Мастерская художественного текстиля. Аналитическая презентация в двух частях

Номер: 

Вступление
Детская художественная школа рабочего поселка Краснообск празднует свое 40-летие. Мастерская художественного текстиля существует в структуре школы с момента ее образования. За столь продолжительный период в школе и мастерской, а, соответственно, и на отделении декоративно-прикладного искусства, частью которого является мастерская, был накоплен солидный опыт, делиться которым нам очень важно, и делаем мы это с удовольствием. Общение с коллегами позволяет нам не только продемонстрировать достигнутые образовательные результаты, но и дает возможность совершенствоваться, расширять творческие горизонты, а, значит, поднимать планку качества организации учебно-воспитательного процесса на еще более высокий уровень.
Стремление педагогического коллектива создать собственную концептуальную педагогическую модель, преемственно соединяющую творческую поисковую деятельность с лучшими традициями прошлого, с классическими традициями русской художественной школы [1; 2 и др.], со спецификой сложившихся регионально-территориальных традиций художественной жизни Сибири [3; 4 и др.] позволило сформировать методику системного и последовательного изучения народного декоративно-прикладного искусства в рамках дополнительного художественного образования.
Модель изучения, сохранения и распространения (диссеминации) традиций народного искусства в опоре на проектную деятельность стала педагогической реальностью благодаря целенаправленному, методически последовательному и творчески насыщенному совершенствованию системы художественного образования и эстетического воспитания обучающихся.

Часть I: Структура и принципы организации образовательного процесса
Итак, обратимся вначале к описанию структуры и характеристике основных принципов организации образовательного процесса в Мастерской художественного текстиля.
С 2014 года в школе реализуется Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа (ДПОП) «Декоративно-прикладное творчество», разработанная согласно требованиям ФГС и рассчитанная на 5 лет обучения. На сегодняшний день школой и мастерской художественного текстиля пройден полный цикл 5-летнего обучения по Дополнительной предпрофессиональной образовательной программе.
Желая поделиться опытом реализации полного цикла обучения по ФГТ (федеральным государственным требованиям), стремясь в теоретическом и методическом ключе осознать и донести закономерности, условия и механизмы осуществленной опытно-поисковой деятельности, в марте 2020 года школа проводит межрегиональную научно-практическую конференцию, принять участие в которой смогут все заинтересованные лица. В планируемом формате конференции будет организована работа профильных секций, круглых столов, мастер-классов, представлена большая отчетная выставка творческих художественных работ школы, а также выставка произведений опытных мастеров, с которыми долгое время сотрудничает наша школа. Особо будет представлена деятельность Мастерской художественного текстиля.
Согласно Дополнительной предпрофессиональной образовательной программе (ДПОП) «Декоративно-прикладное творчество» сегодня на базе нашей Мастерской, наряду с академическими дисциплинами, реализуются следующие две специальные учебные дисциплины – «Композиция прикладная» и «Работа в материале художественный текстиль». Учебные программы (УП) этих предметов абсолютно согласованы друг с другом. Органически дополняя друг друга, программы решают общие задачи, а именно: обеспечивают приобретение знаний и навыков для создания высокохудожественных декоративных предметов интерьера и быта на основе изучения системы основополагающих композиционных законов. Так, практические задания УП «Работа в материале художественный текстиль» основаны на теоретических знаниях, полученных учащимися на занятиях по УП «Композиция прикладная».
Тесную связку содержания реализуемых программ можно со всей очевидностью представить уже по тематике разделов.
Следует обратить внимание на то, что первые четыре тематических раздела представленных учебных программ повторяются от класса к классу с постепенным усложнением по содержанию и увеличением часов согласно утвержденному учебному плану. А изучению русского народного костюма (РНК) посвящен курс 4-го года обучения. Итоговая выпускная работа рассчитана на 5-й год обучения.

