Вожатское сердце планеты

Номер: 

С 23 по 27 октября 2019 года в Новосибирске прошел ряд событий для специалистов сферы детского отдыха и оздоровления, ученых и практиков, преподавателей учебных заведений педагогического профиля. События были организованы в рамках проведения ХII Международного конкурса вожатского мастерства «Вожатское сердце планеты». Учредителем и оператором конкурса являются центр детского и молодежного отдыха «Магистр» (г. Новосибирск) и Фонд развития детских лагерей. Соорганизаторами данных событий выступили Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения (г. Москва), МОО «Содействие детскому отдыху». Информационную поддержку оказали Министерство просвещения РФ, «Сибирский педагогический журнал» («Siberian Pedagogikal Journal»), Incamp.ru — первый информационный интернет-каталог детских лагерей в РФ и за рубежом с бесплатным сервисом бронирования. Данные события проводились частично за счет субсидий Правительства Новосибирской области, представляемым некоммерческим организациям (Министерство региональной политики НСО).
Основными задачами событий являются популяризация профессии вожатого, обобщение и распространение передового международного опыта в сфере детского отдыха и оздоровления, а также анализ исследований и практик в данной сфере.
Во всех мероприятиях приняли участие более 140 представителей из более, чем тридцати городов и населенных пунктов Сибири, России, Казахстана, Украины и Белоруссии (22 субъекта).
23-24 октября на базе «Маринс-парк-отеля» и детского лагеря «Юбилейный» была проведена Третья Международная научно-практическая конференция «Детский лагерь как социокультурный феномен». В конференции приняли участие ученые и практики из МПГУ, Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения (г. Москва), ТомГПУ, Костромского госуниверситета, НГПУ, НИИ гигиены Роспотребнадзора РФ, НГТУ (г. Новосибирск), Северного Арктического федерального университета им. М.В.Ломоносова (г. Архангельск), Института изучения детства, семьи и воспитания РАО (г. Москва), АГГПУ им. В.М.Шукшина (г. Бийск), ГАУК г.Москвы «Мосгортур», Харьковского национального педагогического университета им. Г.С.Сковороды (Украина), Национального ДООЦ «Зубрёнок» (Белоруссия), ОРЦ «Дискавери-Боровое» (Казахстан), а также других учреждений отдыха и оздоровления детей и молодежи из различных регионов РФ.
В пленарном и пяти секционных заседаниях приняли участие более 40 специалистов. Были заслушаны содержательные и актуальные доклады докторов и кандидатов наук, практиков, которые показали глубину исследований и разнообразие подходов к проблемному полю и актуальной практике сферы детского отдыха и оздоровления в РФ и других стран. В том числе 24 октября на базе Новосибирского госпедуниверситета была организована специальная секция для студентов НГПУ «Методологические и научно-методические аспекты организации детского отдыха и оздоровления, формирование понятийного аппарата сферы», в которой с актуальными докладами выступили доктора педагогических наук Т. А. Ромм, Е. В. Андриенко, кандидат педагогических наук Б. А. Дейч.

Перед началом работы издан сборник статей конференции (с размещением в РИНЦ), который был бесплатно вручен всем участникам конференции, а после проведения конференции принята резолюция-обращение к Минобрнауки РФ.
В рамках конференции в течении двух дней был проведен «Первый социокультурный форум детских лагерей Новосибирской области «Сибирское лето», в котором приняли участие более 60 представителей из восемнадцати детских лагерей Новосибирской области, а также областного центра патриотического воспитания. В рамках секционных заседаний был освещен опыт работы детских лагерей НСО, была организована  работа выставки достижений детских лагерей, проведен круглый стол для руководителей учреждений отдыха и оздоровления НСО «Взаимодействие профессионального сообщества детских лагерей НСО с органами власти».
24 октября на базе ДСОЛКД «Юбилейный» (г. Бердск) состоялся старт конкурса «Вожатское сердце планеты». На церемонии открытия конкурса с приветственным словом выступила исполнительный директор МОО «Содействие детскому отдыху», канд. пед. наук  Г. С. Суховейко, а также председатель взрослого жюри конкурса, доцент НГПУ, канд. пед. наук Т. Л. Павлова. Украшением церемонии открытия стал народный клуб эстрадного танца «Фрески» из г. Новосибирска (руководитель О. Н. Тихомирова).
Сам конкурс проводился по двум номинациям: вожатые, помощники вожатых детских оздоровительных лагерей. Более двадцати человек приняли участие в трехдневном конкурсном марафоне. За эти дни участники прошли восемнадцать разнонаправленных этапов конкурса (педагогическая теория, коммуникация, прикладное и сценическое творчество, детская психология и психология общения, нормативно-правовые основы деятельности вожатого и др.). Традиционно конкурс проходил в доброжелательной, уютной, домашней атмосфере, с очень хорошим ритмом и динамикой. На закрытии конкурса прозвучали слова благодарности участникам и организаторам событий, награждены призеры и победители во всех номинациях. Профессиональное взрослое жюри, а также детское жюри и экспертный совет конкурса определили наиболее подготовленных участников.  Итоги конкурса размещены в приложении к данному пресс-релизу. Работа конкурса была освещена в новостных программах ГТРК-Новосибирск.

