Формирование культуры общения и навыков совместной деятельности у дошкольников как вклад в работу по формированию базовой культуры личности ребенка

Номер: 

Через реализацию авторской дополнительной общеразвивающей программы «История Отечества» (разработана И. Л. Кайгородцевым) осуществляется обучение и развитие детей дошкольного возраста. Обучение дошкольников данному предмету призвано внести свою лепту в создание основы фундамента развития ребенка — формирование базовой культуры его личности. Данная программа отмечена дипломом II степени Регионального конкурса авторских образовательных программ педагогов дополнительного образования детей в номинации «Социально-педагогическая».

Процесс формирования базовой культуры личности дошкольника помимо развития познавательной активности, способностей, логического мышления, произвольности памяти и внимания, воображения, совершенствование речи, расширение кругозора и т. д. включает и формирование культуры общения и навыков совместной деятельности на учебных занятиях по предмету «История Отечества», что в первую очередь означает:

1) соблюдение на занятиях правил формальной вежливости. До поступления в студию ребенок преимущественно контактирует с близкими взрослыми, с которыми у него устанавливаются личностные неформальные отношения и соответствующий стиль общения. В общеобразовательной школе от него потребуются знания и умения следовать принятым правилам формальной вежливости. Поэтому в системе работы студии мы стремимся, чтобы ребенок понял и следовал следующим правилам:
- к взрослым, которые не являются близкими людьми, необходимо обращаться по имени и отчеству, на «вы»;
- употреблять общепринятые вежливые обороты просьбы, вопроса, предложения, отказа и т. п.;
- не следует перебивать разговаривающих взрослых людей.

Естественно, от детей не требуется жестко регламентированной вежливости по отношению друг к другу или к родителям, т. к. у ребенка с другим ребенком или с родителем могут существовать индивидуально-неформальные способы общения, которые не стоит ломать или перестраивать;
2) изучение детьми имен, отчеств и фамилий своих родителей. Это относится к сфере обеспечения безопасности ребенка, и поэтому данным вопросом уделяется особое внимание на занятиях по предмету «История Отечества»;
3) ознакомление детей со способами предотвращения конфликтов в целях обеспечения их психологического комфорта в большой группе сверстников. К таким способам относится:
- установление очередности в выполнении привлекательной деятельности или, напротив, непривлекательной деятельности, или в пользовании привлекательными предметами;
- подчинение решениям или пожеланиям большинства. При этом необходимо, чтобы было соблюдено уважение к воле и потребностям каждого ребенка, чтобы дети наряду с этой нормой также усвоили атмосферу уважения к желаниям и потребностям тех детей, которые оказались в меньшинстве и, по возможности, найти способ их удовлетворить;
4) выполнение правил общения с педагогом:
- необходимо называть педагога по имени и отчеству;
- о своем желании или просьбе педагогу сообщать вежливо и спокойно;
- необходимо выполнять требования, поручения, просьбы педагога;
- нельзя перебивать педагога;
- с педагогом нужно здороваться и прощаться.
5) выполнение правил общения со сверстниками:
- здороваться и прощаться с другими детьми;
- называть их по имени;
- обращаться к другим детям вежливо и спокойно;
- помогать другим детям.
6) выполнение правил поведения на занятии:
- все дети на занятиях сидят и не встают без разрешения педагога;
- желательно говорить по очереди и слушать то, что говорят другие.
- в начале занятия здороваются с педагогом, в конце занятия – прощаются;
- мальчики пропускают вперед девочек при входе в кабинет и при выходе из него;
- на занятиях не перебивают педагога и друг друга и при необходимости что-то сказать поднимают руку;
- все игрушки, сумки и т.п., принесенные на занятие, складываются в отдельном месте;
- на занятиях нельзя отвлекать других детей, мешать им;
- необходимо считаться с мнением других детей;
- запрещается:
бить других детей;
обзывать их;
портить и ломать вещи;
без разрешения пересаживаться на другое место.

Подобным образом организованная работа содействует формированию общекультурных навыков общения и правил поведения, позитивного отношения ребенка к сверстникам и взрослым, воспитанию доброжелательности, уважения к правам других людей.

Включенное педагогическое наблюдение как метод диагностики используется достаточно широко в самых различных сферах деятельности детей на занятиях: во время игр, общения, выполнения учебных заданий, самостоятельной деятельности и т. д.

Особенно значимо использование данного метода при диагностировании сформированности у детей дошкольного возраста навыков культуры общения, особенностей их поведения. Для этого осуществляется включенное наблюдение за учащимися во время занятий с оцениванием по трехбалльной шкале степени сформированности у них следующих показателей:
1. Общение с взрослыми:
- называет педагога по имени, отчеству;
- вежливо и спокойно выражает свое желание, просьбу;
- спокойно реагирует на отказ педагога выполнить требуемое;
- употребляет вежливые слова;
- умеет слушать педагога, не перебивая;
2. Общение со сверстниками:
- здоровается и прощается;
- называет сверстников по имени;
- употребляет при обращении вежливые слова;
- считается с мнением других детей.

Результаты оценивания при помощи метода включенного педагогического наблюдения вносятся в таблицу для фиксации результатов диагностики уровня сформированности у учащихся навыков культуры общения.

 

Дополнительные файлы: