«Вечный двигатель» неравнодушных сердец

Номер: 

Лучший педагогический работник Новосибирской области трудится в Центре детского творчества Советского района! Это педагог дополнительного образования Мария Владимировна Меледина, руководитель Медиашколы «CАМиGo», главный редактор газеты для школьников Советского района «Вечный двигатель».
Медиашкола является партнером Всероссийского конкурса «Больше изданий хороших и разных» в создании литературно-художественных проектов «Классика рядом» и «Люди и элементы».

Коллектив детской редакции принял участие во Всероссийском фестивале молодежной журналистики «Time Code», завоевал Дипломы финалиста в номинации «Лучшая молодежная газета» (Школьная Лига) и «Лучший авторский материал» (Екатеринбург), во Всероссийском конкурсе школьной прессы «Больше изданий хороших и разных», где «Вечный двигатель» был удостоен Диплома лауреата лиги начинающих, (Москва). Ребята — финалисты Всероссийского конкурса студенческих и школьных журналистских материалов «Аргонавты», обладатели специального диплома Международного фестиваля экранной культуры «Человеческое кино», диплома лауреата областного конкурса по профилактике экстремизма «Культура добрососедства», победители открытого областного конкурса любительских видеоматериалов в сфере гражданско-патриотического воспитания «ОБЪЕКТИВная Сибирь», 2 областного творческого конкурса видеосюжетов «Пишу историю города» и других.

Премия Лучший педагогический работник для нашего педагога — замечательный подарок к 55-летнему юбилею Центра детского творчества.
Мы поздравляем Марию Владимировну и ее воспитанников с этой замечательной победой, высоким званием и желаем еще больших творческих достижений, новых ярких впечатлений и поводов для создания журналистских шедевров!

Меледина Мария Владимировна — педагог дополнительного образования уже 12 лет. Родилась и живет в новосибирском Академгородке, где закончила гуманитарный факультет НГУ. После рождения старшей дочери учебу в аспирантуре пришлось оставить, зато появилась новая интересная работа — в Центре детского творчества Советского района, куда она попала сначала как мама, а затем осталась, как педагог.

Проработав с дошколятами 2 года, получила предложение возглавить газету «Вечный двигатель». На тот момент «Вечный двигатель» был небольшой черно-белой газетой, рассказывающей, в основном, о деятельности ЦДТ. Корреспондентами газеты работали взрослые. В то же время Мария Владимировна объявила набор в Школу юных журналистов. Вот на этих ребят она и возлагала большие надежды. Как показало время, надежды оправдались: газета преобразилась, стала по-настоящему детской, рассказывающей о том, что интересует и волнует самих подростков на их языке. Благодаря тому, что педагог с юнкорами постоянно участвует в самых интересных городских и районных мероприятиях — выставках, пресс-конференциях, экскурсиях, мастер-классах — газета получается содержательной и очень разносторонней. Да, Академгородок очень удален от центра Новосибирска, который богат такими мероприятиями, но ни плохая погода, ни расстояние, ни загруженность в школе не мешают им достойно представлять свой район и свою редакцию. Газету в городе теперь хорошо знают, ждут новых выпусков и приглашают на все интересные встречи. В 2017 году, осознав назревшую потребность ребят не только писать, но и снимать видео и фоторепортажи, М. В. Меледина с коллегами учредили медиашколу «САМиGo», которой руководит по сегодняшний день. Ребята всего за 2 года освоили и продемонстрировали высокий уровень профессиональных навыков, которые заметили и приглашают пресс-центр для освещения самых статусных молодежных событий города, таких как региональный патриотический форум «Эстафета поколений» или первый образовательный форум для детей «Настоящее будущее».