Представленные на схеме структура и названия тематических разделов в полной мере отражают стратегическую художественно-творческую направленность обучения. Суть этой стратегии в освоении учащимися композиционной грамоты, а именно: синтеза законов композиции, основ цветоведения, стилизации, орнамента в формате тесного соотношения с народными традициями.
Практическое воплощение изучаемого материала в максимальной мере отражено в многочисленных творческих проектах обучающихся. Тематика проектов неслучайна и регламентируется утвержденной на локальном (общешкольном) уровне «Концепцией преподавания декоративно-прикладного творчества в школе». Основу этой концепции составляют следующие три важных аспекта:
1. Изучение и сохранение народных традиций.
2. Соединение традиций, методик и технологий.
3. Развитие современных подходов в решении художественно-композиционных задач.

В ходе практического воплощения в жизнь «Концепции преподавания декоративно-прикладного творчества в школе» обозначились некоторые приоритетные линии развития в Мастерской. Одним из приоритетов на сегодняшний день является направление «Традиционное народное искусство». Достаточно сказать, что результаты реализованных творческих проектов этого направления составляют сегодня значительную часть музейного, выставочного и методического фондов школы.
Тема народного искусства представлена в реестре фондов следующими основными позициями:
1. Русский народный костюм (костюм, куклы в русском народном наряде, головные уборы, детали украшения и костюма).
2. Бытовой народный текстиль.
3. Кукла традиционная (обрядовая, игровая, авторская).
4. Панно.

Часть II: Специфика приобщения к народным традициям в Мастерской художественного текстиля
Приобщение к народным традициям в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства в Мастерской художественного текстиля начинается обычно с предметов бытового текстиля. Одним из первых больших творческих проектов, связанных с изучением традиционного народного искусства, стали полотенца, выполненные в технике текстильной аппликации и накладного шитья. Позже появились вышитые полотенца Новгородской и Вологодской губерний с элементами вязания. Работы были выполнены на основе музейных образцов под руководством ведущего преподавателя высшей квалификационной категории Т.Г. Кузнецовой. Помимо работ обучающихся в коллекции текстильной мастерской в качестве музейных экспонатов представлены этнографические образцы полотенец, одеяла и скатерти.

Изучение русского народного костюма, как особого вида народного художественного творчества, его многоаспектный анализ позволили реализовать такие значимые проекты, которые сегодня составляют особую гордость музейной коллекции школы. Это женские праздничные костюмы Рязанской и Пензенской губерний. Работы были выполнены в рамках выпускного итогового проекта под руководством преподавателя высшей квалификационной категории Т.Г. Кузнецовой.

Итогом изучения русского народного костюма в разные годы становились интерьерные куклы в костюмах Рязанской, Тульской, Курской, Орловской губерний, а также коллекция силуэтных кукол в костюмах Архангельской, Рязанской, Курской губерний. Выполнены работы были под руководством коллектива преподавателей Мастерской художественного текстиля.

«Русь соборная» — эта объемно-пространственная текстильная композиция в смешанной технике, выполненная под руководством преподавателя высшей квалификационной категории Т. П. Новиковой. Работа представляет собой сюжетную композицию, символизирующую единение русского народа в свете православия. Центром композиции стал православный собор, прообразом которого явился Собор Василия Блаженного, вокруг храма расположены фигуры людей в русских народных костюмах различных сословий. Эта работа — постоянный участник торжественных и профильных культурно-выставочных мероприятий различного уровня и неоднократный призер международных конкурсов. Несмотря на небольшой размер фигур (их высота составляет не более 18 см.), в их одежде абсолютно точно и емко переданы и композиция, и колорит, и пропорции, и даже детали декора костюмов.

В 2016 году итогом реализации выпускного проекта под руководством ведущего преподавателя высшей квалификационной категории А.А. Резвиной у нас появилась коллекция кукол в русских народных костюмах Вологодской, Тульской, Воронежской губерний. Важным результатом реализованного творческого проекта стало достигнутое гармоничное сочетание этнографических элементов костюма с современными материалами. Соединение традиционных элементов вышивки и приемов художественного оформления тканей, имитация ткачества машинными швами и швами, выполненными вручную, позволили в полной мере, доподлинно воплотить, передать художественно-композиционный смысл, суть народного костюма в представленном масштабе. Высота кукол – до 70 см. Работа неоднократно была отмечена Дипломами всероссийского и международного уровней.