В рамках конкурса также были проведены обучающие семинары и тренинги для разных категорий специалистов:

  • директорский курс для руководителей детских лагерей «Социокультурная модель детского лагеря: современность и перспективы», в котором приняли участие более двадцати руководителей детских лагерей РФ и Казахстана;
  • педагогическая мастерская для методистов, старших педагогов и старших вожатых детских лагерей «Технологии работы с педагогическим коллективом лагеря»;
  • ​педагогическая мастерская для вожатых «Формирование благоприятного психологического климата детского коллектива».

Особый интерес у участников директорского курса вызвал блок нормативно-правовой и правоприменительной практики, проведенный юристконсультом, практикующим юристом в сфере отдыха и оздоровления, экспертом в области административного надзора, заместителем директора КГБУ «Детский лагерь отдыха «Юность» А. В. Саморуковым (г. Рубцовск). Участникам директорского курса были предложены уникальные издания «Проверки органов государственного надзора от А до Я» в 2-х томах. Автор-составитель А. В. Саморуков, а также научная монография «Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив». Также участники курса были ознакомлены с особенностями работы сайта Фонда развития детских лагерей – frdl.ru, работающим пока в тестовом режиме.
Оргкомитет благодарит всех участников событий, взрослое и детское жюри, партнеров, спонсоров — благодаря именно этим людям и организациям состоялось важное, нужное и красивое событие! В январе 2020 года оргкомитет приступит к подготовке очередного — XIII Международного конкурса вожатского мастерства «Вожатское сердце планеты».

Сегодня, актуализируя проблему подготовки вожатых, нам хочется познакомить читателей журнала и всех тех, кто не равнодушен к своему вожатскому прошлому. С лучшими эссе на тему почему я стал вожатым». Тексты сохранены в авторской редакции.

 

«Почему я стал вожатым?»

Отрядный вожатый — для меня это не профессия, это особое состояние души! Ведь быть лидером среди ярких, юных и каждый раз новых, неизведанных сердец не каждый сможет. Это большой труд. Здесь требуется хорошая закалка, смекалка и терпимость.

Вожатыми становятся сейчас очень многие, но остаются на долго-избранные! Те, кому это дано свыше, те, кто не хочет далеко уходить от мира детства, искренней дружбы, открытий и праздника каждый день.

Иногда я думаю, что там, в лагере, мы скрываемся от повседневной суеты. Но взамен это место дает нам возможность раскрываться, быть тем, кем давно мечтал побывать и примерить на себя иные роли, которые вряд ли опробуешь в обычной жизни.

Лично мне нравиться быть вожатым и у меня это прекрасно получается. Возможно, это звучит самоуверенно, но эту веру в себя дают мне ребята каждый сезон, произнося те самые теплые и важные слова: «Вы самый лучший вожатый», «А Вы будете здесь следующим летом?» «Я Вас очень полюбил(а)», «Я уже 5 раз был в лагере, но это была самая лучшая смена». А еще я очень люблю фразы: «Раньше я боялся выступать на сцене, а сейчас…», «Раньше у меня не было друзей, а теперь…». Благодаря этим словам убеждаешься, что все делаешь правильно.

Работая в лагере, понимаешь, что вожатый — это психолог, спортивный тренер, сценарист, режиссер, актер, хореограф, декоратор, немного ребенок, фантазер и конечно, добрый волшебник. Вожатый — это человек, который может все и делает это круто, да именно «круто», ведь так это звучит от детей.

Безусловно, бывает трудно каждый день смены совмещать несовместимое, при этом искренне уважать и любить ребят, которых вчера даже не знал, а сегодня не знаешь как раньше жил без них. Без них самых интересных и наивных, без них самых смешных и даже нелепых, без них таких любящих тебя просто за то, что ты рядом.  

От смены к смене дети меняются, а ты стараешься не ударить «в грязь лицом», ищешь «ключик» к каждому, держишься на высоте… и вот приходит оно — понимание, что работа с отрядом — это не рутина за вознаграждение, это необыкновенная ситуация ежедневного общего успеха, которую хочется переживать снова и снова.  

Всегда интересно наблюдать, как начинается постепенное превращение в отряде из отдельно существующих личностей, хаотично блуждающих, растерянных и даже напуганных в детский коллектив единомышленников. Я как вожатый испытываю особую гордость, если это превращение происходит быстро.

Размышляя на заданную тему, я думаю, что работать вожатым мне нравиться еще и потому что рядом со мной наш коллектив – вожатые и понимающие, а иногда закрывающие глаза на промахи — наши руководители. Наш педагогический отряд — особенный. Впрочем, как и в каждом лагере. Люблю наблюдать, как работают «старички» и как стремятся быстрее поумнеть наши «новички».  Наш вожатский коллектив — как одно сердце, одно дыхание на всех и даже мысли сходятся. Кто-то начинает предлагать идею, а ты понимаешь, что только что об этом подумал. Когда это происходит, начинаю верить во что-то необыкновенное. 

Лагерь для меня как дом, в который хочется возвращаться снова и снова, ухаживать, держать в порядке, что-то менять в нем к лучшему. И двигаться вперед, воплощая в жизнь свои самые смелые идеи с коллегами и с отрядом. 

Думаю, что моя личность создана для работы в этом месте! Хотя почему работы? Для самореализации и полной отдачи! Ведь именно там я выкладываюсь по максимуму и делаю это с удовольствием. А когда человек занимается тем, что любит, тогда он будет делать это на «отлично». Именно поэтому  Я – Вожатый!

Закончить эссе хотелось бы отрывком из стихотворения собственного сочинения, которое навеяло мне на одной из летних смен!

«И пусть бывает трудно, бывает нелегко
Я знаю друг мой рядом
И здесь его плечо!
Вернуться в это место готов еще не раз
И буду, кем захочется, хоть принц, хоть водолаз»

Ахметшин Эмиль

«Почему я стала вожатой!»

Много ролей и много масок, прикрывая одну, меняешь другую. В этом и есть суть жизни общества 21-ого века. Каждый день для тебя испытание, и ты, как смелый герой, идешь на подвиги. Но для чего и ради кого? Пожалуй, я нашла для себя ответ на этот вопрос.

В детстве я считала, что моя история будет описана в приключенческих книгах. Следуя идеи приключений и романтики, начинала писать книги, лазала по деревьям и открывала новые созвездия в ночном небе. Я не представляла себя учителем или вожатым, хотя профессия учителя всегда жила и живет в моем доме. Дедушка, бабушка, тети и дяди, конечно, мама, сегодня и я стремлюсь к познанию педагогической профессии. Вольтер сказал: «Если будете ходить след-в-след, — вам не оставить своего следа на земле».

Не представляя себя учителем, произошло то, чего я не ожидала…

В очередной раз я забежала к дедушке на урок, чтобы поздороваться с ним и поиграть в солдатики с его учениками. Меня поразило отношение учеников к дедушке; они с огромным уважением ловили каждое его слово. Дед относился ко мне точно так же, как и к ученикам. Только сейчас могу признаться себе в том, что это повлияло на мой выбор профессии и понимание детской природы. Сегодня общаясь с детьми, я знаю, что дети становятся шумными, потому что находятся в поиске дела или добиваются истины, с ними можно объять необъятное. Я заметила, что общение с детьми изменило меня во многих планах: начал изменяться характер, развиваться ответственность за себя и свои поступки. Об этом пишут в книгах, а теперь могу сказать и я: «Многие люди, которых ты встречаешь на своем пути, меняют тебя. Но и ты меняешь людей, и это может произойти даже в самый малый срок, например, за одну смену…».