С 2017 года вышли на новый, Всероссийский уровень, став лауреатами конкурсов сначала в Екатеринбурге, куда ездили в октябре, а затем в Москве, где Марии Владимировне довелось поработать шеф-тьютором большой междугородней сборной юных журналистов на Днях детской прессы в течение 8 дней, а ребятам получить уникальный опыт и навыки работы на ММСО 2017. Ездила редакция туда за свой счет, со своим «домашним» оборудованием, но это не помешало им очень достойно выступить в командном соревновании и получить самые позитивные впечатления от деловой и досуговой программы. Сегодня оба эти конкурса стали для команды «ВД» уже традиционными, позволив детям пообщаться вживую с Ю. Дудем, А. Максимовым, побывать в Сколково и других интересных местах. Кроме того уже 2 года они участвуют во Всероссийском студенческом медиафоруме «Спектр», где являются единственной школьной группой, проходящей профильное обучение в студенческой среде.

В детском объединении занимаются, в основном, подростки, для которых медиашкола и редакция стали почти клубом: ребята не хотят расставаться даже во время каникул, для них это место, куда хочется приходить, где хорошо думается и пишется, как они сами говорят. Здесь действуют несколько правил, главные из которых «все могут ошибаться», «критикуешь — предлагай», взаимоуважение во всем, свобода слова на любую, даже самую щекотливую тему. Многие ребята из неблагополучных семей: поначалу они привычно настороженно относятся к новой ребячьей компании. Но буквально за пару месяцев вливаются в коллектив, где человеческие качества, эрудиция и интерес к жизни значат больше, чем материальный достаток или уровень успеваемости в школе.

Мария Владимировна с детства не может жить без книг и активно пропагандирует любовь к чтению среди ребят. Любит пешие прогулки и путешествия — и вот, даже итоговое занятие отмечается уже традиционным походом, а междугородние поездки только начинаются. Она любит музыку, и дети, приходя на ее страницу в соцсети, слушают любимые композиции педагога, а взамен оставляют свои. Она высоко ценит умное чувство юмора, и на занятиях всегда весело и шумно с одной оговоркой: смеяться над другим запрещено. Она считает, что каждому человеку нужен другой человек — все мы учимся слушать и слышать друг друга, даже если наши точки зрения расходятся в данном вопросе (в программу заложен раздел по психологическому практикуму).

На одном из тренингов ребята написали, что главные качества Марии Владимировны — это бесконечное терпение, веселость и внимание к каждому. Наверное, это лучшая оценка ее деятельности, так же, как и ночные звонки или сообщения: «Мария Владимировна, я тут придумала, как написать про…, я вам сейчас расскажу!». Или «Мария Владимировна, у меня тут такая сложная ситуация, я хочу с вами поговорить». Важно, чтобы это желание у них никогда не иссякло. Потому что ребята — это по-настоящему ее жизнь, профессиональная жизнь и судьба этого замечательного молодого, неординарного, неравнодушного, творчески-вдохновенного педагога.

Предлагаем читателям материалы конкурсных работ, которые представлены в авторской редакции.

Номинация: «Актуальный вопрос»
Евдокимова Ксения Андреевна, 10 класс, 16 лет
Медиашкола «САМиGo», МБУДО ЦДТ Советского района
Педагог: Меледина Мария Владимировна

Академгородок: физики или лирики?
 

В поисках «особой атмосферы» Академа
Я — коренной житель Академгородка 16-ти лет с розовыми волосами и вечными наушниками в ушах, который мало задумывается о том месте, где он родился. Как и мои друзья, я не размышляю, почему мы такие, какие есть, что повлияло на формирование нашей личности. И хотя все мы постоянно слышим, что в Академгородке особая атмосфера и особые люди — изнутри нам сложно понять, чем это место отличается от других? У меня появился уникальный шанс заглянуть в наше прошлое и увидеть, каким Городок задумывался, каким был в самом начале существования и сравнить с тем, что есть сейчас. Мое  сследование захватило меня и дало ответы на некоторые вопросы, которые до этого даже не возникали в уме. Я постараюсь окунуть вас в атмосферу исторического Академгородка и поделюсь своими находками.

