Воспитательные возможности семьи в зеркале национально-культурных традиций

Номер: 

Аннотация. На примере собственного семейного воспитательного опыта автор раскрывает высокий досуговый потенциал русско-армянских национальных культурно-художественных традиций, методически обосновывает принципы, пути и способы повышения общекультурной готовности родителей к осуществлению такого рода работы.        

Ключевые слова: семья, совместный досуг, художественное воспитание, национальные культурные традиции, поликультурное воспитание, личный пример взрослого.

Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям» [1, с 76]. Реализовать это необычайно важное психолого-педагогическое требование крайне непросто.
Художественное воспитание детей в семье — это начальное знакомство с литературой, живописью, изобразительной деятельностью, музыкой, драматургией, воспитание в ребенке способности видеть прекрасное в самых обыденных вещах, глубже понимать окружающий мир, стремиться ценить и создавать красоту. Такова, на мой взгляд, главная воспитательная задача, которая стоит перед современными родителями, и не требует от них каких-то особых академических знаний, а только лишь искреннего желания заниматься этим, терпения и любви к своему ребенку.
Видеть и ценить красоту вокруг себя — это не столько врожденные человеческие качества, сколько вполне определенный навык, который формируется путем упорядоченной и систематической работы. При этом едва ли не главную роль в художественном воспитании играет личный пример взрослого, взаимодействие в процессе творчества, совместная деятельность родителей с детьми. В процессе совместного творческого времяпрепровождения происходит сближение родителей с детьми, рождение общих интересов и увлечений. Конечно же, здесь на передний план непременно выступает общая культурная подготовленность родителей — круг их жизненных интересов, устоявшиеся способы проведения семейных праздников, поддержание семейных традиций.
 У каждого народа есть своя, собранная на протяжении веков гамма художественного творчества — это песни и танцы, музыка и архитектура, литература и живопись. В нашей семье детям с рождения прививался интерес к народному творчеству. Армянские семьи отличаются тем, что строго соблюдают национальные народные традиции, даже в смешанных браках этому уделяют самое серьезное внимание. Также и в нашей семье, с раннего детства мы приучали детей любить искусство двух народов: России и Армении. Все это происходило и происходит через изучение языка, музыки, живописи, танцев, знакомство с природой, театром, кино, архитектурой, скульптурой, литературой и историей этих двух государств. У нас глубоко чтятся традиции и соблюдаются обычаи наших народов, через такие праздники как Новый год, Старый Новый год, Крещение, Восьмое марта, Праздник материнства и красоты, Пасха, День Победы, День Первой Республики, День Ивана Купалы (Вардавар), и другие.

Каждый праздник имеет свои обычаи, нюансы. Например, Старый Новый год. Традиция праздновать Старый Новый год связана с расхождением в двух календарях: юлианского — календаря «старого стиля» и григорианского — календаря «нового стиля».  В наши дни Старый Новый год в народе считается завершением новогодних праздников. Именно после 14 января обычно убирают праздничные столы и елку. Несмотря на то что Старый Новый год официально не празднуется, в этот день в полночь люди поздравляют друг друга, а по армянской традиции на новогодний стол подаются различные семь блюд и семь видов фруктов. Одна из «вкусных» традиций — выпеченный сладкий пирог «гата», который украшают сухофруктами, орехами и другими сладостями. По традиции, внутри выпечки прячут одну фасолину и делят пирог на равные части всем членам семьи: кому достается «гата» с фасолью, тому в новом году должна улыбнуться удача. В нашей семье мы это делаем ежегодно.
Немаловажную роль в художественном воспитании детей в нашей семье играет и знакомство с армянской литературой. Важным событием в Новосибирске в 2005 году стало открытие воскресной школы, где ребята могут учить язык, знакомиться с произведениями армянских авторов, разучивать народные танцы, песни, стихи, учиться играть на национальных инструментах. В нашей же семье отец научил детей армянским танцам и познакомил с армянской литературой, так как не было возможности посещать воскресную школу. Сейчас наши дети активно принимают участие в различных мероприятиях, связанных с армянской культурой.
Хочу привести еще один пример традиции, сложившейся в нашей семье. Но сначала немного истории. 28 мая в Армении отмечается День Первой Республики. Этот день в Армении официально нерабочий. По традиции, каждый год 28 мая в Новосибирске, вот уже в течение 10 лет на территории Храма Армянской апостольской церкви, проводится празднование, посвященное этому дню. Храм находится на Мочищенском шоссе, для нас это как бы небольшой островок Армении с ее богатыми культурными традициями. Большая территория там отведена площадке для проведения национальных праздников. В этот день можно услышать звучание дудука, послушать стихи и патриотические песни, посмотреть танцевальные номера и попробовать национальные сладости. Мы каждый год посещаем это мероприятие, наши дети принимают участие в праздничном концерте, в котором выступают дети из армянской школы. Участники в национальных костюмах исполняют различные танцы: «Кочари», «Ярхушта», «Берд», «Арцах» и другие. В конце праздничного мероприятия организаторы приглашают всех станцевать танец «Кочари». Мы с мужем не остаемся в стороне и принимаем участие в заключительном танце.
Таким образом мы как родители делаем все возможное, чтобы наши дети были культурно грамотными и художественно воспитанными людьми.  Они разговаривают свободно на двух языках, принимают участие в различных международных конкурсах: читают стихи, поют песни, танцуют, увлекаются живописью, рисуют, играют на гитаре и участвуют в областных, Всероссийских и Международных конкурсах. Ну, а самое, пожалуй, главное для нас, что свою будущую профессию они связали с творчеством, получая высшее образование в институтах культуры и искусства.

Литература
1. Сухомлинский, В. А. О воспитании. /Сост. С. Соловейчик. —М.: Политиздат, 1988. — 270 с.