Грани педагогического мастерства

Номер: 

Дополнительное образование взрослых сегодня обретает свою вторую жизнь и становится все более актуальным в свете обновления лицензионных требований к ведению образовательной деятельности образовательными организациями различных типов. Положения Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» дают более широкое толкование данному понятию, ориентированное не только на профессиональную подготовку и переподготовку, повышение квалификации взрослых обучающихся (от 18 лет и старше), но и их личностное, творческое развитие, содействие самоопределению и саморазвитию.

Сегодня особо остро встает вопрос качества программно-методического обеспечения данного процесса, дело в том, что дополнительные общеразвивающие программы для взрослых в настоящее время не должны уже носить формальный характер программ дополнительного образования взрослых, разрабатываемых на основе примерных образовательных программ, утвержденных Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями к подготовке специалистов тех или иных профилей. Хотя и такого рода программы тоже сегодня значительно обновляются в связи с принятием соответствующих профессиональных стандартов. Существенное изменение требований связано в наши дни с широтой охвата направлений, востребованных взрослыми обучающимися, да и в целом с ориентацией  на круг потребностей и интересов личности, чем на сферу узко-профессиональных требований к деятельности.

Однако в любом из рассматриваемых здесь случаев необходима организация личностно-ориентированного, индивидуализированного, развивающего образовательного пространства для взрослых. Ведь только такой теоретико-методический подход способен обеспечить более высокое качество образовательных услуг. А это требует более скрупулезного, вдумчивого и научно обоснованного подхода к отбору принципов, форм и методов организации учебного процесса, в том числе и исходя из положений андрагогики — специфической отрасли практико-ориентированной педагогической науки, охватывающей актуальные вопросы образования, обучения и развития взрослых.

В 2015 году «Центр дополнительного образования «Алые паруса» г. Новосибирска инициировал проведение межрегионального конкурса дополнительных общеразвивающих программ для взрослых «Грани развития». За три года проведения конкурса стало возможным выделить наиболее актуальные для всех регионов направления работы с программно-методическими материалами, сформулировать характерные теоретико-методические особенности создания программ для взрослых, сформулировать ряд узловых проблем, над которыми сегодня следует активно работать, в том числе и в сфере  повышения методической культуры и методической компетентности педагогов дополнительного образования взрослых.

Одной из наиболее заметных проблем, имеющих место в представляемых на наш конкурс дополнительных общеразвивающих программах, является ориентирование того или иного автора-разработчика программы  только на молодых людей от 18 лет или чуть старше. На практике это очень часто выражается в простом добавлении в текст ранее имевшейся дополнительной общеобразовательной программы для детей всего лишь наименования «взрослые обучающиеся», в то время как принципы, задачи и формы работы остаются прежними, однозначно предназначенными для обучающихся от 3 до 18 лет и не учитывающими психолого-педагогические особенности людей взрослых, вступивших на стезю обучения новому для них делу.

Еще одна сторона этой же медали: не до конца разработчиками конкурсных программ понимается действительная целевая аудитория, в частности, сама программа может быть, к примеру, ориентирована на повышение квалификации педагогических кадров, а представленный в содержании цикл творческих методических занятий, либо мероприятий — нацелен, опять-таки на работу с детьми и подростками. Роль же и функции самих взрослых обучающихся, опять таки, остаются за кадром. Эти грани образовательного процесса в программе  никак не прослеживаются или даже просто не обозначены автором. Это существенных недостаток, заметно снижающий качество конкурсных материалов.

Третьей проблемой, по мнению членов жюри, является имеющее порой место неумение разработчиков программ переходить от кратковременной социально-значимой проектной цели и результата к более пролонгированному образовательному результату, иными словами, к так называемому метапредметному результату, характерному для взрослых обучающихся. Это весьма непростое дело, ведь сама по себе метапредметность всегда существует на грани личного практического опыта обучающихся и их желания заниматься вновь осваиваемой деятельностью в дальнейшем. Для этого они должны обладать способностью видения реальных перспектив применения полученных знаний для собственного личностного и/или дальнейшего профессионального развития.

Как показывает трехлетний опыт проведения конкурса «Грани развития», сегодня педагоги-авторы начинают все более глубоко вникать в специфику выстраивания работы со взрослыми обучающимися. Это находит свое отражение в более строгом подборе содержания, форм работы, разнообразии методического обеспечения, адресности применимого диагностического инструментария и др.