Физики или лирики? 
Когда в 1957 году Академгородок был основан, сюда, в основном, стекались ученые технического и естественнонаучного направления. Первые жители Академгородка, ученые-романтики, любили песни под гитару, писали их сами, и даже издали маленьким тиражом сборник песен, посвященных строящемуся Городку. Позже они создали литературные клубы как место, где можно общаться, не бояться осуждения за высказанные мысли, делиться своими идеями. Я начала исследовать историю литературных клубов в Академгородке и с головой погрузилась в атмосферу творчества и свободы, свойственную временам «оттепели», «Интеграла» и бардовского движения. Возможно, мне удалось ухватить частичку того, что составляет душу Академгородка, то, что чувствует каждый, кто приезжает к нам, что отличает это место от остального мира, и что так сложно передать словами.

Мои щедрые «источники»
Прежде всего, Академгородок — это люди, которые 60 лет назад сорвались со своих мест и уехали в сосновый бор, где один за одним вырастали научные институты. Спасибо судьбе, что по моей теме мне удалось встретиться с активными членами литературных клубов, и это совершенно особые женщины. Чистякова Наталья Анатольевна, Куклина Елена Александровна, Радченко Ольга Никифоровна, все они — абсолютно разные и безумно интересные женщины с богатым жизненным опытом и огромным багажом интересных историй.
Как их описать? Вовлеченные, полные эмоций и жажды жизни, открытые, готовые делиться, передавать опыт, знания — причем, знания живые, воплощенные в истории, жизненные анекдоты, наполненные смехом, эмоциями, грустью, воспоминаниями.

«Собрали однажды наш литературный клуб, чтобы показать по телевизору. Решили обставить все как дружескую встречу в клубе. Сидят там чтец, наш бард Шунько и Ефим Бендер, парень из ИЯФа, который рисовал пародийные картинки. Началась съемка, чтец сразу начинает что-то говорить, и только он закончит, как бард начинает бренчать. Ефим сидит — куда ему со своими рисунками? И он слушает словесный пинг-понг между бардом и чтецом, понимает, что встрять никак не может, просит салфетку и что-то рисует. А этот бард взял салфетку и высморкался в нее… Все, мы упали. А они даже и не поняли.»
(Чистякова Наталья Анатольевна, участница литературного клуба при Доме Ученых СО РАН)

Это совсем не то, что читать архивы.
Глядя в глаза участника событий, ты видишь, как зал на концерте Галича заполняется людьми, как люди садятся на пол, стоят у стен.
Ты видишь, как маститые члены клуба обсуждают свои премии, не обращая внимания на краснеющего молодого автора, читающего свое первое произведение.

«Однажды, неожиданно для всех, нам выделили небольшой пароходик и отправили в рейс, посвященный пятидесятилетию комсомола. Мы проехали до Обской губы, останавливались в деревеньках и городах, давали представления в клубах, книжки продавали, читали со сцены, общались с жителями деревенек... Для нас это было очень увлекательно. Я в жизни по Оби не сплавлялась! А там было лето, тепло, хорошо, мы купались... И вечера были хорошие: мы собирались уже неофициально — коллектив, который плыл, и местные. Это были уже не выступления, когда стоишь и со сцены вещаешь, а какие-то семейные, очень уютные посиделки. Мы сидели, говорили, рассказывали, читали, обсуждали... Очень теплая атмосфера единения».
(Радченко Ольга Никифоровна, участница литературного клуба «Гренада»)

История о том, как руководителя клуба «неуклюжей коровой» обозвали
Причем в руководстве клубов сидели тоже безумно интересные люди. Например, особо известна история, как Герман Безносов, руководитель литературного клуба при «Интеграле», выиграл конкурс красоты. В тот год это был первый конкурс красоты клуба, и организаторы испугались, что будет мало участниц, поэтому Гера, как его называли друзья, сам переоделся в женщину, надев платье и парик, и выиграл этот конкурс. Причем даже его лучший друг не узнал его и пригласил на танец, после чего недовольно назвал «девушку» коровой из-за неуклюжести.

