Становление медиакультуры школьного сообщества

Номер: 

Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы организации сетевого школьного медиапространства, вскрываются социально-психологические механизмы становления ответственности и медиакультуры у основных участников школьного сообщества (детей, педагогов, родителей), предлагается серия тематических информационных игр.  

Ключевые слова: социальная сеть, медиапространство, опытно-поисковая деятельность, участники школьного сообщества, ответственное отношение к публичному образу.

Социальные сети в жизни современных школьников занимают важное место. Их влияние по-прежнему вызывает противоречивые мнения в обществе. Однако у редкого юноши или девушки 14 лет и старше нет аккаунта хотя бы в одном из популярных сервисов онлайн общения. Беседы с учениками средней общеобразовательной школы № 92 показывают, что ребята в основном заводят личные страницы в 11-12 лет, отдавая предпочтение сети ВКонтакте. Девочки в 13-15 лет часто имеют страницу в Инстаграм. Другие социальные сети используются в случае наличия соответствующих интересов. Например, родители зарегистрированы в Одноклассниках, а старшеклассники — в Twitter и WhatsApp.

В Национальном проекте «Образование» в достаточно острой форме поставлен вопрос о необходимости безотлагательного создания «современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней» [1]. В этой связи актуальной задачей практически любой школьной образовательной организации становится сегодня проведение целенаправленной опытно-поисковой деятельности в системно выстраиваемом медиапространстве, которое, вне всякого сомнения, обладает определенным воспитательным и культурно-развивающим потенциалом [2]. Изучение и планомерное, целенаправленное, тщательно педагогически продуманное использование социальных сетей может стать полезным ресурсом в деле обеспечения интенсивного социокультурного становления личности школьников, может способствовать воспитанию у них ответственного отношения к своему публичному образу, привитию культуры отстаивания собственного аргументированного мнения и др. При этом принципиально важно во вреурочное время организовывать разновозрастное взаимодействие в сети, вводить правила комментариев и обсуждений, создавать информационные поводы, стимулирующие активность подписчиков [3].

У школы № 92 есть два официальных аккаунта: school_92_novosibirsk в Инстаграм и Школа 92, события в ВКонтакте. Изначально их функции были новостными. Педагоги-организаторы публиковали посты, в которых рассказывали о прошедших событиях, размещали фото и видео. Постепенно контент дополнился анонсами предстоящих школьных дел. Несколько появившихся чуть позже обсуждений также носили информационный характер, например, «Выбирай и участвуй!» — представлял собой регулярно пополняемый перечень конкурсов для школьников. Но за несколько месяцев практической реализации такого подхода всем стало понятно, что школьному медиасообществу явно не хватает обратной связи.

Следующим важным методико-технологическим шагом стал пересмотр контента в пользу деятельностного участия подписчиков. Во-первых, у традиционных событий появились узнаваемые хэштеги. Был определен даже отдельный хэштег для освещения наиболее интересных дел классных коллективов — #КЛАССнаяЖизнь92. Во-вторых, активность в школьных аккаунтах стала учитываться в рейтинге классов по итогам каждого полугодия. В-третьих, открылся раздел «Сообщения», с помощью которого каждый желающий мог обратиться с предложениями и отзывами напрямую к организаторам.

Несколько классных руководителей, старост, родителей сразу поддержали нововведение. Увеличилось количество просмотров постов, стало появляться больше комментариев, чему способствовало расширение состава авторов. Особым знаком ответственности за свои публикации теперь выступает согласие автора на личную подпись (либо ссылку на его страницу).

Наибольшие трудности на этом этапе становления медиасистемы школьного сообщества вызывали опросы и голосования. У школьников разных возрастных групп и их родителей обнаружились нестыковки в понимании таких явлений, как «накрутка голосов», «дедлайн», «гугл-форма» и др. Свежим примером проработки этого направления стало голосование на приз зрительских симпатий по итогам творческих самопрезентаций «Наш класс открыт для вас». Процесс был полностью организован в группе ВК и проходил в несколько этапов. В отдельные периоды свое мнение выражали близкие и знакомые детей, только подписчики, либо исключительно старосты классов. Последний способ оказался особенно ценным, потому что лидеры очень сознательно подошли к делу, выразили интересные мнения, а предложенные ими дополнения к правилам были применены уже в следующих голосованиях.

Сейчас аккаунты школы в социальных сетях выступают одновременно и средством информационной поддержки событий, и самоценным событийным коммуникативным пространством. Ярким примером в этом отношении могут служить «Марафоны безопасности», которые второй год проводятся в сентябре. От «Спортивного марафона» «Марафоны безопасности» переняли такие правила, как общий старт, протяженную «дистанцию», наличие рейтинга участников. Собственно методико-педагогическое содержание наглядно раскрывается через тематические дни: классы получают задания для самостоятельного выполнения, а выборочные параллели или команды определенных классов приглашаются для участия в «индивидуальном забеге».

Например, в «День психологической безопасности» старшеклассники становились участниками «Большой психологической игры», где через синквейны, QR-коды, кроссенсы узнавали о способах влияния людей друга на друга, а также вырабатывали стратегии защиты личности от разрушающих действий извне. При этом все остальные школьники могли посредством онлайн заданий самостоятельно узнавать о манипуляциях, психологическом заражении, подавлении и т.п., чтобы потом поделиться с другими собственными способами борьбы с ними.

В «День социальной безопасности» каждый классный коллектив на переменах осваивал игры на сплочение и командообразование. «День экономической безопасности» запомнился игрой на распределение семейного бюджета и идеями стартапов «Мой первый миллион».

Информационную безопасность на практике изучали команды учеников 7-х и 8-х классов, приглашенные на интерактивную программу «INFOКульт». На игре они через различные упражнения рассмотрели такие характеристики информации, как доступность, целостность и конфиденциальность, а потом с обучающимися других классов соревновались в оригинальности собственного взгляда на правила поведения в школе. Основные моменты игры параллельно закреплялись заданиями в аккаунтах школы: в ходе Марафона проводилась фотоакция #ШкольныйМир92, для участия в которой необходимо было проиллюстрировать любое положение Устава образовательной организации с точки зрения безопасности.

Подобным образом организуется и общешкольный фестиваль «Звездная россыпь» (#ШколаТворчества92), предновогодние события (#Адвент92_2020) и даже освещение методических дел педагогов (#ПРОФИшкола92).

Таким образом, можно заключить, что социальные сети способствуют укреплению событийного характера жизни школьной образовательной организации, стимулируют личную активность отдельных участников расширенного школьного сообщества (детей, родителей, педагогов), дают возможность им проявлять свою гражданскую позицию, получать опыт авторства и быть услышанными потенциальными единомышленниками.

Литература
1. Национальный проект «Образование». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
2. Боровиков, Л. И. Современное детство: воспитательный аспект проблемы // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. — 2019. — № 2. — С. 4-7.
3. Шишкина, Л. В. Становление медиакультуры участников школьного сообщества // Воспитание ответственной личности средствами дополнительного образования: Материалы Областные открытые педагогические чтения работников системы дополнительного образования. — Новосибирск : Изд-во «АпострофЪ», 2020.