В ногу со временем! О развитии судомодельного спорта в Колыванском районе

Номер: 

Аннотация. Только традиции и опыт, помноженные на время, обеспечивают достойное развитие судомоделизма, повышают личностную значимость этого вида спортивной деятельности в глазах юного поколения, воспитывая и развивая детей и подростков в социокультурном и технологическом плане.

Ключевые слова: судомоделизм, региональная история судомоделизма, современные объединения технической направленности, традиции детского творческого коллектива, отношения детей к успехам, выстраивание жизненных перспектив.

Быть в эпицентре инноваций образования — значит, в первую очередь, быть востребованным у детей. Востребованным постоянно в необычайно широком пространстве современного детства. Для судомоделизма это крайне важно. Ведь не только от успешной деятельности различного рода социально-культурных институтов области, города, района, поселка зависят официальные показатели качества работы любого конкретного руководителя объединения технической направленности, например, такие как: вовлеченность детей, общая результативность жизнедеятельности объединения, его наполняемость и перспективность. Не менее важны, думаю, и живые спортивные традиции, накопленный практический педагогический опыт, ценностные смысловые установки и идеалы, невольно воспроизводимые в каждый конкретный момент жизнедеятельности детского творческого коллектива.

Судомоделирование в Колыванском районе возникло и закрепилось, на первый взгляд, совершенно случайно. Как и всех успешных видов человеческой деятельности, которые взращиваются и укореняются в локальных точках сибирской региональной истории, побудителями-эпицентрами стремительного развития судомоделирования являются целеустремленные энтузиасты, «пенсионарии» (Л. С. Гумилёв), нашедшие в молодые годы в самой идее судомоделизма глубинный для себя смысл, который питал их творческие силы всю оставшуюся жизнь. Таким эпицентром-побудителем судомодельной истории Колыванского района стал мой отец — Агафонов Сергей Тимофеевич, который в 1979 году был отправлен, скажем так, в случайную командировку на областные соревнования школьников с первыми воспитанниками когда-то широко известного судомоделиста-педагога Манакова Анатолия Федоровича. Тогда, на заседании областной федерации судомодельного спорта, мой отец увидел перспективу развития данного направления, и она наполнила смыслом все его дальнейшие поиски в этой отрасли педагогического бытия. Сергей Тимофеевич понял, как прекрасно заниматься любимым делом вместе с воспитанниками и взращивать в них социально здоровую личность, делать это в труде и спорте.

С течением времени одним из ведущих направлений Колыванского Дома пионеров стал судомоделизм. В течение всей 40-летней истории нашего образовательного учреждения был не только накоплен уникальный опыт технических основ судомоделирования и базовых принципов педагогики, но и даже изобретен собственный лозунг: «Из технического кружка — в технический ВУЗ», который не теряет своей значимости и в настоящее время.

В современном судомодельном объединении вполне возможно строить лодки, которые не будут уступать по основным показателям продукции ведущих изготовителей. Во-первых, все имеющиеся технологии становятся все доступнее. Кроме того, развитие социальных сетей с тематическими форумами и позиционная открытость его участников позволяют делать весь этот мир сильнее, смелее и инициативнее. Применение в расчетах и проектировке специализированных программ, качественно новых материалов все ближе знакомит судомоделиста с прогрессом почти во всех областях науки и техники. Затрагивая смежные с материаловедением и конструированием дисциплины, судомоделист усваивает знания по математике, физике, химии и электротехнике. Начертить уникальную деталь, развести подходящее топливо и пр. — это только элементарная основа работы объединения. А в скольких жизненных культурно-развивающих ситуациях оказывается ребенок при подготовке и посещении соревнований! Там, на соревнованиях, перед ним открывается настоящая взрослая жизнь: это и правильный ответственный выбор, и подготовка техники, и романтика путешествий, и ежедневный, почти самостоятельный быт без надоевшей опеки родителей. Такой опыт социальных взаимодействий как знакомство и общение с другими спортсменами наполняет и обогащает личность, наделяя выездные спортивные мероприятия важной воспитательной функцией.

В объединении, где соревновательная деятельность является ведущей в продвижении спорта и стабильным показателем успеваемости детей и руководителя, очень важно оказывать постоянное взаиморазвивающее содействие всем его участникам. Вовлеченность юных спортсменов в организацию и проведение соревнований на любом уровне положительным образом влияет на лучшее понимание всех процессов: выбор места и подготовка его для мероприятия, определение нормативов и судейство. Есть еще один положительный фактор, принятый повсеместно в данном виде спорта: дети наравне со взрослыми могут принимать участие в соревнованиях любого масштаба. Это считается большим подспорьем и для первых, и для вторых. Именно в такие моменты юниоры стараются выглядеть как ведущие спортсмены, не допуская ошибок и буквально приближаясь к показателям старших.

Становясь лучше и сильнее в каком-то деле, человек находит опору и в других своих начинаниях — именно такой широкомасштабный вывод мы можем сделать, комплексно оценивая успешность воспитанников нашего клуба «Парус». Совершенно ясно, что личность складывается не только из привитых в объединении трудолюбия, умений и навыков работы в команде, повседневного планирования, организации рабочего пространства, но и от всего, что его эмоционально затрагивает во время школьных и внешкольных дел, увлечений, мероприятий.

Многие воспитанники и во взрослом возрасте остаются вовлеченными в этот интереснейший мир — мир судомоделизма. Это — и постройка, и запуски моделей на стартах, и общение, и развитие мировоззрения в целом. Выпускник судомодельного объединения обладает не только техническими и общекультурными знаниями, но и соревновательным и жизненным опытом.

Наблюдая, как стремительно растет интерес детей к судомоделированию после каждых новых стартов, какими возвращаются они в Колывань с очередных соревнований, как трепетно обсуждают увиденное — всякий раз вспоминаешь себя, когда в голове рождались новые технические идеи и проекты судов... В эти моменты с уверенностью можно заявить, что увлечение спортивным судомоделизмом — это одна из моделей современной и своевременной помощи ребенку в развитии гармоничной личности, о которой с такой высокой требовательностью говорится в Национальном проекте «Образование».

Литература

1. Агафонов, Р. С. Судомоделизм — дело всей жизни. // Воспитание  и дополнительное образование в Новосибирской области. — 2015. — № 4.