 

Что же особо положительное можно выделить в конкурсных общеразвивающих программах для взрослых 2017 года? Назовем наиболее заметные на наш взгляд положительные тенденции. Это:

  • в анализируемых конкурсных программах более полно реализуется принцип разнообразия способов организации содержательного досуга взрослых;
  •  имеет место попытка адаптировать для взрослых обучающихся не только предметные, но и метапредметные результаты, предложив комплекс универсальных учебных действий и компетенций, фиксируемых по итогам освоения программы, когда педагог-автор помогает своим обучающимся полнее увидеть реальное практическое применение собственного расширенного интереса;
  • больше внимания стало уделяться личностно-психологической готовности взрослых обучающихся к осваиваемой сфере профессионально-ориентированной деятельности; это особенно характерно для программ по развитию «художественно-творческой деятельности», «культурно-досуговой деятельности» и «социально значимой деятельности»;
  • часто особым образом разработчиками программ рассматривается аспект практического применения знаний взрослыми обучающимися для формирования своего личного пространства, в том числе для создания индивидуального маршрута личностного и профессионального развития, нахождения своей бизнес-ниши; особенно ярко это дает о себе знать при разработке программ а номинации «Культура быта»;
  • в этом году особо знаменательным моментом стало появление ряда программ, ориентированных на содействие развитию детско-взрослых отношений при организации работы с семьей; причем в таких программах  была реально представлена, по сути дела, целостная система организации совместной деятельности детей и взрослых, причем с предложенным психолого-педагогическим сопровождением каждой категории участников по отдельному учебному плану;
  • были представлены оригинальные программы, реализуемых на стыке общеразвивающих и профессиональных контекстов; такие программы были нацелены на повышение информационно-коммуникативной культуры педагогических работников как в части получения и применения информации, так и в части более эффективной работы с современными техническими средствами;
  • впервые в этом году были представлены программы по организации туризма и физической культуры для взрослых обучающихся, что очень актуально сегодня, поскольку связано и с охраной труда, и с профилактикой профессионального выгорания, и, самое главное, с практическим применением здоровьесберегающих технологий в педагогически организуемом образовательном процессе;
  • нельзя не отметить обнаружившуюся в конкурсных материалах данного года актуальность решения практико-ориентированных задач музейной педагогики, формирования кластера современной экскурсионной массовой работы; закономерное появление такого рода материалов позволило в этом году по решению жюри ввести еще одну новую номинацию «Музей. Семья. Школа»; в этой номинации с этого года будут  концентрироваться соответствующие работы по указанному направлению; сегодня можно со всей уверенностью сказать о зарождении нового, весьма  привлекательного  сегмента дополнительных общеразвивающих программ для взрослых обучающихся.

Итоги конкурса в совокупности с актуальностью организации научно-методического сопровождения процесса формирования программно-методического обеспечения образовательного процесса для взрослых обучающихся на современном уровне уже сегодня позволило ЦДО «Алые паруса», как инициатору конкурса, при поддержке профессора кафедры педагогики и психологии НИПКиПРО Л. И. Боровиковым выступить с инициативой проведения в текущем 2017 году регионального творческого семинара-практикума «Дополнительные образовательные программы для взрослых: разработка и реализация», а также организации совместно с МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова инструктивных тренинговых семинаров для творческих групп многопрофильных образовательных организаций дополнительного образования города Новосибирска по разработке социально значимых проектов для конкурсов городского, регионального и всероссийского уровней.

Краткий тезаурус будущего участника межрегионального конкурса 

дополнительных общеразвивающих программ для взрослых «Грани развития»

Андрагогика — специфическая отрасль практико-ориентированной педагогической науки, охватывающая актуальные вопросы образования, обучения и развития взрослых.

  Брифинг педагогический — встреча официальных лиц с представителями педагогической общественности для изложения краткой информации по определённому вопросу.

Дополнительная общеразвивающая программа для взрослых — это, во-первых, документ, отражающий относительно самостоятельную педагогическую концепцию её создателя, соответствующую чётко заявленным в программе целям, сформированному содержанию образовательной деятельности, имеющимся или специально создаваемым условиям, формам, методам  и прогнозируемому обучающе-развивающему эффекту (результату); во-вторых, документ, характеризующий объективно существующую связь организуемого целостного дополнительного общеразвивающего процесса с основными закономерностями, принципами, требованиями  и механизмами научного андрагогического знания.

Культурно-досуговая деятельность — социокультурный, педагогически целесообразно организуемый  процесс, способствующий свободному духовному, нравственному и физическому совершенствованию личности на основе пробуждения самостоятельной творческой активности, сознательного освоения ценностей гуманистической культуры, освоения навыков социально значимого общения, разумного и полноценного использования своего свободного времени. Культура досуговой деятельности личности — интегральное качество социально зрелой личности, отражающее глубинную потребность современного человека творчески, социально значимо реализовывать в условиях свободного времени собственные сущностные силы.

