Социализация подростков в историко-краеведческом клубе. Синтез рудиментарных и современных способов бытия

Номер: 

Аннотация. На примере многолетней деятельности историко-краеведческого клуба обсуждается возможность конструктивного разрешения противоречий подросткового возраста путем интегративного сопряжения рудиментарных способов общинной социализации и механизмов современных разновозрастных неформальных детских объединений.      

Ключевые слова: социальный опыт подростков, потребность в принадлежности к группе, разновозрастные неформальные детские объединения, рудиментарные формы общинной социализации

Проблемы социализации с каждым днем становятся все более актуальными для всех: педагогов, родителей, общественность. Это вполне объяснимо. Понятие социализации чрезвычайно емкое. Трудно согласиться с Джоном Локком, прибегшему к термину tabula rasa в сравнении с новорожденным. Врожденные, обеспечивающие выживание, инстинктивные формы поведения проявляются у ребенка с первых мгновений его жизни. А вот специфические формы социального поведения отсутствуют. Ребенку предстоит пройти долгий и тернистый путь освоения всего массива человеческой культуры, как материальной, так и духовной, включая все, что связано с жизнью человеческого общества, стать его полноправным членом. Одним словам, предстоит социализироваться, перейти в статус самостоятельной социальной личности.
В педагогической литературе можно найти разные варианты толкования термина социализация, но все практические педагогические работники обычно определяют социализацию как длительный процесс освоения растущим человеком множества социальных норм и ценностей, различных социальных ролей. В ходе социализации формируется личность, фактически определяется ее место в обществе. И хотя процесс социализации осуществляется на протяжении всей человеческой жизни, но глубинные основы социальной успешности человека закладываются именно в период детства, отрочества и ранней юности, то есть в возрасте от 0 до 18 лет. В процессе социализации бывают задействованы самые различные факторы, агенты, институты. С усложнением социальной структуры и механизмов организации общества растет и усложняется система социализации [1]. Она обретает все более выраженные черты. При этом неуклонно возрастает значение тех или иных современных общественных институтов и тесно связанных с ними средств социализации. Традиционные, древнейшие формы общинной социализации, унаследованные от эпохи родового строя, хотя и в измененном виде, но, сохраняются. Например, особые союзы, включающие в свой состав детей и подростков, объединенных в категорию «невзрослых» [2]. При этом общественные и традиционные институты социализации могут вполне эффективно сотрудничать и сливаться в рамках вполне официальных общественных организационно-педагогических форм [3].

В качестве различных воспитательных и образовательные организаций, начиная от детских садов до ВУЗов, данные институты представляют собой вполне официальные современные государственные учреждения, но, в то же время, несут черты, свойственные традиционным объединениям детей и подростков. В рамках таких разновозрастных объединений дети и подростки получают возможность пройти социализацию в условиях относительной автономии от мира взрослых. Вневременная устойчивость таких объединений обусловлена психологическими особенностями подросткового возраста, в частности, потребностью в принадлежности к коллективу сверстников. Примером объединений такого рода являются кружки, клубы и секции, действующие в системе дополнительного образования, особенно кружки и клубы туристско-краеведческой направленности.

Таким объединениям, по нашим многолетним психолого-педагогическим наблюдениям, присущи черты, свойственные и разновозрастным неформальным детским объединениям: наличие сплоченного коллектива с высоким уровнем позитивного взаимодействия, функционирование в нем нормативно регламентируемого поведения, наличие внутригрупповой иерархической структуры, групповой символики и своих собственных традиций. Имеет место и относительная автономия от мира взрослых, собственная, по мере взросления растущая социальная активность. С точки зрения законов социализации здесь важно то, что все эти, столь привлекательные для подростков свойства, черты и характеристики реализуются в сплоченном детском коллективе, занятом решением социально-значимых задач. Такой подростковый коллектив представляет собой эффективный фактор (институт) формирования социальной позиции растущей личности через освоение различных социальных ролей.
В повседневной жизни подросток в основном включен в рамки довольно жестко регламентированных «взрослых» структур, где его место и ролевая позиция определены, а возможность выбора или ограничена, или исключена. Другое дело клуб. Он предоставляет подросткам возможность выйти за рамки этой строгой регламентации, в эмоционально комфортной среде «примерить» на себя новую социальную роль. Диапазон осваиваемых ролей в клубе чрезвычайно разнообразен, как разнообразны и виды деятельности клуба. Разнообразие ролей, их смена определяются еще и наличием в клубе элементов самоуправления и самоорганизации.
В  начале каждого учебного года в наш клуб приходят подростки 11-12 лет, еще не обладающие значительным социальным опытом. С первых недель пребывания в клубе новички участвуют не только непосредственно в учебных занятиях, но подключаются к различным клубным делам и мероприятиям. Это не только новые дела, новые виды деятельности, но и новые роли, новый уровень связанной с этими ролями ответственности. В клубе сложилась и успешно себя зарекомендовала практика постепенного делегирования полномочий от руководителя к обучающимся. Решение ряда вопросов, связанных с жизнеобеспечением коллектива, постепенно переводится в ведение самих подростков, занимающихся в клубе третий или четвертый год. Подросткам поручается, к примеру, работа по подготовке и проведению праздников, внутриклубных соревнований и учебно-практических конференций, проведению хозяйственных мероприятий по благоустройству походного бивака или учебных кабинетов клуба. В ходе решения таких вопросов у подростков есть возможность почувствовать себя взрослыми, по-настоящему ответственными людьми и, тем самым, реализовать одну и важнейших потребностей своего возраста — потребности во взрослении.
Одной из составляющих работы клуба в решении вопросов социализации является организация совместной деятельности воспитанников разных возрастных групп. В таких разновозрастных группах старшие воспитанники выступают руководителями, организаторами, контролерами, расширяя, таким образом, свой ролевой диапазон. Младшие воспитанники на примере старших товарищей видят уровень, который им предстоит достигнуть и который, как убеждает пример старших, достигнуть им вполне по силам. Между старшими и младшими устанавливаются прочные конструктивные связи. Старшие воспитанники, как и в разновозрастных группах традиционных обществ, выступают в роли наставников, воспитателей, обучая своих младших товарищей и, одновременно, расширяя собственный социальный опыт.
Так, опираясь на особенности подросткового возраста, творчески применяя традиционные институты социализации, используя разнообразные формы деятельности, клуб расширяет и обогащает социальный опыт подростков. Реализовав себя в клубе, как в небольшой части общества, освоив в рамках клуба новые социальные роли, подросток получает опыт успешной самореализации в социуме в целом.

Литература
1. Мудрик, А. В. Социализация человека. -М.: Издательский центр «Академия», 2004 — 304 с.
2. Виноградов, Г. С. «Страна детей». Избранные труды по этнографии детства. —СПб.: Издательство «Анатолия», — 1998. — 560 с.
3. Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. —СПб.: Питер, 2017. — 304 с.