шахматам дети знакомятся с достижениями других спортсменов: они видят на стенде кубки, дипломы, грамоты, фотографии выдающихся шахматистов и турнирные таблицы, на стене магнитною доску, а на столах шахматную доску и фигуры.
Мотивация учащихся носит многогранный характер: лидеры становятся капитанами команд во время соревнований, а сильнейшие шахматисты назначаются инструкторами по проверке учебных заданий. Мотивация на занятиях может иметь групповой оттенок, когда фиксируются и поощряется результат как в смешанной группе, так и возрастной. У меня девять учебных групп, между которыми идет очное и заочное соперничество, за правильные ответы дети получают баллы. При очном соперничестве между группами учет идет по трем возрастным группам: младшая группа: ДОУ и первые классы; средняя группа: 2-3 классы; старшая группа: 4-8 классы. Победители получают дипломы, грамоты и сладкие призы.
Фиксация учета знаний для учащихся отражается в 3-х плоскостях:
1-я плоскость: Конкурс с вопросами (они исходят из программы);
2-я плоскость: Конкурс решение учебных позиций задач и этюдов;
3- плоскость: Классификационные турниры.
Большой интерес у детей вызывает итоговая таблица, в которой на первом плане — квалификация, умение решать учебные позиции и знания. Возраст участников в данном случае не учитывается.
Необходимо отметить еще один педагогический метод — взаимосвязь игры в шахматы с окружающей жизнью. Отсутствие связи между учебной деятельностью и окружающим миром обедняет учащихся. Для того чтобы устранить этот пробел я провожу экскурсию — вывожу детей на природу и предлагаю детям найти аналогию между природой и шахматами.
Первый случай: что напоминают восход и заход солнца (Правильный ответ: дебют и эндшпиль). Второй случай: что напоминают деревья и кустарники (Правильный ответ: расчет вариантов). Третий случай: о чем напоминает гладь воды (Правильный ответ: шахматную позицию).
Главное, что на уроках по шахматам необходимо учитывать интересы детей, а также доступность и последовательность в подаче учебного материала на каждом этапе учебного процесса.

Удалев Александр Алексеевич,
педагог дополнительного образования,
МБУДО «Детско-юношеский шахматный центр «Маэстро»

Вопрос: Презентация дополнительной общеобразовательной программы. На какие методико-психологические принципы педагогу здесь следует ориентироваться? Можете ли вы привести ряд показательных для такого случая приемов?