Художественно-творческая деятельность — это процесс системно организованного  взаимодействия обучающихся с художественно значимыми объектами, в результате которого обучающиеся познают, создают и преобразуют себя и окружающий мир; это эмоционально насыщенная деятельность по созданию новых, оригинальных, субъективно-значимых образов (в рисунке, лепке, аппликации и т. д.), а также деятельность по сознательному, вдумчивому восприятию и переживанию разнообразных художественных явлений окружающего нас мира. Художественно-творческая деятельность как форма организации образовательного процесса должна быть направлена на приобретение обучающимися опыта самостоятельной творческой деятельности, в  идеале — максимально приближенной к профессиональной.

Социально-значимая деятельность — совокупность конструктивных социально ориентированных практических действий, направленных на разрешение наиболее актуальных проблем развития социума, способствующих позитивным изменениям как в самом человеке, так и во внешней, окружающей его социальной среде, а также — в психоогическом плане — нормативно упорядоченный цикл процессов конструктивного проявления человеческой активности, обеспечивающий удовлетворение какой-либо социально значимой потребности.

Информационно-коммуникативная культура есть, прежде всего, одна из наиболее важных составляющих общей культуры человека, представляющая собой нерасторжимое единство коммуникативного и  информационного компонентов. Условно можно выделить индивидуально-личностный уровень проявления информационно-коммуникативной культуры и культурно-средовой. Коммуникативное звено информационно-коммуникативной культуры личности должно быть приоритетно ориентировано на оптимальное в имеющихся жизненных условиях удовлетворение потребности личности в разностороннем общении с окружающим миром и самим собой. такое общение желательно осуществлять с гармонично-пропорциональным использованием возможностей как традиционных, так и самых современных информационно-коммуникационных технологий. В общетеоретическом, личностно центрированном плане  информационная культура личности есть качественная характеристика жизнедеятельности общественного человека в области получения, передачи, хранения и конструктивно-созидательного использования информации, где приоритетными  смысловыми ориентирами выступают общечеловеческие духовно-нравственные ценности.

В широком культурно-средовом отношении информационно-коммуникативная культура общества представляет собой совокупность актуальных информационно-коммуникативных технологий, средств связи и коммуникации, а также обусловленных ими устойчивых форм выстраивания социальных отношений, социальных практик и артефактов, являющихся естественной, органической, неотъемлемой частью той или иной конкретной социокультурной среды.

Культура общения — исключительно сложное, содержательно чрезвычайно ёмкое научное понятие, которое фиксирует максимально высокое качество и сознательно достигнутый высокий уровень совершенства общения; в социально-педагогическом плане культура общения есть часть культуры поведения успешно социализирующегося человека; выражается культура общения в речи человека, во взаимном обмене репликами, беседе и др.; в общегуманитарном плане культура общения есть установленный порядок поведения в сфере бизнеса, межличностного общения и деловых контактов.

Культура быта — разумно организованная предметно-вещественная среда обитания общественного человека и одновременно его культурно-обусловленное отношение к ней; также — творчески ориентированный процесс создания объектов вещественной среды обитания по законам красоты. Культура быта неразрывно связана с особенностями национальных традиций, климатическими и географическими условиями, уровнем материального производства. Также в данной конкурсной номинации рассматриваются работы по так называемой «культуре бытования».

Туризм — это один из видов активного отдыха современного человека, представляющего собой чаще всего самые различные путешествия, совершаемые с целью деятельностно-практического познания тех или иных районов и территорий, по возможности сочетаемые с элементами спортивной, исследовательской, либо общественно-благотворительной деятельности.

 Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе разумно организуемой двигательной активности; часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях развития физических, социальных и интеллектуальных возможностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни.

 «Музей. Семья. Школа» — сфера гармоничного выстраивания интегративных культурно-развивающих взаимоотношений,  предполагающих поиск и включение самых разнообразных видов, форм и методов межсубъектной групповой творческой активности, организации семейного содержательного досуга, апробации моделей и технологий культурно-ориентированного взаимодействия семьи и школы; сознательное, научно обоснованное выстраивание социально открытого образовательного процесса на принципах современной музейной педагогики, на самостоятельном изучении и практическом применении краеведческого материала при обязательном соблюдении базовых андрагогических требований к  неформализованному дополнительному образованию.