Воспитательный потенциал познавательной игры с элементами исследовательской деятельности. Квест-игра «Маршрутами военных походов А. В. Суворова»

Номер: 

Информатизация системы образования предъявляет все новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества. В наш информационно-технически развитый век современных детей все сложнее чем-либо удивить. И педагог вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, и как требует ФГОС — новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности.

Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, является игра. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания окружающего мира, оценивания своих возможностей и саморазвития. А содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра — эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Одной из новых форм широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест-технологию, которая предлагает те условия, где дети могут изменить формы поведения и деятельности во взаимодействии, и с интересом и увлеченностью решать поставленные задачи.

Познавательная игра с элементами исследовательской деятельности, является отличной возможностью для педагога, чтобы увлекательно и оригинально организовать любое учебное-воспитательное мероприятие.
Квест — это игра, в котором игрокам необходимо искать различные предметы и находить им применение, решать головоломки и т.д. Квест — это командная игра, где вклад каждого игрока команды ценен и важен. Идея игры проста — команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

В 31 взводе Кызылского президентского кадетского училища накануне 290-летия со дня рождения великого русского полководца Александра Васильевича Суворова проводилась историческая квест-игра «Маршрутами военных походов А. В. Суворова», во время которой кадеты состязались в знании героических событий российской военной истории, легендарных страницах военной биографии Александра Суворова.

Ребята собрали интересные материалы о Суворове, о его походах, о военной форме солдат и офицеров второй половины XVIII века. Кроме того, для того, чтобы узнать и прочувствовать всю сложность и трудность преодоления горного перевала, ведения боя в горной местности, кадеты организовали поход-восхождение в гору «Трезубец», экскурсию в «Красные пещеры», вблизи села Суг-Бажи, Каа-Хемского района Республики Тыва. «Красные пещеры» расположены 25 километров выше города Кызыла по реке Каа-Хем, на ее правом берегу, в карстовом районе Ондумский. Пещеры начинаются крупным залом с двойным входом, расположенный на отвесной скале. Общая протяженность гротов составляет 140 метров. Далее идут узкие проходы с отдельными расширениями. В дальнем конце пещеры скопления вязкой красной глины, от которой она и получила свое название «Красные пещеры». Глина считается целебной и употребляется местными жителями, посещающими аржаан (в переводе — источник) «Чурек-Доргун», расположенный неподалеку.

Кадеты готовились к походу и физически, и морально. И каждый из них покорил вершину и прошел весь маршрут от начала до конца. «Поход-восхождение в гору помог нам, во-первых, почувствовать на себе ту физическую тяжесть преодоления горных препятствий. Во-вторых, воссоздать в мыслях подлинную историческую атмосферу перехода через Альпы армии Суворова 1799 года» — отметили кадеты.

«Два воинских искусства. Первое — глазомер, как в лагерь стать, как идти, где атаковать, гнать и бить. Второе — быстрота», учил великий тактик Суворов. Следуя примеру полководца, кадеты на себе испытали важность умения принимать правильное решение в каждом отдельном случае, думать, тренировать свой ум, действовать смело, быстро и сообща в команде.

На первом этапе игры «Меткое слово. Генералы, вперед!» кадеты соревновались в меткости. Лучшими в игре стали команда «Наука побеждать!» (капитан команды Ооржак Темир). Лидер команды «Непобедимые» Ондар Алдын-Белек своими блестящими знаниями о великих походах А.Суворова вывел свою команду на 2 место.

На заключительном этапе квеста участники игры представили свои мини-проекты «Маршрутами военных походов А.В.Суворова», делились своими впечатлениями и собрали фото - видео материалы для участия в конкурсе проектных и творческих работ среди обучающихся довузовских образовательных организаций Министерства обороны России «Заветам Суворова верны».

В ходе квест-игры каждый из участников смог продемонстрировать свою компетентность в знании истории и биографии великого полководца.

Такие мероприятия формируют у кадет правильное отношение к героическому прошлому своей страны, способствуют развитию интереса к изучению военной истории России и ее героев.