Мостик через поколение: а мы не такие уж и разные!
Не буду врать, было очень страшно идти беседовать с участницами клубов. Да и как не волноваться, когда ты обычный подросток с крашеными в розовый цвет волосами, забывший переодеться из джинсов и футболки с дурацким принтом во что-то приличное, а идти тебе надо к женщине, которая была близка к самому Лаврентьеву.
Но оказалось, что все женщины, с которыми мне приходилось встречаться, очень добры, и встречали они меня, как родную.
В свое время эти почтенные женщины красили волосы зеленкой и чернилами и сказали бы спасибо за возможность покраситься в ярко-рыжий или розовый, и, может быть, не так уж много нас различает. Ну, кроме доступности информации и красок для волос?...

Мне наливали вкуснейшие чаи, угощали кексами с вишневым джемом и конфетами. А после разговоров по делу мы переходили на разговоры о жизни. Мои собеседницы рассказывали мне о своих внуках, путешествиях, домашних животных, которых я в этот момент умиленно гладила, и расспрашивали меня о жизни современных школьников.
Внуков у меня пока нет, но — не так уж наши поколения и отличаются, видимо? Я тоже люблю (в интернете) обсуждать актуальные тренды и идеи, и у меня тоже есть любимые зверюшки, и я также ценю вкусный чай с печеньками под интересный разговор.

Что мне сложно представить сегодня
Конечно, я сравниваю то, что узнала, с современной жизнью. Мне сложно представить, что информация была недоступна, что какие-то новые книги, мысли, идеи были запрещены. Также тяжело представить, что нужно прийти в какое-то конкретное место, чтобы просто обсудить то, что хочется. «Интеграл» был единственной такой площадкой. Он сформировал то сообщество, которое сегодня сделало нас, такими, какие мы есть.

Три секрета Академа
Сейчас я думаю так: особую атмосферу создали три фактора.
Во-первых, здесь основную часть населения составляли выдающиеся, одаренные, талантливые ученые-романтики, которые сорвались со своих насиженных мест в столицах и уехали в Сибирь.
Во-вторых, в Городке было меньше выстроенных правительством рамок: меньше цензуры, меньше запретов.
И в-третьих, этот островок свободомыслия и творчества поместили в очень уютные условия соснового бора, не даром многие жители сравнивают его со сказочным городом посреди леса. Я чувствую, как это важно, здесь сам воздух другой.

Мой вывод: Академ — особое место!
У Академгородка не очень долгая история. Все мы, выросшие здесь, не можем сказать, что наши корни уходят в века. Но абсолютно точно, что наш Академгородок — совершенно особое место, со своей историей и своими особенностями, сформированными лучшими учеными и творцами ХХ века.

Название: Дверь на кнопочке в телемир: экскурсия на ГТРК «Новосибирск» и 5 мифов о телевидении
Номинация: «Репортаж с места событий»
Захарова Татьяна Александровна, 10 класс, 16 лет
МБУДО ЦДТ Советского района
Педагог: Меледина Мария Владимировна

16 декабря в ГТРК прошла экскурсия для учеников медиашкол Новосибирска, инициатором проведения которой стал ГЦИ «Эгида». Увидела «заэкранье», задавала вопросы и судорожно старалась не запутаться в проводах и ученица медиашколы «СамиGO» Татьяна Захарова.

Встретившись у метро, наш немногочисленный отряд полузамороженных учеников направляется к месту назначения и после нескольких минут дезориентации и обдумывания способов перелезть через забор ГТРК, мы добираемся до главного входа.
Нас встречает корреспондент информационных телеканалов «Россия 1» и «Россия 24» Кирилл Воробьев, согласившийся организовать и провести экскурсию.
— Наверняка вы думаете, что телевидение — это что-то фундаментальное, но это не так, — рассказывает нам Кирилл в съемочном зале телеканала «Россия 1». — Конструкции здесь очень хлипкие. Например, вон там (указывает на рабочее место ведущего, напоминающее балкон) может находиться ограниченное количество людей. Все может рухнуть. (Во время этой фразы в комнату зашла телеведущая, на которой было зеленое платье, подшитое сзади белыми нитками — оно было явно ей велико. Это подтвердило слова Кирилла).
— Каждый угол этой комнаты можно подстроить под съемку, — продолжал Кирилл, — обстановка очень мобильная. Можно добавить стулья или стол, или сместить локацию и снимать новую передачу.

