Летняя профильная смена для воспитанников патриотических клубов, объединений, активистов школьных музеев

Номер: 

В последние годы стал особо востребован активный летний отдых для детей, в рамках которого ребята могут получить новые знания, практические навыки и умения, освоить интересную для себя деятельность, испытать себя в качестве организаторов, укрепить, поддержать либо восстановить свою социальную значимость. Каникулярное время воспитанников патриотических клубов, активистов школьных музеев в летний период также можно эффективно использовать в целях решения качественно новых социально-образовательных задач.

Творчески организовать подобного рода жизненное воспитательно-образовательное пространство детей реально можно на любой профильной смене, проходящей на базе детского оздоровительного лагеря с круглосуточным пребыванием либо лагеря дневного пребывания. Но здесь руководителям патриотических клубов, объединений, руководителям школьных музеев, педагогам, отвечающим за системную организацию летнего отдыха школьников, понадобится как минимум знание базового организационно-педагогического алгоритма подготовки и проведения интегративных профильных смен. Ниже мы предлагаем свой методический взгляд на эту актуальную проблему.

Основная содержательно-смысловая особенность предлагаемых нами методических размышлений обусловлена тем, что в состав участников одной интегративной профильной смены патриотической направленности мы включаем обычно воспитанников разного возраста из многих образовательных учреждений, клубов, объединений в течение года занимавшихся близкими, но всё-таки явно непохожими видами деятельности    (воспитанники патриотических клубов и активисты школьных музеев). В психолого-педагогическом отношении это весьма непростая задача, тем более, что решить ее необходимо в самые кратчайшие сроки (5 – 10 дней).

Комплектование отрядов осуществляется нами по принципу организации временного первичного детского коллектива. Чаще всего такие коллективы бывают у нас разновозрастные, а общий успех всей профильной смены во многом предопределён тем, что ребята одного какого-то клуба или актива не замыкаются в своих замкнутых  отрядах или группах, а активно взаимодействуют с другими подобными  объединениями или командами. Такая система организации жизнедеятельности временного детского коллектива даёт довольно ощутимый воспитательный эффект: происходит более тесное общение ребят разных возрастных групп, а значит имеет место трансляция социального и творческого опыта от старших детей к младшим. 

Укажем теперь на одну немаловажную организационно-педагогическую деталь. За несколько дней до заезда Совет руководителей делит всех участников смены на отряды, в составе которых обязательно должны быть как воспитанники патриотических клубов, так   и активисты школьных музеев. Здесь мы обязательно соблюдаем следующее правило формирования отрядов: должны быть организованы разновозрастные группы. Именно при разновозрастном межличностном общении наиболее успешно происходит передача опыта от старшего поколения детей к младшему, как правило, от более опытного воспитанника к менее опытному. И ещё один показательный психологический нюанс: командир отряда назначается из числа членов патриотического клуба.

    Наши длительные педагогические наблюдения подтверждают: на протяжении всей   профильной смены, а это 5-10 дней, ребята активно и с удовольствием делятся друг с другом различными знаниями: активисты школьных музеев знакомят воспитанников патриотических клубов с историей нашего города, архитектурных объектов, судьбами жителей города, проводят виртуальные экскурсии «Вдоль по Красному…», «Новониколаевск купеческий» и др. В свою очередь ребята из патриотических клубов знакомят активистов школьных музеев со строевой, огневой и туристической подготовкой, а также морским делом. Ребята из отряда, сформированного по такому интегративному принципу, на протяжении всей профильной смены успешно обучают друг друга, передавая знания, накопленные ими в течение прошедшего учебного года. Передача таких знаний, по нашим наблюдениям, происходит как в процессе проведения обучающих занятий, так и после них — в личном неформальном общении.

Занятия организуются ежедневно, длительность занятий — привычные для воспитанников 45 минут. Для проведения некоторых занятий («Мезенская роспись», огневая подготовка) отряд делится на две подгруппы.