Следует особо сказать, что тема куклы в образовательной программе отделения декоративно-прикладного искусства занимает особое место. Как часть этнической культуры кукла в наибольшей степени доступным  языком способна донести до современного ребенка огромный информационный пласт народной истории, отечественной культуры, познакомить его с истоками и традициями своего народа.

Именно народная кукла наиболее яркое свое воплощение находит в дипломных проектах выпускников школы. Несомненно, предшествует этому большой совместный труд преподавателей и обучающихся на протяжении всего периода обучения.

Огромную ценность для школы представляет многолетнее сотрудничество с Народным мастером России Майей Анатольевной Сысоевой. Под ее руководством на базе школы с 2012 года регулярно проводятся межрегиональные научно-практические семинары под общим названием «Тряпичная кукла в культуре России», на которых раскрываются не только секреты и способы изготовления традиционных текстильных кукол, но и важная фундаментальная роль игровой тряпичной куклы в воспитании и образовании детей.

В практике семинаров под руководством М.А. Сысоевой сформировалась система изучения народной тряпичной куклы по следующим трем направлениям:
1) куклы экспедиционные (по материалам экспедиций мастера по деревням Вологодской области с 2000 г. по настоящее время);
2) куклы из экспозиций музеев (г. Сергиева Посада, Музея антропологии и этнографии г. Санкт-Петербурга, краеведческого музея Вологодской области);
3) авторские куклы М.А. Сысоевой.

Каждый семинар под руководством Мастера способствует пополнению школьной коллекции кукол новыми рукотворными образцами в исполнении самой мастерицы и преподавателей школы, ее учеников. В настоящее время в коллекции Мастерской художественного текстиля имеется более 80 образцов кукол, которые составляют музейный, выставочный и методический фонды школы.
 Важно отметить, что материалы прошедших семинаров, их системно-целевой анализ легли в основу методики преподавания темы русской народной куклы на базе Мастерской в рамках ОП «ДПТ» (декоративно-прикладного творчества).

Полноценное наполнение учебного процесса теоретической и практической составляющими темы «Народная тряпичная кукла» было обеспечено также благодаря многомерному анализу и практико-ориентированной систематизации полученных фото- и видеоматериалов, конспектов и схем по технологии изготовления кукол на семинарах Мастера.

Неоценимую помощь в подготовке и разработке программы оказала сама Майя Анатольевна: она, в частности, сориентировала преподавателей Мастерской относительно возрастных категорий обучающихся и конструктивной трудоемкости различных вариантов кукол, а также дала методические рекомендации по работе с детьми в эмоционально-психологическом и социально-адаптивном аспектах.

Непосредственно в учебной программе распределение объема изучаемого материала по народной кукле выглядит в настоящее время следующим образом:
1-й класс: 16 часов — 4 занятия по 4 учебных часа — знакомство с простейшими конструкциями кукол на основе свертки;
2-й класс: 28 часов — 7 занятий по 4 учебных часа — выполнение узелковой набивной куклы;
3-й класс: 40 часов — 8 занятий по 5 учебных часов — изготовление шитьевой куклы на основе скрутки;
4-й класс: 50 часов — 10 занятий по 5 учебных часов — выполнение шитьевой набивной куклы-столбушки на основе авторской куклы М. А. Сысоевой.

Варианты конструкций изучаемых кукол могут быть заменены преподавателем на соответствующие по возрастной категории с учетом поставленных композиционно-художественных задач на данном этапе обучения.
В настоящий момент в ряду творческих проектов, выполненных в рамках образовательного направления «Народная тряпичная кукла» следует отметить помимо вышеперечисленных работ еще несколько коллекций. Это «Куклы из Дворца» и «Гулянье в Александровском саду». Эти дипломные проекты выполнены по мотивам музейных тряпичных «царских кукол» под руководством преподавателя высшей квалификационной категории Т.П. Новиковой. Летом этого года преподаватели и обучающиеся отделения декоративно-прикладного искусства своими глазами увидели царских кукол в музее игрушки в городе Сергиев Посад в рамках Всероссийской пленэрной практики по городам Золотого Кольца.