Новым приключением моей жизни можно считать лето в лагере. Лагерь всегда будет местом, в котором много интересных программ и разных событий. Ребенку важно сделать осознанный выбор и понять, чего он хочет достичь для себя. Задача вожатого не навязывать свое мнение и «не выливать на ребенка свой внутренний мир», а предложить ему знания и аргументы, которые подкреплены достоверными фактами. Самую главную мысль, которую я осознала и приняла как вожатый «не нужно желать становиться лучше, важно становиться собой». Только, когда осознаешь, кто ты есть на самом деле, тогда ты и сможешь сделать свою (и не только свою) жизнь лучше. Ральф Уалдо Эмерсон писал: «Считайте каждый закончившийся день законченным. Да, были промахи и нелепости в течение дня, но завтра наступит новый день». Благодаря вожатству я научилась принимать людей и поддерживать их, эта особенность непременно будет помогать мне в жизни. Когда-нибудь я напишу книгу, и вожатство будет неотъемлемой ее частью.

Так почему же я стала вожатой? Потому что я получаю магический заряд энергии и ценный жизненный опыт. Потому я хочу вести детей за собой и освещать путь. Любовь и признание детей стоят дорого! И я готова идти к этому.

 

Бош Алиса

«Почему я стал вожатым»

Быть вожатым — дело не простое. Оно требует полной отдачи, всесторонней развитости, любви и гармонии.

Я — будущий педагог, поэтому работа вожатым для меня — часть профессии, возможность совершенствоваться и развиваться в ней. Теории лучших педагогов, подкрепленные практикой — что может быть лучше?

Читая известные тома, мы долго пытаемся найти ответы на вопросы педагогики, психологии детей, с которыми хотим найти общий язык, чтобы стать хорошими родителями, учителями, но я считаю, что этот бесценный опыт можно получить в лагере. Рядом с теми, кому можно открывать себя, с кем можно сохранить в себе частичку детства, которое безвозвратно уходит.
В лагере мы можем каждую минуту быть рядом с лучиками солнца, дарящими безграничную любовь. Но, чтобы получить ее, нужно отдать себя без остатка. Кусочек своего сердца подарить кому-то, чтобы в ответ получить в десятки тысяч раз больше частичек маленькой души.

В юности, когда я была в лагере, мое видение вожатого отличалось от того, как я представляю такого человека сейчас. С позиции ребенка, я была вдохновлена их работой, они дали мне толчок для становления меня как вожатого и педагога в будущем.

Тогда я не понимала, насколько важна правильная работа с ребенком. Спустя время, увидев, все изнутри, я поняла, что вожатый — не просто человек, который стоит и улыбается, это нечто большее. Он помогает маленькому человеку во всем: направляет, поддерживает, становится примером, наставником, товарищем и Другом.

Сейчас для меня дети — личности со своими проблемами, переживаниями, сложностями, своим внутренним миром и, конечно, счастьем. Они заставляют стараться, заставляют двигаться вперед, достигать целей, покорять вершины, любить, отдавать, открываться им и открывать их. Они дарят столько любви, сколько больше не подарит никто и при этом, искренне, по-настоящему и невероятно сильно, но их любовь нужно заслужить. Они устраивают тебе поверку на прочность, и только от тебя зависит пройдешь ты ее или нет. Делятся самым сокровенным, доверяют свои тайны и секреты.

Каждый из них, как лучик солнца.
И теперь это солнце будет греть меня всегда. Потому что их любовь безгранична, она не заканчивается сезоном или сменой, она остается с нами. Остается со мной.
Я думаю, что каждый хоть раз должен попробовать прожить вожатское лето. Почему?
Потому что это — другая жизнь, наполненная иным смыслом. Ежедневное, ежечасное творчество, созидание.
Потому что — это другие эмоции, которые не существуют за пределами лагеря.
Потому что — это люди, те самые, из-за которых плачешь, когда расстаешься; те самые, из-за которых возвращаешься в лагерь снова и снова; те, самые, с которыми, оказывается, тебе по пути.
Каждый из вас найдет еще десятки поводов влюбиться в лето, я нашла свои.
Я влюбилась в лето раз и навсегда.

Галкина Анастасия

«Почему я стал вожатым»

Всем привет, у меня вопрос, вы смотрели фильм «Пятый элемент»? Да? Нет? Не волнуйтесь, вы всё поймете. Я был как Корбан, главный герой этого фильма, старый солдат на пенсии, которому ничего не надо, хотя мне было всего двадцать два. И вдруг возникает проблема вселенского масштаба, которая, по сути, мне и не важна, но если её не решить, то жизнь моя будет и не жизнь, поэтому нижней коркой головы понял, что нужно спасти свой мир. Я пошёл в школу вожатых. Да, ты старый вояка, поездил в кучу разных лагерей ребёнком, ты знаешь уже это всё, но чувствуешь, что будет как-то по-другому.