Мельком посмотрев студию канала «Россия 24» (которую Кирилл охарактеризовал как довольно скучную), мы переместились в аппаратную  «России 1» — место, из которого эфир и передается на телевидение.

— Рассказываю, что вообще здесь происходит, — продолжает Кирилл. — Есть три человека: режиссер, ответственный за титры и звукорежиссер. Также в соседней комнате сидит инженер — человек, который запускает файлы — звук и картинку. Режиссер общается с ведущей: говорит, с какой камерой работать, сколько осталось до конца эфира и регулирует количество затрачиваемого времени на новость словами: «Перебор – недобор N секунд.»

Как выглядит эфир из аппаратной? Режиссер повторяет как заклинание: «Третья камера, недобор в 16», движение рук звукооператора, его нервный смешок. Потом отключение от прямого эфира и слова благодарности ведущей за работу «секунда в секунду».

После плавного перемещения в аппаратную России 24, Кирилл был готов отвечать на наши вопросы.
— Вы давно работаете в ГТРК? С какими трудностями столкнулись на первых порах?
— На телевидении я работаю три года. В начале работы было сложно понять, как устроен процесс съемки, чем это все живет. А еще я делал глупые речевые ошибки в эфире.
— В классическом варианте вместе с журналистом и оператором должен на съемке быть ассистент. ГТРК так работает?
— Это чисто московская тема. У региональных каналов нет таких возможностей.
— Нужно ли журналисту уметь снимать?
— Это круто, если вы это умеете, но чаще всего нужно просто понимать, как это делать, и грамотно объяснить оператору, какую картинку ты хочешь видеть, чтобы потом не обижаться на итоговый продукт.
— Считаете ли вы, что у журналистов есть предельный возраст?
— Определенно! После сорока пяти лет сложно оставаться мобильным: не так быстро бегаешь, не так быстро думаешь. Конечно, есть исключения, но я бы в будущем хотел пойти дальше написания статей и съемки репортажей.
Итак, резюмировав полученную информацию, мы смело можем развеять 5 мифов о телевидении:

Миф 1: «Телевизионная студия — пространство необъятное».
Эта иллюзия создается у зрителя за счет съемки на камеры с особым объективом. Также, этому помогает расстановка мебели, грамотное освещение и выведение на экран видеороликов. Вы замечали, что новостные передачи снимают в темной студии? Это тоже помогает создать ощущение, что пространства больше.

Миф 2: «Звукооператоры, режиссеры и ответственные за титры находятся в одной комнате с телеведущим».
Это заблуждение пришло к зрителю из американских фильмов о медиаиндустрии и вселилось в сознание. На самом деле, у специалистов по звуку и режиссеров есть отдельная комната — аппаратная, из которой по микрофону они связываются с телеведущим.

Миф 3: «Телевизионная станция имеет множество павильонов, равное количеству выпускаемых передач».
Каждый угол студии можно подстроить для передачи: обстановка очень мобильная. Можно добавить стулья и стол, сменить фон — и все, локация готова.

Миф 4: «Для съемки прогноза погоды используют большой цифровой экран».
Для съемок прогноза используют хромакей — зеленый фон, на который транслируют изображение.

Миф 5 «Студия — это пространство с идеальным порядком».
Скажем так: студия — это пространство с идеальным порядком в пространстве области съемки, окруженное нервной системой проводов и «вирусами» — остатками от декораций.
Итак, съемка эфира и передачи — это трудоемкий процесс, который, конечно, не лишен романтики, но представление о нем зачастую приукрашено.

Забавным финальным аккордом экскурсии стало шутливое восклицание при выходе из аппаратной, наполненной серьезной техникой, директора ГЦИ «Эгида», Сюзяева Романа Юрьевича: «Ого, тут дверь кнопочкой открывается!».

Медиашкола «СамиGo» благодарит Кирилла Воробьева и ГЦИ «Эгида» за возможность посетить ГТРК Новосибирск. До новых встреч!