Апробированный в нашем организационно-педагогическом опыте типичный учебный план городской профильной смены, который мы в кратком его представлении называем «Патриот», обычно имеет следующий вид:

 

См. таблицу "Учебный план городской профильной смены"

        Методы обучающей работы в период профильной смены могут быть самыми разными: беседы, практикумы, тренинги, проблемные творческие задания, игровые и соревновательные ситуации и т.д.  Формы воспитательно ориентированной жизнедеятельности детей также должны иметь динамический вид и элементы творческого методического разнообразия: спортивные и краеведческие игры, краеведческие викторины, соревнования, конкурсы и выставки рисунков, смотр строя и песни и др.

       Важен и оптимальный подбор педагогических кадров. Так одна из последних наших профильных смен, прошедших в Новосибирской области на базе ДОЛ «Калейдоскоп» объединила в один сплочённый коллектив 100 воспитанников (возраст от 10 до 16 лет) и 10 сопровождающих — педагогов, которые одновременно являлись и преподавателями ряда следующих дисциплин: краеведение, морское дело, мезенская роспись, строевая, огневая, общефизическая подготовка и др. При таком подходе мы успешно решаем и кадровую проблему: здесь сразу же отпадает необходимость в вожатых или педагогах - организаторах досуга.

С педагогами, работающими на смене обязательно проводится предварительная подготовительная работа. Так в течение IV школьной четверти с ними проводятся совещания, обучающие семинары по актуальным проблемам теории и методики организации профильной смены: подбор воспитанников, составление списков, сбор документов, проведение родительских собраний, составление учебного плана, знакомство с традиционными мероприятиями смены.

Смена финансируется частично из бюджета города (Департамент образования мэрии), а также средств родителей и соцстраха. Ребятам из многодетных семей путевки на смену полностью оплачивает соцстрах по предъявлению определенного пакета документов. Это, пожалуй, была самая трудоемкая для нас часть этапа подготовки смены: сбор документов для льготного получения путевки. 

Каков же общий сценарный  замысел  проведенной нами профильной смены «Патриот»?

Первый день смены — это заезд, размещение, распределение по отрядам, назначение командира, знакомство с территорией лагеря, организация вечернего огонька знакомства.

Второй и третий дни полностью посвящены занятиям. В первый или второй день занятия «Интеллектуальные игры» проводятся с элементами коммуникативных тренингов. Почему задействованы элементы, а не полностью коммуникативные тренинги? Мы не ставим перед собой цель проведения коррекционной коммуникативной работы среди воспитанников, не решаем те или иные жизненные проблемы подростков. Проводимые нами тренинги не затрагивают сложных внутриличностных проблем подростков, а направлены прежде всего на сплочение временного детского коллектива.

Четвертый день — проведение двух традиционных итоговых мероприятий: смотр строя и песни «Аты-баты…» и краеведческой игры. В этих мероприятиях воспитанники показывают те навыки, которые приобрели на профильной смене.

На смотре отряд воспитанников во главе с командиром показывает обязательную программу действий или передвижений строевым шагом, проходит перед членами жюри со строевой песней, показывая строевую выучку и т.д.

В краеведческой игре отряд воспитанников показывает свои знания, приобретенные на профильной смене по истории родного города. Содержание краеведческой игры организаторами профильной смены разрабатывается каждый год новое. Связано это с тем, что в числе участников смены есть ребята, которые ездят на смену несколько лет подряд.

В третий-четвертый день на Совете руководителей распределяются обязанности среди педагогов для успешной организации итоговых мероприятий профильной смены: работа в жюри на смотре строя и песни «Аты-баты…», встреча воспитанников на одной из станций краеведческой игры, подготовка реквизита для мероприятий, подготовка наградного фонда и др.

Пятый день — день отъезда.

Что же в итоге нам удаётся достичь на патриотическом воспитательно-образовательном направлении воспитательной деятельности? Выделим, на наш взгляд, главное:

  • осознание участниками смены высших ценностей и ориентиров, возросшая их способность руководствоваться ими в повседневной практической жизнедеятельности;
  • формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • профориентационная работа, направленная на сознательный выбор участниками смены военных и музееведческих специальностей;
  • развитие творческих задатков и способностей;
  • физическая и психологическая подготовка к службе в армии;
  • подготовка компетентных помощников для организации и проведения соревнований по военно-патриотическому направлению, экскурсий по школьному музею из числа участников смены;
  • вовлечение в систему военно-патриотического воспитания представителей администрации образовательных организаций, социальных партнеров и представителей общественности.