Для спасения мира нужно было собрать четыре элемента, которых я тогда не знал, но теперь поведаю вам о них:

Первый элемент — Сомнения. С самого моего детства и до настоящего времени сомнения являются моим самым главным врагом. Я сомневаюсь, стоит ли покупать в магазине сок, а если и покупать, то с каким вкусом. Мне достаточно тяжело сделать широкий шаг вперед, в неизведанное, потому что я сомневаюсь, действительно ли именно то, что я решил, мне необходимо и нужно ли оно мне вообще. Так что, справедливости ради, хочу заметить, что вожатство было гораздо более серьезным решением, чем сок. И очень часто в голове всплывает вопрос «А что ты теряешь?». Действительно, как говорит моя бабушка, не корову же проигрываешь. Я с большим интересом и удовольствием учился в школе вожатых в моем родном городе, Калуге. Трудно сказать, что весь объем, который преподавали был занимательным. Нас не пугали лагерными историями, деспотичным начальством и неуправляемыми детьми, но и особого огня в глазах преподавателей тоже не было. Очень грустно сейчас осознавать, какая же часть моей группы обучающихся не поехала на свою первую смену. Но я, к счастью, решился.

Второй элемент — Страх. Перед началом моего первого незабываемого путешествия я весь был на эмоциях и очень сильно ждал лагеря. Подводя итог всему моему обучению, можно сказать, что теории я знал крайне мало, зато имел большой багаж практики — я же тренировался проводить игры или мероприятия на своих одногруппниках! Я был готов пройти свое боевое крещение, я невероятно сильно хотел подтвердить то, что мне неслучайно присвоили квалификацию вожатого. Я до сих пор считаю, что мне очень сильно помогли мои детские воспоминания о лагерях. Так как знаний было недостаточно, я именно на уровне чувств понимал, как следует поступить. Если только задуматься, страшно было всегда и за каждую мелочь. Страшно за каждого ребенка, которого тебе доверили, страшно за их жизнь, за здоровье, за любую проблему, которая в детских глазах приобретает масштабы катастрофы. Страшно не принять вовремя решение или принять, но неверное. Страшно ударить в грязь лицом. Страшно понять, что все происходящее тебе совсем не нравится.

Третий элемент — Удивление. Лагерь с точки зрения вожатого очень сильно отличается от лагеря с точки зрения детей, поэтому мое удивление действительно было колоссальным. Я начал свою карьеру вожатого в 22 года, кажется, я был даже старше своего первого старшего вожатого. Меня удивляло абсолютно все, но, надо заметить, удивляло только в положительном смысле. Я был просто ошарашен интенсивностью лагерной жизни. Мой размеренный ритм жизни быстро ускорился, я делал, а самое главное, хотел делать всё! Танцы, постановка различных сценок, пение, рукоделие, много спорта! Работа с детьми! Я обрел ту выдержку, которой должен был обладать вожатый, у меня все получалось, и мне все безумно нравилось! И это тоже меня очень удивляло.

Четвёртый элемент — Открытие. Моя жизнь перевернулась даже не после этой такой важной первой смены, а прямо на ней. Я понял, что лагерь возвращает меня в юность, забирает какие-то волнующие проблемы и дарит огромное количество ярких впечатлений, которых так не хватает в повседневной жизни. Я осмелился делать то, что вызывало много сомнений: я выступал на сцене, не стеснялся танцевать или казаться смешным, а самое главное, я понял, что мне невероятно сильно нравится работать с детьми. После смены я стал студенческим активистом, участвовал в мероприятиях и организовывал их. А еще сразу же после своего приезда домой я записался на ближайшую смену.

И тут вы можете меня спросить, фильм вроде «Пятый элемент» называется, а рассказал только про четыре? Не волнуйтесь друзья мои, сейчас я поведаю последний и самый главный из них. Только этот элемент смог спасти мир Корбана и разбудить меня. Любовь. Да, конечно, можно сказать, что это банально, но только для тех, кто знает, что это такое. А я лично не знал, нравится мне дети или нет, я был затворником, так же, как и Корбан, не умел любить. И только найдя все четыре элемента ты понимаешь, что мир спасёт только она. Любовь.
Я работаю не с простыми детьми. Они не знают, что такое любовь семьи или близких, поэтому я должен сделать все, чтобы спасти эти маленькие миры от забвенья.

Ильинский Павел

 

 

Дополнительные файлы: