Как слово наше отзовется... Философско-психологический этюд учителя-словесника

Номер: 

Аннотация. Сделана попытка раскрыть специфику выстраивания системы высоких духовно-нравственных взаимоотношений современного учителя-словесника с творчески одаренными детьми.

Ключевые слова: учитель-словесник, педагогические традиции, трансляция созидательных воспитательных идей, лучший ученик, мотивация детского творчества

Педагог — профессия, обязывающая к непрерывному росту. Внутренняя работа над собой у педагога-профессионала не останавливается ни на миг. Современным ученикам интересен учитель, который в позиционно-личностном плане находится вместе с ними, а не над ними. Думаю, что своеобразный девиз, виртуально вычеканенный на нашем современном учительском гербе, должен состоять из следующих слов: «Развитие!», «Движение!», «Виктория!».

Профессия учителя — созидающая по своему духу. В одной популярной песне, посвященной учителям, я с особым пристрастием выделяю для себя следующие строки: «Время выбрало нас зажигать души-свечи!». Ведь учитель-словесник есть действительно настоящий волшебник. Именно от него, от его мастерства, целеустремленности и искренности, во много зависит, как в душе ребенка отзовется свет сказанного Слова. Благородное это дело и благодарное — учить словом. Каждый ученик, образно говоря, есть незажженная свеча, а общение с учителем — передача тепла, огня, света. Мы получили это трепетное, живое человеческое тепло, в свою очередь, от своих любимых учителей. А в моей личной профессиональной биографии было несколько поколений учителей, искренне любящих свое дело.

Династия учителей в нашем роду представлена учителями начальных классов, математики и биологии, и, конечно же, учителями-словесниками. В целом педагогический стаж нашей династии насчитывает 616 лет. У учителей-словесников статистика выглядит чуть скромнее — 89 лет. Но и это вполне достойная цифра, накладывающая на меня самую высокую профессиональную ответственность.

До революции наш прадедушка Сидоренко Яков Алексеевич служил в церковно-приходской школе в селе Поповка на Брянщине. Его сыновья, продолжая трудовую династию, тоже стали учить ребятишек. Сидоренко Феофан Яковлевич и Сидоренко Михаил Яковлевич — учителя начальных классов, Сидоренко Алексей Яковлевич, также учитель начальных классов и участник Великой Отечественной войны.
Сидоренко Виктор Яковлевич — учитель математики, а Вячеслав Яковлевич — учитель географии.

В городе Брянске в средней школе № 57, начиная с 1978 года, долгие годы преподавала биологию наша тетя, Михеенко Александра Алексеевна. Она стала Почетным работником общего образования Российской Федерации.

А наша династия учителей-словесников началась с тети, Высоцкой Тамары Алексеевны, которая получила диплом Новозыбского педагогического института и 38 лет учила русскому языку и
литературе девчонок и мальчишек Шмотовской средней школы Почепского района Брянской области. В 1955 году начался ее учительский труд, которому она была верна долгие годы, из них 6 последних лет работала директором родной школы. Сейчас ей 86 лет, она всегда величает нас «коллегами», а профессию свою считает самой благородной. Нас, племянниц своих, помня себя и свой нелегкий учительский труд, называет «труженицами». Мы тоже величаем дорогую нашу тетушку особо — коллега!

Я и моя сестра Ткаченко Марина Борисовна, не изменяя сложившейся традиции, вот уже много лет работаем учителями русского языка и литературы в родном городе Новосибирске, но в разных гимназиях. Наш общий стаж — 58 лет!

Мы не понаслышке знаем, что такое истинная педагогическая традиция, каким должен быть настоящий учитель. Знаем это на примере родственников и любимых учителей. Много раз убеждались в незыблемой педагогической истине — учитель продлевает свою жизнь в душах и сердцах, в памяти и поступках своих учеников. Блеск любопытных глаз, ожидающих от тебя, учителя, нового, обязательно должен быть и оправданным, и радостным. Наши ученики учатся на «опыте» литературных персонажей, приобретая собственный. Свет, зажженный учителем (благо литература это позволяет), по-прометеевски переходит дальше, по цепочке, от поколения к поколению.

Я получила этот свет и от своих учителей и благодарна им. Мне повезло со школьными учителями, учителями-словесниками в частности. В среднем звене русский язык преподавала у нас Нина Александровна Соколова. Эти годы были для меня культом русского языка, учитель научил меня быть грамотным, научил чувствовать слово. Слово — алмаз, хрустальный и хрупкий. В седьмом и восьмом классах литературу вела Лариса Ефимовна Рудых, мягкий, интеллигентный человек, эрудированный, преданный предмету. Благодаря ее урокам я стала любить литературу, много читать. В старшем звене учителем литературы была удивительная, харизматичная Лариса Афанасьевна Яркова — личность неординарная, яркая. Каждый урок — фейерверк, отдохновение. Ее уроков ждала с нетерпением, помню это состояние до сих пор. Этот любимый учитель сделал из меня Читателя.

Встреча с такими учителями — большая удача, иногда определяющая всю дальнейшую судьбу. Вот «слово» этих удивительных учителей-словесников «отозвалось» во мне, стало моей профессией, моей жизнью.

Учителя-словесники и ученики — братство душ, соединенных невидимой нитью памяти и благодарности. Слово наше учительское отзывается в них, в наших учениках. Всегда. Сколько будут помнить...  Они были и есть разные: быстро понимающие и медленнее, честные и лукавые, стремящиеся к грамотности и, увы, избегающие орфограмм и правил, теперь переживающие из-за ОГЭ и ЕГЭ.

А какой он лучший ученик? И какой он лучший ученик в жизни конкретного учителя? Написав и прочитав несколько раз такое вопросительное предложение, я вдруг задумалась: «А, правда, кто из моих многочисленных учеников был лучший?».

Некоторые из учеников даже окончили педагогический институт, причем филологический факультет, мы могли стать коллегами, но школа не увидела их, и Первого сентября дети не встретили молодого интересного учителя. Лучшие «пятерки» были у них по моим предметам. Жаль ... И все же, лучшие, кто они?

Самые мои первые и нынешние ученики — разные, даже очень разные. Как выбрать «главного», определить лучшего? Ведь учишь многих, помнишь по-особенному единицы. Вспоминаю — какой восторг был вначале! Такие все казались умнички, такие талантливые, так их легко, думалось, можно будет научить. О, эта наивность молодости! Идеальной грамотностью владеют, к сожалению, только единицы из числа наших любимых, пытливых и непоседливых детей. Предыдущие ученики при встрече по привычке как бы отчитываются предо мной, что они читают и как часто читают. Ну, а сегодняшние? Сегодняшние читают, но пока читают скорее всего ради отметки. И все-таки среди них есть те, ради которых на уроке «актерствуешь», вдохновляешься, так сказать, «паришь» ... И, Слава Богу!

Об одной из тех, кому нравится «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», кто читает Дину Рубину, Веру Полозкову, пишет стихи я и расскажу сейчас. Расскажу о моей ученице Доброй Дарье.

Первого сентября при знакомстве со списком детей нового для меня класса я обратила внимание на одну фамилию — Добрая Дарья. Взгляд задержался: надо же «дар добрый»! Какая она? Девочка оказалась на редкость интересной, мне легко было с ней на уроках: усердна, креативна. Мы, учителя, о таких говорим «глубокая».

Вот уже 7 лет этот Добрый Дар развивается, тянется вверх, значительно прибавляя в кругозоре, вдумчивом постижении ткани произведения, точности оценок изучаемого текста и грамотности. Мне нравится ее бесстрашие, желание идти вперед. Уже в шестом классе мы написали с ней первую научно-исследовательскую работу, отправили ее в Москву на научно-практическую конференцию «Первые шаги в науке». В очном туре Даша блестяще защитила свою работу и получила помимо Диплома победителя и Знак отличия «Первых шагов в науке» — Крест победителя в секции «Литературоведение». А я открыла в ней тогда маленького борца, умеющего собраться, и, самое главное, увидела блестящие от счастья глаза. Глаза человека, познавшего успех от сознательно приобретенных знаний. Крылья! Человек оторвался от земли — и полетел.

Полет следующих лет был по возрастающей: районные и городские научно-практические конференции, областная конференция «Читая Пушкина». По-прежнему осталась Москва, только попробовали научно-практическую конференцию для старшеклассников — секции «Интеграция» и «Национальное Достояние России».
Успех, дипломы, грамоты. Я думаю, у Даши их скопилось немало. В 10 классе съездили в Санкт-Петербург, приняли участие в конференции «Открой в себе ученого!». Пишу автоматически «мы», ведь мы это уже тандем: мы вместе. За прошедшие годы я видела, как из маленького Доброго Дара постепенно появлялась Леди Добрая Дарья. Приятно ощущать легкость общения, понимания на уровне взгляда, как в семье. От нее идет тепло, добро дарит Дарья. Как удивительно подходит ей имя и фамилия! Лучшая! Интуитивно лучшая! Сейчас, для меня, учителя и человека, Светланы Борисовны Достоваловой.

Лучшие еще будут, будут другие, я уверена: обязательно будут, чем-то удивят, обрадуют. До встречи, лучший!

Вот кажется и весь мой взгляд на служение Слову. Весь мой опыт, мое дело, дело всей моей жизни. Я стараюсь быть активной в профессии: победитель и призер городских и региональных профессиональных конкурсов, участник различных слетов и съездов. Но только культ языка и литературы, писателя и читателя есть мое подлинно духовное продолжение в душе ученика. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется...» Да, не дано. А может и не надо излишних «предугаданий»? Ведь мы можем искренне надеяться и верить, отпуская в жизненный путь своих дорогих учеников-птенцов. Вперед! К свету! Своей дорогой! И пусть слово вам будет в помощь!