Программа, которую мы представляем, была разработана педагогическим коллективом ДЮШЦ «Маэстро» и называется «Обучение детей младшего школьного возраста игре в шахматы».
В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что ребенок в простой и доходчивой форме, через разнообразные доступные методы и приемы работы (чтение сказок, рассказов, стихов, беседы, рассматривание рисунков, диаграммы, подвижные шахматные игры, игры-задания, экскурсии, просмотр видеофильмов с шахматными фрагментами, игры-эстафеты, викторины, сюжетно-ролевые игры, соревнования, шахматные олимпиады) развивает личностные качества: получает знания, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах, анализирует, становится собраннее, самокритичнее, обогащаются мыслительные процессы.
Цель программы: Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
1. обучающие
- развитие познавательного интереса к шахматам;
- приобретение основ знаний, умений и навыков игры шахматы;
2. развивающие
- развитие способности действовать «в уме» (развитие памяти, внимания, мышления, воображения);
- развитие общеучебных умений и навыков.
3. воспитательные
-
формирование коммуникативных качеств: умение общаться, доброжелательность;
- формирование волевых качеств: решительность, самостоятельность, настойчивость;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Программа адресована детям младшего школьного возраста 7-9 лет, т. к. это наиболее благоприятный период для развития ребенка.
Количество детей на занятии 6-15 человек (звено–группа).
 Срок реализации программы: 2 года.
Количество часов: 1 год обучения — 108 и 144 часа, 2 год обучения — 180 часов.
Психологическая готовность и уровень готовности учащихся к освоению образовательной программы определяются по результатам собеседования при наборе.
 В своей практике мы используем следующие технологии обучения: технология личностного-ориентированного обучения, проблемного обучения, игровые технологии.
Методика проведения занятий выстроена таким образом, чтобы дети не только учились играть в шахматы, но и развивали свои способности: действовать «в уме»; планировать свою деятельность; работать самостоятельно; осмысливать свою деятельность; концентрировать и распределять внимание; тренировать память.
В процессе обучения задействован широкий спектр приемов обучения, в который входят:
- словесный (беседа, рассказ);
- наглядный (демонстрация учебных примеров);
- практический (конкурсы решения задач, этюдов, разыгрывание тематических позиций и т.д.);
- проблемный (постановка проблемы в процессе исследования информации);
- частично-поисковый, исследовательский метод (разработка новых вариантов в дебютном репертуаре, анализ принципиальных с точки зрения теории позиций и т.д.).
В зависимости от целей и задач конкретного занятия применяем групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, участие в турнирах выходного дня, проходящих еженедельно в ДЮШЦ «Маэстро», соревнованиях, матчевых встречах, самостоятельной форме обучения.
Занятия по шахматам мы начинаем с объяснения нового материала, используя демонстрационную шахматную доску, затем закрепляем его практическими примерами (решение диаграмм и задач), а в оставшееся время проводим тематические игры, организуем самостоятельное решение задач. Очень важно, что во время тематических игр или решения задач появляется время для индивидуальной работы с обучающимися по вопросам воспитания и обучения (разбор партий, беседы).
В своей работе следуем дидактическим принципам: от простого к сложному, внося элемент занимательности и новизны, последовательно даем такие задания, с которыми справляется учащийся, тем самым формируя ситуацию успеха.
Переходя от простого к более сложному материалу на занятиях, мы даем детям проблемные задачи, которые требуют от них не только решения, но и умения объяснить ход своих мыслей. При помощи таких заданий они учатся логически мыслить, последовательно находить решения, а также приобретают навыки грамотно строить свою речь. Такие навыки и умения помогут детям быстрее адаптироваться и в будущем повысить успеваемость в школе.
На начальном этапе обучения важно вызвать интерес к игре в шахматы.
Пробудить интерес помогают практические занятия с применением магнитной доски, на которой каждый обучающийся имеет возможность наглядно решать шахматные задачи. Занятия с применением магнитной доски развивают наглядно-образное, пространственное мышление, что является важным для обучения детей в школе.
Для эффективной организации учебно-тренировочного процесса подбираем пары детей, играющих одинаково, чтобы не было разочарований и ребята не утратили интерес к шахматам.
В младшем школьном возрасте ведущая деятельность игровая, поэтому процесс обучения построен преимущественно в игровой форме. Вместе с учащимися на занятиях делаем наглядные пособия из цветной бумаги и картона, это помогает детям запомнить названия фигур, их ходы, видеть горизонтали и вертикали шахматной доски. Рисуем фигуры, сочиняем с ребятами про них стихи и рассказы. В нашей работе отсутствует принудительный момент, дети не замечают, что их учат. Оказываем помощь в игре тактично, воспитываем у ребят привычку к преодолению трудностей. Целостному представлению о шахматах и освоению основ шахматной игры способствуют различные соревнования, конкурсы и экскурсии.
Программа ДЮШЦ «Маэстро» предусматривает обязательное участие детей в квалификационных турнирах во время осенних, зимних и весенних каникул. Именно здесь, на соревнованиях, учащиеся начинают понимать, что успешное продвижение по квалификационной лестнице немыслимо без сознательной активной мыслительной работы. Они начинают оценивать и применять полученные знания, умения и навыки на практике в жесткой турнирной борьбе.
Обязательным условием в процессе обучения является психологическая подготовка и анализ сыгранных шахматных партий.
В начале года мы знакомим учащихся с ежегодным спортивным календарем соревнований, в которых им предстоит участвовать. Изучаем шахматные партии ведущих гроссмейстеров и мастеров. Мотивируем ребят на победы, рассказывая о победах прошлого года, показываем дипломы, кубки, грамоты. Получение заветной награды, возможность побывать на пьедестале почета пробуждает стремление быть первыми, мотивируя детей участвовать в соревнованиях и побеждать.
Большое внимание уделяем психологической подготовке шахматиста к соревнованиям. Мы объясняем детям, что процесс игры должен доставлять удовольствие, а поражение нужно воспринимать как урок, который дает возможность развиваться. Если он вдруг проиграет или ему не удастся легко и просто добиться своих целей, то не нужно волноваться и опускать руки. Испытывая волнение и страх, шахматист показывает уровень игры ниже своих возможностей. На протяжении всего тренировочного процесса обучаем детей упорно защищаться, ведь даже, если позиция проиграна, соперник может дрогнуть. Излишняя самоуверенность и бравада также не самое лучшее состояние для выступления на турнирах. В таких моментах мы учим ребят не расслабляться в выигранных позициях, иначе можно проиграть и ее. Это основные моменты психологии за доской.
Перед началом каждого тура соревнования мы настраиваем на игру своих подопечных и обсуждаем с ними ход борьбы. Подробный анализ шахматной партии проводим с детьми после каждого соревнования. Результаты турниров и подробный анализ сыгранных партий наглядно показывают успехи юных шахматистов и их недостатки в усвоении отдельных тем. Комплексный подход подготовки шахматистов к соревнованиям, включающий в себя психологическую помощь и разбор партий, устранение пробелов в знаниях уже дает свои результаты.
Для оценки образовательных результатов проводим входную, промежуточную и итоговую диагностику. Такая диагностика помогает выявить недостатки в формировании знаний, умении и навыков, своевременно спланировать коррекционную работу, выявить динамику развития учащихся.
Таким образом, программа позволяет:
- обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, снизить уровень стресса;
- массово приобщить к игре в шахматы детей, начиная с раннего возраста;
- посредством игры способствовать умственному и духовному развитию детей;
-своевременно выявить талантливых детей, предоставить возможности для раскрытия их творческого потенциала;
- приобщить детей к здоровому образу жизни и массовому спорту.

Павлова Екатерина Игоревна, педагог дополнительного образования,
Павлов Игорь Геннадьевич, педагог дополнительного образования,
МБУДО г. Бердска «Детско-юношеский шахматный центр «Маэстро»