В таких сложных и ответственных работах обучающиеся не только резюмируют накопленный багаж освоенных приемов и техник шитья, вышивки, вязания, бисероплетения, но и демонстрируют уровень владения основами композиционной грамоты, цветоведения, а, главное, проявляют свою индивидуальность, вырабатывая собственный «творческий почерк».

Работы выпускников должным образом были оценены экспертами Всероссийского форума «Куклы и мир: рукотворное человечество» в г. Томске в 2016 г., а также отмечены Дипломом 1 степени Международного фестиваля детско-молодежного творчества и педагогических инноваций «Кубок России по художественному творчеству «Ассамблея искусств» в Москве в 2018г.

Хочется отметить еще одну интересную работу, выполненную обучающимися 4 класса ДХШ в 2017-2018 учебном году, под руководством преподавателей высшей квалификационной категории Кузнецовой Т. Г. и Резвиной А. А. в тесном сотрудничестве с Народным мастером М. А. Сысоевой. Это коллекция текстильных кукол в народных костюмах Русского Севера «Русская песня». Проект был реализован обучающимися в рамках курса изучения русского народного костюма на основе авторской куклы-столбушки М. А. Сысоевой. Примечательна коллекция тем, что явилась результатом обобщения образов женского и девичьего костюмов в традиционном северном колорите. Работа позволила на практике отработать теорию ритмического построения орнамента, его символику, вопросы цветоведения и композиции народного костюма. Коллекция отмечена Дипломами 2 степени Международного конкурса «Моя семья, мой дом, моя страна» (г. Барнаул) и Международного фестиваля детско-молодежного творчества и педагогических инноваций Кубок России по художественному творчеству «Ассамблея искусств» в Москве.

Заключение
Несколько лет назад работа Мастерской перешла на иной, качественно более высокий — методически центрированный — уровень. Теперь предметом особого профессионального внимания педагогов стал поиск эффективных способов передачи имеющегося опыта своим коллегам по «декоративно-прикладному цеху» — преподавателям декоративно-прикладных дисциплин и руководителям детских творческих объединений учреждений дополнительного образования детей как Новосибирской области, так и всего Сибирского региона в целом.
В настоящее время на базе Детской художественной школы в сотрудничестве с Новосибирским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования (кафедра педагогики и психологии) на периодической основе осуществляется Межрегиональный образовательный проект «Народные традиции в системе художественного образования детей: теория, методика, практика». Целью проекта определено формирование коммуникативно-образовательного пространства для обучения и повышения квалификации руководителей и преподавателей системы дополнительного образования.

Безусловно, базовой методико-дидактической предпосылкой для организации такого проекта стал успешно проведенный курс научно-практических семинаров под руководством М. А. Сысоевой, а также разработанные в школе и успешно реализуемые программа и ее обеспечивающая методика преподавания темы «Традиционная народная кукла».

Нельзя не сказать и еще об одном жанре народного художественного творчества — «Панно».
«Панно», как вид проекта в рамках направления «Народное искусство» является, на мой взгляд, одним из самых зрелищных вариантов воплощения народных традиций, так как позволяет на основе приобретенных навыков изучения и копирования образцов народных художественных ремесел создавать высокохудожественные произведения в различных современных техниках и материалах.
Одной из первых композиций, выполненных на основе музейного образца, стала для нас работа «Красные кочеты». Работа была выполнена в технике текстильной аппликации и накладного шитья из фетровых материалов промышленного назначения. В подлиннике же композиция представляла собой вышитый край полотенца.
Особенно результативным относительно творческих проектов в жанре «Панно» оказался прошедший учебный год, в итоге были значительно пополнены музейный и выставочный фонд школы.
Так, в рамках подготовки к XVIII Дельфийским играм на стыке выше обозначенного аспекта соединения традиций и современных подходов была выполнена композиция в технике накладного шитья «Двуглавые орлы». Руководители проекта – преподаватели мастерской А. А. Резвина и Т. Н. Халявина. Работа представляет собой композиционную копию музейного образца края полотенца середины XIX века Костромской губернии, выполненного в технике узорного тамбура. В нашем же случае техника исполнения несколько другая – это связанный крючком хлопковый шнур, выложенный по контуру швом «вприкреп». Работа стала частью экспозиции, представленной на региональном отборочном туре Дельфийских игр и собственно Играх в г. Ростов-на-Дону.

Ярким событием в рамках развития народных традиций, наглядного перехода Мастерской на качественно более высокий методико-технологический уровень, стал дипломный проект «Композиция по мотивам традиционных древнерусских изделий народного творчества в технике узорного тамбура». Выполнен проект был под руководством преподавателей высшей квалификационной категории Кузнецовой Т. Г. и Резвиной А. А. Работа представляет собой композицию-триптих, в основу фрагментов которой положены музейные образцы бытового текстиля в технике узорного тамбура, композиционно достаточно деликатно переработанные с целью создания стилистически единого художественного пространства. В работе были использованы кайма и прошвы — выполненные вручную фрагменты филейного вязания. Размер композиции — 150х180 см. Проект состоялся благодаря удачно скооперированной системе изучения народных традиций на занятиях учебных предметов «Композиция прикладная» и «Работа в материале художественный текстиль», соединив в себе полученные теоретические знания и приобретенные практические навыки в различных техниках исполнения.

Итоговая выпускная работа «Платье-костюм в русском народном стиле с элементами декора в технике «филейного вязания» также стала событием в ряду последних творческих проектов. «Синяя птица» — такое название получила эта работа. Руководитель проекта – преподаватель высшей квалификационной категории Резвина А. А. Комплект выполнен из льняной ткани по мотивам русского народного костюма. В основу платья положен принцип безлекального кроя традиционного русского костюма и типичные черты, присущие народной одежде — форма и длина юбки, рукавов, расположение и характер декора, цветовая гамма и т.д. Безусловно, костюм представляет собой современный вариант женской одежды, выполненной в этническом стиле, и предполагает использование в качестве подиумного или сценического платья.

Очень тонкая, изящная работа имела место в ходе реализации еще одного интересного проекта. Это коллекция сумочек-лакомников. Работа выполнена выпускницей 2018-2019 учебного года Бондаревой Марией под руководством преподавателя высшей квалификационной категории Резвиной А. А. Коллекция состоит из трех предметов. Первый вариант — композиционная копия сумки-лакомника, находящегося в Русском музее г. Санкт-Петербурга. Второй и третий — самостоятельная творческая работа выпускницы на основе изученных образцов музейных экспонатов в современной интерпретации благодаря используемым техникам и материалам. Работа была высоко оценена специалистами музейного дела и уже сейчас заняла свое достойное место в музейном фонде школы.

В октябре 2019 вышеперечисленные работы выпускников прошедшего учебного года отмечены Дипломами 1-й и 2-й степеней Международного фестиваля детско-молодежного творчества и педагогических инноваций Кубок России по художественному творчеству «Ассамблея искусств» в Москве.

Таким образом, в завершении статьи можно с уверенностью сказать, что созданная и реализуемая в образовательной практике Мастерской художественного текстиля ДХШ р.п. Краснообск модель изучения, сохранения и распространения (диссеминации) традиций народного искусства в опоре на проектную деятельность стала педагогической реальностью благодаря целенаправленному, методически последовательному и творчески насыщенному совершенствованию системы художественного образования и эстетического воспитания обучающихся. Объективное доказательство тому — многочисленные победы обучающихся на самых престижных конкурсах и фестивалях.

Литература
1. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа первой половины ХIХ века. –М.: Государственное издательство «Искусство», 1963. – 408 с.
2. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа второй половины ХIХ – начала ХХ века. –М.: Издательство «Искусство», 1967. – 390 с.
3. Муратов П.Д. Художественна жизнь Сибири 1920-х годов. –Л.: «Художник РСФСР», 1974. – 144 с.
4. Муратов П.Д. Три художника. –Новосибирск: Западно-Сибирское издательство, 1969. – 100 с.

Дополнительные файлы: